Написать нам
Лайк   0   342

Детские сады в Берлине

Поездка в Берлин — долгожданная возможность встретиться нам, педагогам, с немецкими коллегами для обмена опытом и заключения договоров о сотрудничестве. Встреча получилась интересной и полезной для каждой из сторон. Что же мы узнали?

Дошкольное образование в Германии включает частные и государственные сады.

Детские сады в германии

Частные довольно дорогие (200—250 евро в месяц), а государственные определяют стоимость исходя из дохода родителей. Есть так называемый киндерланд, где объединяются около 10 родителей, снимают помещение и присматривают за детьми.

Учредителями детских садов являются преимущественно благотворительные объединения и общины, организации и союзы, церковь. Гибкая система работы детских садов позволяет принимать детей, начиная с 6.00 до 18.00 часов, кроме субботы, воскресенья. Но возможны и варианты. Питание — 3—4-разовое. Образование, воспитание и забота о дошкольниках не ограничиваются возрастом. Есть одновозрастные и смешанные по возрасту группы детей. Однако во многих дошкольных учреждениях находится начальная школа, где возраст детей до 10 лет. Есть школьные группы продленного дня.

Родительская оплата за пребывание ребенка в детском саду Берлина рассчитывается исходя из 13% от общей суммы, выделяемой на содержание одного ребенка.

К государственному стандарту относится пятичасовой присмотр и уход за детьми. Один день содержания ребенка в детском саду Берлина обходится примерно в 25 евро. Питание детей считается дополнительной услугой, и родители вносят плату — примерно 23 евро в месяц. Каждую медицинскую прививку родителям приходится оплачивать (сумма до 56 евро).

Детские сады призваны поддержать и дополнить воспитание в семье, компенсировать недостатки в развитии ребенка с тем, чтобы предоставить ему наилучшие шансы для дальнейшего получения образования. Не каждый родитель имеет возможность определить ребенка в государственное дошкольное учреждение, а только та семья, в которой работают оба родителя.

Немецкие коллеги считают партнерство с родителями одним из непременных условий успешности результатов в воспитании ребенка.

Поддержка контактов проявляется в регулярных беседах, собраниях, проведении традиционных праздников — Дней бабушек и дедушек, летних праздников, встречах Нового года, посещениях культурных мероприятий. Педагоги совместно с родителями организуют групповые поездки и туристические экскурсии с ночевкой.

В Германии работа дошкольных учреждений осуществляется на принципах многоступенчатости и преемственности между районными, городскими образовательными программами, которые разрабатываются на основе государственных законодательных актов и единой программы дошкольного образования. В программе предъявляются обязательные требования к педагогическому процессу — воспитанию детей раннего возраста и подготовке их к обучению в школе, к компетентности и профессиональным качествам педагогов, работающих с детьми. Количество занятий не оговорено.

Главное в работе детских садов — развитие самостоятельной, социально адаптированной личности, способной жить в обществе. Для этого активизируется концепция воспитания «Помоги мне сделать это самому». Перед дошкольными учреждениями ставится задача духовного воспитания детей, развития речи и мышления, музыкальных способностей, формирования заботливого отношения к животным. Для этого детям предоставляются свободные помещения и игровой материал, с помощью которого они могут выразить свои мысли, фантазию, проблемы и ежедневные ситуации через образы, движения и язык. Некоторые дошкольные учреждения предлагают детям знакомство с компьютерным миром.

Центральным пунктом педагогической деятельности дошкольных учреждений считается формирование физического здоровья, активизация движений, развитие силы, выносливости. Для этого некоторые дошкольные учреждения предлагают плавание, сауну, занятия йогой, танцы.

Подготовка немецких детей к обучению в школе проходит через ежедневную педагогическую работу в группах и индивидуально в специально оборудованных комнатах, богатых игровым и предметно-практическим материалом.

В игровых, спортивных, театральных помещениях и на площадках педагоги поддерживают уверенность, самостоятельность детей. Большую часть времени малыши проводят на воздухе. Главными педагогическими девизами дошкольных учреждений являются «Движения — целый день» и «Воспитание в природе».

Программа нашего пребывания в Берлине предусматривала посещение детских садов «Солнечный круг», «Детский дом М.Монтессори», «Голубь мира».

Мы побывали также и в экологическом детском саду «Подсолнух». Это типовое 12-групповое здание. Обслуживают 160 детей в возрасте от 8 недель до 6 лет 22 работника (из которых 18 — педагоги). Педагоги гордятся, что здесь дети получают 4-разовое горячее питание, ведь не в каждом дошкольном учреждении есть своя кухня. Лифт помогает ускорить доставку готовых продуктов из пищеблока в группы по трем этажам здания. Обратным маршрутом вся посуда поступает снова на кухню в посудомоечные машины.

Приоритет в детском саду отдается профилактике отклонений в здоровье, обеспечению комфортного психолого-социального пребывания ребенка в учреждении.

Для профилактики сколиотической осанки организуется сон на раскладушках с твердым ложе. Они мобильные и легкие для уборки на стеллажи, так как специального помещения для сна нет. По желанию ребенок может выбрать и место прямо на полу на матрацах из поролона. У каждого ребенка есть свои постельные принадлежности, причем вместо привычных подушек мы увидели плоские мягкие игрушки в виде медведя, клоуна.

Надо сказать, что инициатива, самостоятельность в выборе действий, места организации деятельности поощряются и стимулируются. Для этого, например, дети в пространстве двух групп разного возраста свободно перемещаются и общаются между собой, выбирают место за столом для еды, даже если он находится в другой группе.

Свободное использование территории дошкольного учреждения для прогулок также считается нормой. Деление на участки по группам не предусмотрено и неприемлемо. Все пространство дошкольного учреждения предоставлено для самостоятельного освоения, разновозрастного общения, конечно же, в сопровождении взрослого.

Все устройство этого дошкольного учреждения связано с использованием природных явлений и природного материала в жизнедеятельности человека. Нас удивила установка солнечных батарей на крыше здания. Заведующая фрау Герхард объяснила, что это вызвано использованием энергии солнца для обогрева воды. Это и своеобразная система рационализации использования и экономии финансовых средств на оплату коммунальных услуг. Дождевая вода не уходит в землю, а стекает в специальную емкость. Дети могут ею полить цветы, траву, дорожки в сухую жаркую погоду.

Здесь мы увидели уголки «нетронутой» природы — большие клумбы с высокой крапивой, полынью, лебедой и другой травой, называемой «сорняками». Дети сравнивают и делают заключения о том, какие растения в естественных условиях в большем количестве бросают семена в землю, какие новые растения появились и какова причина этого явления. Немецкие коллеги считают природу огромным воспитательным садом, познавательным миром, который к тому же помогает снять стресс, характерный для большого шумного города.

Работники этого детского сада стараются объединить экологические познания человечества и со строительной практикой. Нам не удалось увидеть ярких пластиковых игровых строений на участках. Исключительно все надворные постройки сделаны из дерева. Возвращение к древесине, природному материалу — это часть экологической программы оздоровления среды, в первую очередь — для детей.

Проверкой степени подготовленности детей к школе занимается интернациональная организация. Немецкие дети идут в школу с 5,5 лет. Обязательным является обучение в течение 10 лет. Если ребенок не справляется с предложенной годовой программой, ему необходимо пройти ее еще раз.

Мы, в свою очередь, рассказали педагогам из берлинских детских садов о своей системе дошкольного образования, которой очень гордимся. Главное — сохранять лучшее в ней и привносить приемлемый опыт международной практики.

И. Каранина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress