Написать нам
Популярно
Лайк   0   255

Эмоциональное состояние педагога

Многие представители педагогической профессии не могут, к сожалению, похвастаться своим здоровьем.

А между тем, требуемая от педагога активность, выдержка, оптимизм, выносливость и ряд других профессионально значимых качеств, во многом обусловлены его здоровьем – физическим, психическим и психологическим.

Владение психокоррекционными и психотерапевтическими умениями значимо и для коррекции эмоционального состояния педагога, профессионально важных качеств и умений, связанных с его психологическим здоровьем.

Разного рода и депрессиям склонны все, без исключения люди. После двух месячного отдыха приходится заступать на непростую десятимесячную вахту. Победить такую болезнь можно путём организации здорового образа жизни, активного использования арт-, ландшафто-, фито, игротерапии, аутотренинга для снятия, например, последствий стресса, психического перенапряжения.

Арттерапия, т.е. коррекционные воздействия средствами искусства.

Так, например, рисование можно успешно использовать для снятия психического напряжения, стрессового состояния у педагогов.

В процессе рисования мы имеет возможность «выпустить пар», дать выход своим эмоциям, что позволяет перестроить своё отношение к некоторым ситуациям. Примером использования рисования в целях оптимизации эмоционального состояния может быть создание педагогом серии рисунков на следующие последовательно сменяющие друг друга темы: «Моя проблема», «Помощники в решении моей проблемы» (т.к. кто или что может помочь решить эту проблему), «Как я могу решить мою проблему», «После решения моей проблемы».

Оптимизировать эмоциональное состояние помогает также музыка. Слушание музыки и особенно собственное исполнение музыкального произведения, отвечающего переживаемым чувствам, помогает снизить психическое напряжение, избавиться от сильных отрицательных эмоций. Важно, чтобы музыкальное произведение соответствовало настроению.

В состоянии стресса желательно слушать не контрастную, весёлую музыку, а тихую, мелодичную; в состоянии возбуждения – мелодии с подчёркнутым ритмом. Постепенно, в соответствии с изменяющимся под воздействием музыки настроением, мы меняем и характер последующих произведений, что позволяет нам оптимизировать наше эмоциональное состояние.

В целях укрепления здоровья целесообразно обратиться и к библиотерапии. Принцип подбора литературных произведений сохраняется тот же, что и при выборе музыкальных произведений: главное – соответствие переживаемым чувствам с последовательным изменением характера произведения. Можно использовать с этой целью и специальные психотерапевтические и медитативные сказки и др.

Ландшафтотерапия – общение с природой. Влияние пейзажа на психику различно: оно может быть как полезно-возбуждающим, способствующим бодрости и оптимизму, так и расслабляющим, вызывающим мечтательность и самоуглубленность, состояние покоя. Важно правильно определить свою потребность, своё душевное состояние и отправиться в то знакомое и любимое место, которое будет созвучно Вашему настроению, где Вы сможете удовлетворить свою потребность.

Известно, что энергия деревьев влияет на нашу психику, причём каждая порода имеет свой собственный, только ей присущий, характер влияния. Кроме того, свою энергию деревья «излучают» неравномерно: у каждого – свой период покоя и бодрствования.

В состоянии переутомления, депрессии «подзарядиться» энергией можно от деревьев-доноров, обладающих большими запасами биоэнергии и способных быстро её восстанавливать: берёзы, вишни, кедра, клёна, липы, рябины и др.

Например, энергия берёзы успокаивающая, сильная, мягкая, постоянный поток её способствует заживлению язв и ран (в том числе душевных); наивысшая активность энергетического потока берёзы приходится на период 5-9 час. Мягкая энергия клёна бодрит, способствует снятию стресса. наибольшая активность проявляется в период 7-8 час.

Фитотерапия (терапия лекарственными растениями), ароматерапия (использование запахов как средства оптимизации своего состояния).

Так, например, в состоянии перевозбуждения при расстройствах сна целесообразно использовать такие растения, как мята, мелисса, валериана, пустырник, хмель (шишки) и др. В ситуации же необходимости «подпитки» энергией, стимулирования активности нашими помощниками будут такие растения, как элеутерококк, женьшень, аромат цитрусовых (кроме того, аромат лимона позволяет избавиться в значительной степени от мигрени, аромат апельсина является эффективным стимулятором мыслительной активности).

Цветотерапия. Цвет – фактор упорядочивания, гармонизации. Установлено, что к цвету чувствителен не только глаз, а все клетки человеческого тела. Конкретный цвет оказывает определённое воздействие на человека. Светлые тона вызывают обычно лирическое настроение, яркие – приподнятое, темные и тусклые – угнетают, пестрота и дисгармония красок – раздражают. Наиболее благоприятны для зрения человека зелено-голубые и зелено-жёлтые цвета различных оттенков.

Зелёный цвет успокаивает, гармонизирует, помогает дисциплинировать ум и тело, способствует саморегуляции, формированию уверенности в себе, чувства стабильности. Синий (особенно темно-синий) цвет успокаивает, создаёт у человека чувство безопасности, защищённости. Голубой гармонизирует, охлаждает, освобождает от тяжёлых мыслей. Красный возбуждает, стимулирует активность, повышает настроение. Жёлтый цвет также стимулирует активность (особенно мыслительную), вселяет надежды на лучшее, способствует проявлениям воображения. Оранжевый наилучшим образом активизирует мыслительную деятельность.

Знание педагогом закономерностей воздействия конкретных цветов и их сочетаний на человека позволит ему грамотно организовать интерьер, подобрать одежду, аксессуары с тем, чтобы оптимизировать своё состояние, а также эмоциональное состояние детей.

Кроме того, с целью оптимизации эмоционального состояния можно использовать специально подготовленный цветовой ряд. Так, например, в ситуации необходимости мобилизации сил, стимулирования активности мы будет ориентироваться на постепенное восприятие цветов от зелёного к жёлтому и красному. И, наоборот, при ярко выраженной потребности в расслаблении, покое мы сперва будем ориентироваться на цвет, соответствующий нашему возбуждённому состоянию, – красный, а затем последовательно перейдём к восприятию успокаивающих цветов (зелёный и синий).

Общение с близким человеком также эффективно помогает выйти из негатива. Процесс взаимодействия с человеком, готовым и умеющим выслушать тебя, понять, разделить твои переживания, помочь сломом и делом, даёт возможность разрядить очаг возбуждения, совместно разработать пути решения проблемы, а также переключиться на другую тему, сопряжённую преимущественно с положительными эмоциями. Общение со счастливыми людьми также насыщает нас позитивными эмоциями, так как их чувство радости жизни передаётся окружающим.

Аутотренинг, включающий в себя релаксацию и самовнушение. Так, например, использование дыхательной гимнастики позволяет оптимизировать эмоциональное состояние. Ритмическое дыхание ведёт к понижению возбудимости дыхательного центра и других центров головного мозга. Для снятия волнения, возбуждения, уменьшения напряжения используется успокаивающее дыхание, с постепенным удлинением выдоха. И, наоборот, мобилизирующее дыхание, при котором длительность вдоха увеличена, помогает снять вялость, сонливость, мобилизировать силы.

Итак, овладение психологической культурой позволяет педагогу опознать в реальном явлении психологическую проблему, «поставить диагноз» своему начинающемуся заболеванию и, используя специальные психологические умения, стать в определенной степени самому себе «доктором».

Более того, высокий уровень развития профессиональной психологической культуры может значительно «отодвинуть болезнь», стать своеобразной «баррикадой» перед её появлением.

Е.А.Панько, Е.М.Семенова, Е.П.Чеснокова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress