Написать нам
Популярно
Лайк   0   525

Детство как самоценность

Изучая детство, исследователи всё чаще приходят к заключению: этот период в жизни человека — самоценен.

Существенный вклад в становление, развитие идеи о самоценности детства, впервые высказанной ещё Ж.-Ж. Руссо, внесли К. Вентцель, Я. Корчак, А. Валлон, П.П. Блонский и др. Уже в одной из первых книг, посвящённых детству («Введение в дошкольное воспитание»), талантливый педагог и психолог П.П. Блонский утверждал: «Единственно правильное воспитание — естественный рост душевных сил ребёнка, которые сообразуются с природными задатками ребёнка». Он настаивал на том, что ребёнок должен быть воспитываем как ребёнок, считал необходимым дать возможность его детству проявиться во всём своём объёме. «Мы должны, — убеждал прозорливый и мудрый учёный, — в каждом периоде обращать преимущественно внимание на то, что соответствует специфической восприимчивости данного периода, иначе мы рискуем навсегда упустить благоприятный момент».

дети, испачканные грязью

Эти мысли перекликаются с идеями А.В. Запорожца, высказанными им в русле разрабатываемой детским психологом концепции амплификации (обогащения) детского развития. Суть её в том, что каждый возраст имеет свою специфическую, непреходящую абсолютную ценность для развития индивида, вносит особый вклад в становление личности. Широко известный, небезразличный к судьбам детей психолог выступал против неразумной торопливости, искусственного форсирования, акселерации детского развития.

В его работах идея о возрастной сензитивности, самоценности детства получила своё дальнейшее развитие. Согласно концепции, предложенной А.В. Запорожцем, при организации дошкольного воспитания необходимо: учитывать не только то, что ребёнок данного возраста может усвоить при интенсивной тренировке, но и каких физических и душевных сил это от него требует; сосредоточивать усилия на воспитании прежде всего тех ценнейших человеческих качеств (например, наглядно-образного мышления, творческого воображения, эмоциональной отзывчивости по отношению к другим людям и т.д.), которые наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве и войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности; предусматривать, при каком режиме работы и при использовании какого рода специфических для данного возраста видах детской деятельности наиболее успешно усваиваются новые знания и формируются новые физиологические и психологические функции.

Отношение к детству как самоценности способствует своевременному развитию важных психических функций ребёнка, его разностороннему и гармоническому развитию. И вместе с тем обеспечивает готовность к преодолению жизненных трудностей, переходу на новую возрастную ступень.

Трудно не согласиться с прозорливым и мудрым поэтом:

самоценность детства

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живёт.

С. Маршак

Забота взрослых — способствовать полноценному проживанию ребёнком этого, так значимого для человека периода — детства.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress