Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort istanbul escort istanbul escort beylikdüzü escort istanbul escort beylikdüzü escort Sincan Escort Bursa escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort
1   0   673

Психологическая культура педагога

Начало нового века ознаменовано реализацией стратегий модернизации образования с акцентом на социализацию подрастающего поколения. Ключевыми компетенциями, которые формируются в образовательном процессе, должны стать формирование системы универсальных знаний, опыта самостоятельной деятельности, инициативы и личной ответственности.

Постоянные изменения в современном обществе, ускорение темпов жизни опосредуют кардинальные изменения во взаимоотношениях, доминирующих системах ценностей различных социальных и возрастных групп населения. Далеко не каждому человеку удаётся адаптироваться к происходящим изменениям, освоить новые формы социальных отношений. Недостаточно высокий уровень психологической культуры опосредует возникновение конфликтных ситуаций в отношениях, снижает продуктивность различных видов совместной деятельности, что позволяет рассматривать проблемы взаимодействия как проблемы внутренней психологической культуры.

Ряд проблем в жизни современного общества обусловлен психологической безграмотностью родителей и семьи.

Часть проблем определяется психологической некомпетентностью определённой части педагогов.

Возьмём для примера чрезмерное увлечение деятельностью по обучению грамоте, ознакомлению с основами математической деятельности, подготовке к обучению в школе в дошкольном возрасте либо раннюю специализацию, профилизацию при изучении дисциплин в общеобразовательных учреждениях — независимо от того, о каких учебных предметах идёт речь.

Ориентация современного общества на политику конструктивного и созидательного развития, реализацию социальной защищённости и сохранение здоровья ставит задачи изменения качества социального взаимодействия людей на основе повышения культуры межличностного взаимодействия.

Специальным средством, которое поможет разрешить возникшие проблемы и сохранить психологическое здоровье, является психологическая культура личности.

Ориентация на личность и её развитие требует дальнейшего сближения и интеграции педагогики и психологии. Современные педагоги, независимо от уровня образования, на котором осуществляется их профессиональная деятельность — от дошкольного образования до повышения квалификации и переподготовки на базе высшего образования, должны обладать соответствующим уровнем психологической образованности и психологической компетенции. И именно в условиях модернизации современного образования деятельность по психологизации педагогического процесса, повышению психологической грамотности, компетентности и культуры всех субъектов системы образования необходимо рассматривать в качестве одной из важнейших задач деятельности учреждения образования и особенно — социально-педагогической и психологической службы.

Становление психологической культуры подрастающего поколения является актуальной задачей современного образования по ряду причин.

  • Во-первых, период обучения зачастую совпадает с кардинальными изменениями в процессах развития личности, самостоятельно осознать и принять которые может не каждый (изменение образа «Я», появление новых потенций в познавательной и эмоционально-волевой сферах, освоение новых ролей и т.д.).
  • Во-вторых, изменение референтности отношений со сверстниками, группой может лишить возможности позитивной реализации себя и удовлетворения актуальных потребностей в этой сфере вследствие того, что общение не всегда открыто для взрослых и в ряде случаев носит иррациональный (и даже деструктивный) характер.
  • В-третьих, родители в силу своей занятости иногда практически не могут оказать психологическую помощь и поддержку в принятии и осмыслении происходящих изменений.

Несмотря на появление исследований в сфере культурно-психологических проявлений недостаточно освещённой является проблема разработки средств и механизмов развития психологической культуры педагогов, занятых в различных видах деятельности, не в полной мере исследованы возможности влияния коллектива, руководителей учреждений образования и т.д. на совершенствование культурно-психологических проявлений педагогов. Наличие противоречий между уровнем теоретических знаний о психологической культуре и возможностями развития данного образования на практике позволяет констатировать необходимость разработки конкретных рекомендаций и материалов в этом направлении.

Психологическая культура как часть общей культуры в процессе своего развития постепенно проникает в разные слои и сферы современной жизни. Знание теоретических и практических аспектов, механизмов её формирования и совершенствования является условием эффективной организации педагогического процесса.

Понятие «психологическая культура» многогранно и многофункционально.

Основными функциями психологической культуры определяются создание реалистической «Я-концепции», жизненное самоопределение, организация своей деятельности и преодоление стрессов. По мнению автора, развитая психологическая культура характеризуется систематическим самовоспитанием культурных стремлений и навыков, высоким уровнем делового общения, хорошей психической самореализацией, творческим подходом к делу, умением познать и реалистически оценить себя и других.

Структурный анализ позволяет выделить два уровня психологической культуры: житейский и научный. Житейский уровень включает в себя житейские психологические знания, понятия, социальные представления и спонтанную психологическую деятельность. Научный уровень психологической культуры включает научные психологические знания, понятия и целенаправленную психологическую деятельность.

Условием формирования психологической культуры является учёт психологической предобразованности и психотерапевтических ожиданий, личная вовлечённость, интроспективное проецирование.

Овладение психологической культурой позволяет педагогу перекодировать педагогическую задачу, опознать в реальном явлении психологическую проблему, для решения которой имеется определённый алгоритм действий.

Достаточно всесторонне феномен психологической культуры изучен Л.С. Колмогоровой. Психологическая культура определяется автором как системное многокомпонентное образование, которое характеризуется в контексте гносеологического субъективно-личностного и процессуально-деятельностного аспектов. В гносеологическом аспекте выделяют нормы, знания, значения, ценности и символы.

Положительное отношение к познанию психической реальности формируется благодаря наличию живого интереса к психологическим знаниям, умениям и желанию их использовать на практике. Будучи значимой подсистемой в структуре профессиональной компетентности, психолого-педагогическая компетентность проявляется в способности эффективно взаимодействовать с другими людьми в различных условиях. Это комплексное понятие, которое не следует сводить к педагогическим способностям, осведомлённости в сфере психологии и педагогики, наличию определённых личностных качеств.

Аффективный компонент психологической культуры характеризует особенности эмоциональной сферы педагога. Культура переживаний в структуре общей психологической культуры проявляется в специфической деятельности, направленной на оказание эмоционального влияния, преодоление критических ситуаций стресса, фрустраций, конфликта, кризиса. Напряжённость и выраженная эмоциональная окрашенность, свойственные педагогической деятельности, позволяют рассматривать эмпатию, суггестивность (способность к внушению), а также психологическую устойчивость, стрессоустойчивость (фрустрационную толерантность) как профессионально значимые качества личности педагога.

Мотивационный компонент психологической культуры включает оценку профессиональной позиции и отношения к деятельности. На увеличение продуктивности педагогической деятельности и рост профессионального мастерства оказывают определяющее положительное влияние структура мотивации деятельности и, особенно, преобладание внутренних мотивов над внешними. Обобщённым показателем отношения к труду может служить удовлетворённость профессией, которая основана на осознании правильности выбора профессии, соответствии своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда. Выбор в качестве ценности личности ребёнка означает готовность и желание педагога принять на себя ответственность за то, чтобы ребёнок был в безопасности, узнал, кто он, каковы его возможности и желания. Основными мотивационными показателями деятельности педагога являются:

  • выбор стиля педагогического взаимодействия;
  • способность и желание решать педагогические конфликты;
  • локализация контроля над происходящими событиями, психологический такт и др.

Психологическая культура понимается большинством исследователей как часть или элемент общей культуры, важнейший компонент личности.

Психологическая культура обеспечивает эффективное взаимодействие человека с другими людьми при решении различных жизненных проблем, что объясняет причину её возникновения, развития и существования на протяжении всей жизни. С понятием «психологическая культура» тесно связаны такие понятия, как «психологическая компетентность», «психологическая проницательность», «профессиональная культура» и др., но они не являются идентичными. В большинстве случаев авторы сходно определяют содержание психологической культуры, выделяя следующие характеристики: психологические знания и умения, самопонимание, идентификация, способность к эмпатии, гуманистическое отношение к другим людям и т.д.

Психологизация педагогического процесса, повышение психологической культуры являются важным условием оптимизации педагогического труда. Только педагог, характеризующийся направленностью на гуманистические ценности, стремящийся к реализации гуманистической парадигмы на основе высокого уровня овладения психологическими знаниями и умениями, может быть эффективным и конкурентоспособным.

При всём многообразии исследований феномен психологической культуры остаётся недостаточно изученным, так как исследователи расходятся в определении структуры и факторов становления психологической культуры. Однако возрастающий интерес к данной проблеме показывает практическую значимость формирования психологической культуры. Социальное бытие, представляя собой постоянное взаимодействие с другими людьми, детерминировано психологическими знаниями и умениями, составляющими неотъемлемую часть психологической культуры человека.

Психологическая культура, опираясь на всё многообразие знаний современной психологической и педагогической науки, определяет специфику новой модели профессиональной подготовки. При подготовке педагогов важно не только передать систему знаний о явлениях психической жизни человека, но и сформировать специфический субъектный мир профессионала как внутреннее условие использования знаний. Обращение к проблемам формирования психологической культуры объясняется тем, что данное явление относится к основополагающим параметрам в его личностной структуре и деятельности. Содержание профессиональной деятельности предъявляет к нему ряд специфических требований, что заставляет педагога развивать определённые личностные качества как профессионально значимые.

Ю. Емельяненко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress