Написать нам
Популярно
Лайк   0   196

Если в семье собака или кошка

Какой ребенок не рад зверю в доме?! Какой ребенок, особенно школьного возраста, не просит, чтобы ему купили щеночка или котеночка?!

И, если родители не очень податливы, дети нередко сами приносят с улицы бездомных малышей. Что же самое главное, когда под одной крышей живут четвероногие питомцы и дошкольники? Самое главное — научить ребенка правильному общению с животными: мягкости и неназойливости, умению считаться с желаниями четвероногого друга, чувствовать его состояние, переживать его боль. Это бесценные нравственные качества, без которых не могут развиваться гуманистические задатки в личности мальчика или девочки.

Собаки прекрасно умеют уклоняться от слишком уже назойливого внимания детей — факт, обладающий значительной воспитательной ценностью: поскольку нормальные дети получают большое удовольствие от общества собак и огорчаются, когда те от них убегают, они вскоре начинают соображать, как следует себя вести, чтобы собаки видели в них хороших товарищей. В результате дети, хотя бы немного тактичные от природы, еще очень в раннем возрасте привыкают считаться с другими. Когда, придя в гости, я замечаю, что собака не избегает пяти-шестилетнего ребенка, а спокойно к нему подходит, мое уважение к ребенку и ко всей семье немедленно возрастает”.

Прежде всего, ребенка надо научить сдержанности, когда животные едят. Ему следует объяснить, что собака или кошка ест, потому что голодная. В этот момент не может быть игры. Надо спокойно подождать, пока она поест (не подходить и не мешать ей). Все животные охраняют свою еду и в момент принятия пищи могут быть агрессивными. Активность ребенка следует переключать на наблюдение.

kot Alex-minЕсли наблюдения ведутся за кошкой, то внимание ребенка следует обратить на то, как, насытившись, она тщательно ухаживает за собой: умывается лапами, вылизывает языком шерсть на всех частях своего тела. Пусть малыш увидит, как ловко и старательно она это делает. И пусть не мешает ей — ведь от такого “туалета” шерсть у кошки становится чистой, блестящей, пушистой.

Хорошо, если ребенка приучают считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг, и ему не надо мешать, проснется — тогда можно с ним поиграть. Наблюдения за спящими животными тоже интересные: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.

Особенно радует дошкольника игра с животными.

Живя под одной крышей с кошкой или собакой, он считает их партнерами в своих забавах и развлечениях. И это отнюдь не странно! Все молодые особи высокоразвитых животных (особенно млекопитающих) переживают ювенальный период — время, когда они любят играть.

Все ли игры ребенка с животным безобидны и имеют воспитательную ценность? Наблюдения показывают, что в ряде случаев имеет место насильственная игра, когда ребенок пытается втянуть животное в свои чисто человеческие занятия, не считаясь с его желанием и возможностями. Так, приходилось наблюдать девочку, которая обращалась с котом как с куклой: сажала его за кукольный стол, кормила из кукольной посуды, пеленала или наряжала в одежды, пыталась катать на машине и качать на качелях. Так как девочка делала это неоднократно, кот возненавидел ее и прятался всякий раз, когда она возвращалась домой. Понятно, что такая игра для свободолюбивой и независимой кошачьей натуры недопустима. Ребенку она тоже приносит вред, так как он лишний раз упражняется в безжалостном обращении с животными.

Какая же игра с домашним животным допустима и полезна?

Всякая, когда она обходится без насилия! Когда происходит при добровольном участии, как ребенка, так и животного. Когда приносит взаимную радость — радость объединения, радость общения.

Такая игра вполне реальна, если ребенок не понуждает животное делать то, что тому неприятно или вообще не свойственно, а, наоборот, считается с его двигательными и поведенческими возможностями.

Вспоминается переезд на новую квартиру, среди участников которого были девочка и четырехмесячная кошка. В большой и темной комнате, среди, хаотического нагромождения мебели, тюков и коробок, была затеяна игра, можно сказать, виртуозная и фантастическая. Бегство, погоня, внезапные прыжки — все было взаимным.

Если девочка превосходила кошку в нахождении обходных путей, различных способов ловли, то котенок удивлял виртуозностью своих движений, быстротой и ловкостью перемещения в пространстве. Особенно поражали его мгновенные взлеты на шкафы, на рулон ковра. Игра приносила огромное удовольствие обеим ее участницам. Это было добровольное игровое общение.

Зная возможности собаки и кошки, можно придумать множество разных игр (классическая игра котенка с бумажным бантиком на нитке, бег щенка за мячом или другим предметом). Это развивающие игры, т.к. они основаны на наблюдательности ребенка: он видит, что и как делает животное, что оно может, и следует за ним.

Помимо игры допустимы и другие формы общения. Некоторые дети дошкольного возраста стремятся обучать своих четвероногих друзей. Дрессировка — сложный процесс, требующий терпения и выдержки. Поэтому учить животных надо лишь тем движениям, которые доступны им. При этом следует учитывать общую способность животного к обучению.

С этих позиций кошку вообще не следует дрессировать: для ее свободолюбивой и независимой натуры это мучительно. Другое дело — собака: она очень податлива к обучению. В молодом возрасте (но не ранее 7-8 месяцев) ее можно научить разным несложным действиям и движениям: давать лапу, стоять и кружиться на задних ногах, приносить вещь, прыгать в обруч.

Взрослый должен показать ребенку, как маленьким лакомым кусочком, например, сахара или колбасы он, поднося его к носу собаки, заставляет ее подняться на задние лапы, приговаривая при этом: “Танцуй, танцуй!”. Как только результат будет достигнут, собаке сразу же надо дать угощение. В дальнейшем она будет выполнять это движение только по вышеуказанным сигнальным словам, но каждый раз ее надо похвалить и погладить — одобрение хозяина для нее много значит. Аналогичным образом ее можно научить и другим вещам.

Детей 5-7 лет можно приобщать и к трудовым действиям, направленным на уход за четвероногими питомцами.

Они могут мыть кормушки, поилки, наливать воду, класть в чашки еду. Следить за чистотой животных (мыть, расчесывать). Прогуливать собаку на поводке (в большинстве случаев) они должны вместе со взрослыми. Во всех ситуациях ребенка учат быть доброжелательным, заботливым и понимающим хозяином. Живя под одной крышей с кошкой или собакой, ребенку, конечно, интересно узнать о своем друге все, что можно. Поэтому взрослым необходимо регулярно расширять его кругозор.

Старших дошкольников следует познакомить с разнообразным использованием собак на службе у человека. Рассказать об их подвигах на войне и в мирное время. Детям интересно узнать, что в разных странах, в том числе и в нашей, собакам поставлено немало памятников. Вот, например, памятник в Париже всемирно известному сенбернару Барри, который отыскал в снегах Альп и спас 40 человек, а погиб, спасая 41-го.

Николаева С.Н.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress