---Работа с детьми с нарушениями слуха
 RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort çankaya escort Sincan Escort Etimesgut Escort Ankara escort Ankara Escort Ankara escort Ankara escort beylikdüzü escort beylikdüzü escort Restbet Timebet ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort pendik escort maltepe escort ümraniye escort kartal escort ataşehir escort izmir escort izmir escort ankara escort ankara escort japon porno izle karabuk escort nigde escort hatay escort kirklareli escort cankiri escort amasya escort tekirdag escort
2   0   2245

Если у ребенка нарушение слуха

Организации специальной образовательной и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха

Наша работа строится с учетом психофизического состояния детей, степени проявления потери слуха и недоразвития речи.

Создание доброжелательной обстановки, воспитание адекватного отношения к окружающим, правильного поведения в коллективе, а также развитие нравственных этических представлений детей – важнейшие задачи работы воспитателя. Воспитатель внимателен к психическому состоянию ребенка, на каждом занятии отмечает все положительные изменения. Занятия должны приносить малышу чувство удовлетворения от собственных успехов.

Фиксация на успехах не только мотивирует ребенка к дальнейшей деятельности, но и способствует появлению уверенности в своих силах. Благодаря этому происходит постепенная перестройка отношения ребенка к своему дефекту, к себе, к окружающим, меняются в лучшую сторону его характерологические черты.

В группе проводится подготовка к школе: развитие коммуникативных навыков, обучение чтению, письму, формирование элементарных математических представлений, обогащение представлений об окружающем мире и т.д. При подготовке детей к школе максимально учитываются индивидуальные особенности и возможности.

Положительный опыт нашей группы в воспитании и обучении слабослышащего ребенка совместно с семьей продолжает реализовываться в специальных общеобразовательных школах. Мы не теряем связь с семьями выпускников, продолжаем общение и интересуемся их дальнейшей судьбой.

Хочется обратиться к родителям, воспитывающим детей с нарушением слуха.

Уважаемые родители!

Если в вашей семье растет ребенок с нарушением слуха, дайте ему возможность с самого раннего детства получать информацию всеми клеточками его тела и задействуйте при этом все его способности. В каждом ребенке от рождения заложен большой интеллектуальный потенциал, и даже если он не слышит, не видит или страдает от какого-либо недуга, он все равно тянется к познанию, потому что это природная, инстинктивная потребность каждого человека!

Насколько можно оценить потерю людей, никогда не слышавших голоса матери, шелеста листьев на деревьях, пения птиц, скрипа снега под ногами, музыки?… Однако потеря слуха не становилась бы такой трагедией для человека, если бы не приводила к отсутствию речи. Речь служит средством общения, связи между людьми, понимания и выражения мысли, желания, чувства. Результатом двух взаимосвязанных дефектов – нарушения слуха и отсутствия речи – становится нарушение полноценного взаимодействия, взаимопонимания, общения человека с окружающими, что искажает весь смысл человеческого существования.

Врожденные или наступившие в раннем возрасте нарушения слуха влекут за собой цепь последующих нарушений.

Формирование речи лишь условно можно определить сферой прямого воздействия на развитие ребенка с нарушенным слухом. В тесной взаимосвязи с процессом формирования речи протекает развитие психических процессов, составляющих предпосылки ее возникновения: внимания, способности к осознанному подражанию, восприятия, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Работа по развитию речи детей с нарушением слуха предполагает:

  • обучение восприятию, пониманию и воспроизведению слова;
  • формирование грамматического строя речи на основе включения слова в разные речевые структуры и на основе включения детей в активную речевую практику;
  • развитие выразительности речи путем ее эмоциональной, интонационной и мимической окраски.

Развитие речи при нарушении слуха, каким бы ни был исходный уровень речевого развития, возможно только в условиях специального обучения.

Начинать обучение необходимо в раннем возрасте, что позволит наиболее полно использовать сензитивный период для овладения речью. Развитие речи нужно рассматривать вместе с общим развитием ребенка. Формирование речи детей с нарушением слуха осуществляется только на основе их всестороннего развития. Успех общего развития тесно связан с уровнем развития речи.

У глухого ребенка нелегко выработать естественное речевое поведение:

  • он не слышит и поэтому не понимает, зачем ему это нужно;
  • он постоянно желает облегчить для себя форму общения, ведь это легче и быстрее.

У него должна выработаться привычка все проговаривать. Самое главное – добиться, чтобы ребенок понимал смысл произносимых слов, чтобы речь стала его потребностью.

Рецепторы органов речи находятся на кончиках пальцев, поэтому в занятия включаются упражнения пальчиковой гимнастики. Для этих целей полезна дактильная азбука – она на ранних этапах облегчает формирование словесной речи, поскольку для глухого малыша она легче в применении и позволяет за более короткий срок накопить достаточный объем слов, овладеть звукобуквенным составом слова, а значит, и научиться читать.

Особенностью почти всех детей с нарушением слуха является и нарушение координации движений, поэтому физическими упражнениями не стоит пренебрегать, тем более что малышам доставляет удовольствие двигаться.

Если развивающую информацию через слуховой анализатор нормально слышащий ребенок получает в течение дня, постепенно вникает и запоминает ее без особого труда, то ребенку с нарушением слуха нужны постоянные занятия и наглядное использование полученной информации в бытовых условиях.

Словами обозначаются любые действия, предметы, их качества, проговаривается и объясняется все, что делается. Но говорить необходимо лишь те слова, понятие которых нужно сформировать, и так, чтобы ребенок воспринимал их зрительно и на слух. Объясняют все в доступной для малыша форме, с использованием знакомых ему слов. Благодаря этому его обогащается словарный запас, и он начинает ориентироваться в предметных действиях.

Не всегда все получается, но рано или поздно совместные усилия принесут плоды. Ребенку необходимы лишь поощрение и похвала. Он обязательно все усвоит, и со временем покажет, что запомнил; главное постоянно закреплять полученный материал.

От выработанных единых требований к ребенку, атмосферы свободы и радости творчества, целенаправленности педагогического процесса зависит, каким вырастет малыш.

Е. Шиманко

Конспекты занятий для детей с нарушением слуха

ОВОЩИ

Конспект фронтального занятия по развитию речи (первый год обучения)

Задачи: учить понимать и выполнять инструкции, связанные с организацией занятия; формировать умение соотносить натуральные предметы с картинкой, табличку — с натуральным предметом, табличку — с картинкой; формировать умение называть овощи с опорой на табличку; учить узнавать предметы на ощупь.

Материал: натуральные овощи, картинки с изображением овощей, таблички, мешок, платок.

Ход занятия

Организационный момент

[Маша.] Кто? [Сядь.]

[Рома.] Кто? [Сядь.] И т.д. со всеми детьми.

[Будем заниматься.] Как?

[Будем слушать.] Как?

[Будем говорить.] Как?

Основная часть

1. Стук в дверь.

Сурдопедагог. Кто там? Пойдём, посмотрим. Кто пришёл? Кто это? [Мишка.]

Что мишка принёс? (Мешок.)

[Что там?] Спросите.

[Лук.] (Это лук.) Сурдопедагог даёт каждому ребёнку ощупать овощ и проговаривает сопряжённо название. После этого кладёт овощ на стол и подставляет табличку.

[Это морковь.] [Это огурец.] [Это помидор.] [Это капуста.]

2. Физкультминутка.

[Встаньте.]

[Бегите.] Как? У…

[Прыгайте.] Как? Оп-оп-оп…

[Хлопайте.] Как? Па-па-па…

[Идите.] Как? Топ-топ-топ…

[Стойте.] [Сядьте.]

3. Игра «Узнай на ощупь».

[Будем играть.]

Маша. [Иди ко мне.] (Завязать глаза и дать ощупать овощ.)

Что было? (Девочка выбирает соответствующую картинку и вместе с педагогом проговаривает название с опорой на табличку.)

И так с каждым ребёнком.

4. Соотнесение картинки с табличкой.

На столах у детей лежат карточки с изображением овощей и таблички.

[Возьмите.] (Показать карточки и таблички.) [Подложите.]

Сурдопедагог проверяет у каждого, верно или неверно сделано задание, и проговаривает название овощей.

[Уберите.]

Итог занятия

[Всё.] [Молодцы.] [Идите.]

 

ОВОЩИ И ФРУКТЫ

Конспект фронтального занятия по развитию речи (третий год обучения)

Задачи: закреплять название овощей и фруктов в речи детей; ввести в активный словарь обобщающие понятия «овощи», «фрукты»; закреплять представления детей о месте произрастания овощей и фруктов; учить выделять «четвёртый лишний» и аргументировать свой ответ.

Материал: картинки с изображением овощей и фруктов, таблички, картинки с изображением сада и огорода, ручки, тетради, игра «Врисованные контуры».

Ход занятия

Организационный момент

Сурдопедагог. Сядьте ровно. Смотрите на меня.

Слушайте. (За экраном сурдопедагог называет имена детей, названный отвечает «Я».)

[Что мы будем делать?]

[Будем заниматься.]

[Что мы будем делать потом?]

Потом пойдём гулять.

Основная часть

1. На наборном полотне выставлены картинки с изображением овощей и фруктов в две колонки.

Что это? (Дети называют и соотносят таблички с картинками.)

ПомидорЯблоко
СвёклаГруша
МорковьСлива
КапустаБанан
ОгурецЛимон
КартофельАпельсин
ЛукВиноград

Что это? (Обводящим жестом указываем на 1-ю колонку.) [Овощи.]

[Где растут овощи?] (Подставляем картинку «огород».) [Это огород.]

[Овощи растут в огороде.]

Что это? [Фрукты.]

[Где растут фрукты?] [Это сад.]

[Фрукты растут в саду.]

(Всё убираем.)

2. Физкультминутка.

Встаньте.

Покажите руки. Руки [вверх], [вниз], [в стороны].

Покажите ноги. Топайте. Прыгайте.

Стойте. Сядьте.

3. Игра «Четвёртый лишний».

[Будем играть.] Закройте глаза.

(На наборном полотне педагог выставляет 4 картинки: лук, капуста, яблоко, помидор.)

Стук в барабан — дети открывают глаза.

[Правильно?]

Нет. Маша, убери картинку.

(Маша убирает яблоко.)

Что ты убрала?

Я убрала яблоко.

[Почему?]

Яблоко — фрукт, а это овощи.

Аналогично:

Лимон, лук, банан, яблоко.

Слива, морковь, свёкла, огурец.

Апельсин, груша, виноград, капуста.

4. Игра «В саду — в огороде».

(Дети надевают шапочки овощей и фруктов.)

[Тут сад.] [Тут огород.]

(Звучит бубен — дети бегают. Бубен молчит — дети в шапочках овощей и фруктов бегут в сад и огород.)

[Что растёт в саду?]

Дети в соответствующих шапочках [Слива растёт в саду.]

[Яблоко растёт в саду.] И т.д.

[Что растёт в огороде?]

[Лук растёт в огороде.]

[Огурец растёт в огороде.] И т.д.

5. Игра «Врисованные контуры».

[Возьмите ручки, тетради.]

[Возьмите карточки.] Посмотрите. Что там?

(На карточках врисованные контуры 3—4 овощей или фруктов.)

Пишите, что увидели.

(Дети пишут, например: слива, груша, банан — это фрукты.)

Педагог индивидуально проверяет.

Итог занятия

Что мы делали?

Мы занимались.

Мы говорили, слушали, играли, писали.

[Как мы занимались?]

[Мы занимались хорошо.] Молодцы!

С. Шаханова

 

ВРЕМЕНА ГОДА

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (третий, четвёртый годы обучения)

Цель: обобщать представления детей о явлениях живой и неживой природы; готовить руку к письму.

Программное содержание: развивать у дошкольников слуховое восприятие, память, речь, мышление, умение выполнять словесные инструкции. Обобщать представление о сменах времён года и сезонных изменениях в природе. Уточнить представление детей об очерёдности сезонов, формировать понятия «было», «сейчас», «будет» и «будет потом». Побуждать детей к проговариванию слов и фраз. Развивать мелкую моторику рук, умение списывать слова (3-й год обучения), фразы (4-й год обучения). Воспитывать усидчивость, умение слушать педагога, выполнять задания в соответствии с требованиями.

Речевой материал. Какое время года? Зима, весна, лето, осень. У кого? У меня. Какое время года сейчас? Сейчас весна. Какое время года было? Была зима. Какое время года будет? Будет лето. Какое время года будет потом? Потом будет осень.

Материал: набор картинок для игры «Времена года», таблички, ученические тетради в крупную клетку и шариковые ручки, плакат «Времена года» с карманами, табло.

Ход занятия

Фонетическая зарядка.

Воспитатель (В.). Что будем делать? Будем говорить: «А-о-у-э-и; ла-ла; ло-ло; лу-лу».

Вступительная часть

В. Сядьте ровно. Что будем делать?

Будем заниматься.

Будем слушать. Как ты слышишь (за экраном)?

Ребёнок. Я слышу: Карина, Вадим, Саша, Артур.

Основная часть

1. Дидактическая игра «Времена года».

В. Будем играть. Игра «Времена года» (табличка).

Дети. Времена года (чтение таблички).

В. Как называется игра (слухо-зрительное восприятие)?

Дети. Времена года (устно, устно-дактильно).

На доске висит плакат «Времена года» с карманами. Дети сидят за столами, перед ними перевёрнутые картинки с изображением времён года.

В. Какое время года (слухо-зрительное восприятие)?

Дети. Весна, лето, осень, зима (устно, устно-дактильно).

По команде дети переворачивают картинки.

В. У кого лето (осень, зима, весна)? (Слухо-зрительное восприятие)

Дети. У меня (устно).

Уточняется содержание картинки, которая затем помещается в соответствующий карман. Игра заканчивается, когда все картинки будут помещены в нужные карманы.

2. Дидактическое упражнение «Было, сейчас, будет и будет потом».

Педагог задаёт вопросы, дети на них отвечают, нужные таблички выставляют на табло.

В. Какое время года сейчас?

Дети. Сейчас весна.

В. Какое время года было?

Дети. Была зима.

В. Какое время года будет?

Дети. Будет лето.

В. Какое время года будет потом?

Дети. Потом будет осень.

3. Логоритмическое упражнение «Заботливое солнышко».

Солнце с неба посылает

Лучик, лучик, лучик.

(Дети ритмично скрещивают руки над головой.)

И им смело разгоняет

Тучи, тучи, тучи.

(Плавно покачивают руками вверху.)

Летом нежно согревает

Щ¸чки, щ¸чки, щ¸чки.

(Ритмично потирают щёки.)

А весной на носик ставит

Точки, точки, точки.

(Ритмично постукивают пальцем по носу.)

4. Печатание.

В. Что это (слухо-зрительное восприятие)?

Дети. Это тетрадь. Это ручка (устно-дактильно, устно).

В. Что будем делать (слухо-зрительное восприятие)?

Дети. Будем писать (устно-дактильно, устно).

В. Откройте тетради. Пишите.

Самостоятельное письмо с последующей проверкой и чтением.

Итог занятия

В. Ребята, что мы делали на занятии?

Дети. Мы говорили (играли, думали, писали, читали).

В. Все старались, молодцы!

И. Ковалёва

 

ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) с участием родителей (первый год обучения)

Цель: обобщать представления детей о семье и членах семьи; упражнять в умении рисовать лицо.

Программное содержание: развивать слуховое восприятие, умение прислушиваться к речи взрослого, выполнять словесные инструкции. Обобщать знания детей о семье и её членах: мама, папа, бабушка, дедушка, я (ребёнок). Закреплять навыки и умения рисования, полученные на предыдущих занятиях. Уточнить знания детей о частях тела: глаза, нос, рот, уши, волосы; понятия «девочка», «мальчик». Развивать цветовосприятие, творческие способности, мелкую моторику рук, мышление, память, тактильную чувствительность, речь. Побуждать к проговариванию усечённых слов. Воспитывать любовь к близким, аккуратность в работе, умение доводить начатое до логического конца.

Оборудование и материал: мольберт, ширма, альбом для рисования, фломастеры по количеству детей, таблички, ладошка-перчатка с героями пальчикового театра (папа, мама, бабушка, дедушка, ребёнок), музыкальное сопровождение.

Ход занятия

Вводная часть

Хороводная игра «Кто у нас хороший».

Воспитатель (В.). Девочки. Кто? (Девочки показывают на себя.) Сядьте. (Девочки садятся.)

Мальчики. Кто? (Мальчики показывают на себя.) Сядьте. (Мальчики садятся.)

Организационный момент

В. Сядьте ровно. Будем заниматься.

Будем слушать. Как? (Дети показывают и говорят: «Ушками».)

Будем смотреть. Как? (Дети показывают и говорят: «Глазками».)

Будем говорить.

Будем играть. Где? (Дети показывают на ковёр и проговаривают вместе с воспитателем: «Там».)

В. Что это?

Дети. Альбом. (Показывают.)

В. Что это?

Дети. Фломастеры (Показывают.)

В. Что будем делать?

Дети. Будем рисовать.

Логоритмика «Моя семья».

Родитель показывает из-за ширмы ладонь-перчатку.

В. Идите ко мне. (Дети подходят к ширме.)

Это семья. Показывает на перчатку и проговаривает слова, а родитель выполняет соответствующие движения.

Это — дедушка,

Загибает пальцы, начиная с большого.

Это — бабушка,

Это — папа,

Это — мама,

Это — я!

Это вся моя семья.

Ладонь раскрывается, рука прячется за ширму.

В. Дедушка. Где? Позовите.

Дети. Дедушка! (Из-за ширмы показывается большой палец, дети находят его на своих руках.)

Бабушка — указательный палец.

Папа — средний палец.

Мама — безымянный палец.

Я — мизинец.

Воспитатель вместе с детьми проговаривает слова и загибает пальцы, начиная с большого.

Основная часть

В. Сядьте за стол. Будем рисовать. Как?

Обвести руку каждого ребёнка и вместе с ним проговорить слова логоритмики «Моя семья».

В. (показывая на мольберте). Рисуйте так. Глаза. Где? Нос. Где? Рот. Где? Уши. Где? Волосы. Где? (Дети показывают и рисуют.)

Дети дорисовывают лица членов семьи. По мере необходимости оказывается индивидуальная помощь. Уточнить, кого изобразил ребёнок. Организовать выставку детских работ.

Заключительная часть

Подведение итогов занятия и поведения детей.

В. Что мы делали?

Дети. Мы занимались. Мы рисовали.

В. Кто это?

Дети. Дедушка, бабушка, папа, мама, я.

В. Красиво! Молодцы!

Н. Харлинская


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector