Написать нам
Лайк   0   449

Правила этикета в детском саду

Как часто, наблюдая за общением взрослого с ребёнком, мы слышим фразы: «Так должен вести себя за столом воспитанный ребёнок», «Так должен поступать культурный ребёнок». Можно бесконечно долго перечислять подобные примеры. Этикет, правила поведения не являются чем-то застывшим, раз и навсегда данным, они меняются от эпохи к эпохе, живут в пространстве и времени.

Культура поведения ребенка за столом

И, тем не менее, каждое новое поколение строит свою жизнь на основе того, что создали старшие. Меняются вкусы, привычки, манеры, но какие-то главные ценности свято хранят и молодые. В перечень таких ценностей можно внести правила этикета. Сколько уж минуло веков, а люди всё ещё ценят и вежливость, и такт, и умение быть приятным собеседником, и умение вести себя за столом.

Знание этикета — один из принципов воспитанности.

Всем известно пожелание «Приятного аппетита!». Красивая сервировка, вкусно и аппетитно оформленные блюда, спокойная обстановка — всё это создаёт психологический комфорт во время еды и имеет большое значение не только для хорошего аппетита, но и для формирования навыков культурного поведения за столом. Кроме того, человек, умеющий вести себя за столом, выглядит красивым и привлекательным, оставляет приятное впечатление о себе.

Несмотря на банальность заявленной темы, мы уверены: она остаётся актуальной и сегодня. Наблюдения показывают: без специальной подготовки воспитателей, без систематической работы процесс формирования навыков поведения за столом приобретает бытовой характер (учим вести себя так, как привыкли сами).

Поэтому дети не знают, куда деть локти, как обойтись с использованной бумажной салфеткой и сколько раз её можно брать во время еды, как есть фрукты и ягоды из компота и куда девать косточки, куда положить вилку, если стол сервируется без ножа и многое другое.

праила столового этикета для дошкольников в детском саду

Поведение человека во время приёма пищи регулируется правилами столового этикета, поэтому для успешного овладения детьми ролью культурного человека за столом мы организовали обучение этим правилам.

В детском саду обучение детей правилам поведения за столом происходит как на специальных занятиях, так и ежедневно во время приёма пищи. Они знакомятся с разными видами посуды (кухонной, столовой, чайной) и столовых приборов, усваивают правила пользования ими.

Опираясь на особенности дошкольного возраста, мы определили этапы овладения правилами столового этикета.

1 этап. Знакомство с правилами, корректировка имеющихся знаний. Обучение правилам этикета сотрудников детского сада.

Детям в игровой ситуации объясняют, как нужно ставить ноги, куда класть руки, какой должна быть спина. Пусть ребёнок ненадолго примет правильную позу, но это уже станет образцом для подражания, своеобразным опытом, который поможет ему вспомнить правильную позу при словесном напоминании взрослого.

Конечно, эту работу можно проводить и непосредственно во время приёма пищи. Но мы твёрдо убеждены: знакомство с правилами должно происходить на занятии. Во время приёма пищи физиологические потребности ребёнка преобладают над всеми остальными, и ему совершенно не хочется слушать и запоминать правила. Поэтому первостепенную роль мы отводим специально организованным занятиям.

Чтобы создать атмосферу общей культуры и красоты, разработали план занятий семинара с сотрудниками по обучению правилам столового этикета.

2 этап. Создание необходимой материально-технической базы и развивающей предметной среды: аудио- и видеоаппаратура; наборы красивой современной посуды и столовых принадлежностей: белоснежные скатерти, салфетки, вазочки для цветов, подставки для бумажных салфеток.

Особое внимание уделили оборудованию центров этикета в группах. Воспитатели на основе методических рекомендаций оформили центр этикета, включая схемы сервировки стола и складывания салфеток, картинки по украшению и сервировке стола, образцы оформления подарков, украшения для праздничного стола.

3 этап. Закрепление знаний (сюжетно-ролевые и дидактические игры, создание специальных ситуаций, другие виды занятий (по изобразительной деятельности, познавательные, музыкальные), праздники и развлечения («День рождения», «День смеха» и др.), традиции группы: «Сладкий стол», «Чаепитие с родителями», игры на развитие мелкой моторики и координации движений.

4 этап. Самостоятельное выполнение правил в соответствии с жизненными ситуациями и обстоятельствами (организация работы в центрах этикета).

Таким образом, система работы по формированию норм культурного поведения ребёнка за столом построена на соблюдении следующих принципов:

  • Основные правила столового этикета адаптированы к дошкольному возрасту.
  • Обучение строится с учётом возраста детей. Обучение правилам этикета начинается с трёхлетнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе.
  • В целях закрепления полученных знаний и умений используются специальные уголки этикета.
  • Широкая просветительская работа среди родителей.
  • Компетентность всех сотрудников по вопросам столового этикета.

Мода постоянно меняется, поэтому, несмотря на все её капризы, усвойте золотое правило и следуйте ему всегда: «Избегайте излишеств! Всё хорошо в меру». Такова одна из заповедей современного этикета, пришедшая к нам из глубины веков. Этого же правила придерживаемся и мы в своей работе.

А. Хранюк, Н. Мащелева


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress