RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort anadolu yakası escort anadolu yakası escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort çankaya escort şerifali escort kartal escort maltepe escort maltepe escort kartal escort Sincan Escort Etimesgut Escort Eskişehir Escort Bayan Çankaya escort Ankara escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort
1   0   690

Формирование психологической культуры родителей и воспитателей

Воспитание ребёнка — достаточно серьёзная задача современной психологии. Что здесь волнует? Прежде всего, необходимость разработки проблемы психологической культуры наших родителей и наших воспитателей.

Психологическая культура… Это совершенно новое словосочетание, хотя слово «культура» сегодня употребляется в самых различных и порой неожиданных сочетаниях, как, например, «гастрономическая культура», «культура поведения полов», «культура пития» и т.д. Но о психологической культуре не говорит никто. Так вот, психологическая культура — это такой уровень самопознания, до которого мы дошли сегодня, иначе, что мы знаем о себе самом. Как говорили древние греки: «Познай самого себя!».

Есть две формы психологической культуры. Одна — концептуально-теоретическая: различные теории, книги и т.д. И вторая — житейская психологическая культура, с которой мы имеем дело. Вот у родителей имеется житейская психологическая культура. В этой житейской психологической культуре мы должны формировать у наших родителей, студентов, всей молодёжи образ ребёнка. Вообще между нами и конкретным ребёнком находится целый ряд опосредующих вещей. Например, у нас есть такая иллюзия, что мы общаемся друг с другом лицом к лицу. Это глубокая иллюзия, один из мифов нашей психологической культуры. На самом деле мы общаемся сквозь призму представлений о том или ином человеке. Призма — образ этого человека.

Ещё одна очень важная составляющая нашей психологической культуры — что мы знаем о детстве.

Нам представляется детство, как весна, лето, осень, зима в человеческой жизни. Ничего подобного! На самом деле представление о детстве — это результат очень длительного человеческого развития. Было время, когда детства вовсе не было. Ребёнок сразу же вступал в жизнь взрослого человека. Как у Аркадия Райкина, «с горшка — на работу». Никакого переходного периода не было!

Мы отстаиваем самоценность детства, утверждаем: «Детство — это самоценный период человеческой жизни». И стремимся развить эту мысль следующим образом. Для чего нужно дошкольное детство? Чтобы подготовиться к школе. Для чего нужна начальная школа? Чтобы подготовиться к средней школе. Для чего нужна средняя школа? Чтобы подготовиться к вузу. Для чего нужен вуз? Чтобы подготовиться к жизни. Для чего нужна жизнь? Для того, чтобы подготовиться к старости. И так далее. Эта, я назвал бы её «подготовительная концепция», в отношении детей совершенно не работает. Потому что дошкольное детство — серьёзный, большой период человеческой жизни! В этой связи и приведу такой пример.

Однажды в Дрезденской галерее экскурсовод, подведя нашу группу к картине, на которой была изображена большая королевская семья, спросила: «Сколько лет самой маленькой девочке?». Кто-то сказал 12, кто-то — 14. На самом деле ей было всего лишь пять лет. Не умели, не знали и не хотели одевать в старинные времена детей по-детски, из-за чего они выглядели по-взрослому. И только в XVIII веке началось понимание детства как определённого периода в человеческой жизни. Появились совсем другие одежды для детей, книги, картинки и прочее.

Есть ещё один момент, связанный с психологической культурой. Это такое толстовское представление о детстве — такая счастливая, невозвратимая пора. Здесь только одно правда — невозвратимая пора. А что счастливая — неправда, глубокая неправда! Детство — не счастливая пора. По крайней мере, мы пытаемся её сделать именно такой. Напомню слова Иммануила Канта, великого немецкого философа, о том, что многие думают, детство было самым лучшим и приятным времяпровождением, но это не так — это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже — свободу. То есть, ребёнок ограничен в поведении и действиях своими родителями.

Так вот, от нас зависит, как мы подготовим наших детей, будущих отцов и матерей, к родительству.

Станет ли детство их детей счастливым или нет — зависит от этого. Чтобы водить даже велосипед, надо этому научиться. А чтобы детей иметь, кому ума не доставало? Это во-первых, а во-вторых, считается, что родил ребёнка, получил положенные теперь льготы — и всё! Никто не готовит будущих отцов и мам к их родительской миссии. Никто не формирует у них психологическую культуру. И это очень и очень плохо! У нас родители, которые только что стали родителями, абсолютно не грамотные в этом отношении. Нам следует принимать какие-то меры.

В проекте резолюции нашего «круглого стола» есть пункт о необходимости организации специальных теле- и радиопередач по формированию психолого-педагогической культуры у родителей. Это очень хорошо! А то у нас на телевидении — засилие всяких астропсихологов, газеты заполнены каким-то гаданием на кофейной гуще и прочим средневековьем. Мы же молчим, ничего не делаем!

Надо иметь в виду и то, что взгляды на развитие ребёнка всё время меняются.

Были, например, времена кальвинизма. Считалось, что новорождённый несёт на себе печать первородного греха. И спасти его можно только беспощадным подавлением воли ребёнка родителями. Репрессивная педагогика! А что советовал памятник нашей педагогики «Домострой»: «Не бойся сокрушить сыну ребро!», «Тешися во младости да утешишься во старости» и т.д.

Потом пришло время социально-педагогического детерминизма: ребёнок по природе не склонен ни к добру ни ко злу, а представляет собой табула раса (чистую доску). Это тоже неправда. Мы думаем, что ребёнок родится безо всякого внутреннего потенциала. Ребёнок, конечно, несёт на себе печать, он к чему-то предрасположен. И всё якобы зависит от наследственности. Это тоже один из мифов, который воплощён в пословицах: «Яблочко от яблони недалеко падает» и множестве других.

Впечатление такое, что народ отдаёт ребёнка исключительно во власть его наследственности. Но и это ошибка. Конечно, наследственность имеет огромное значение, и этот миф глубоко вселился в создание наших воспитателей, прочно сидит в них. В результате только и слышишь: воспитывать, воспитывать, воспитывать. В этой связи приведу такой пример. Одна моя практикантка вела воспитательную работу с мальчиком, который любил приврать. А преподаватель, которая окончила ещё наставницкую семинарию, ей говорила приблизительно следующее: «Зачем ты, дочушка, с ним возишься? Он же с Бондаров, а эти все Бондары — брехуны. Я знала его дедушку, знаю и отца, они все враки».

Вот видите, как глубоко заложено в сознании представление о генетическом детерминизме. Отсюда и цели воспитания. Были, например, и такие, когда считалось, что ничего страшного не произойдёт, если родители убьют своего ребёнка. Казалось бы, те времена давно прошли. Да нет, не прошли. Судебные хроники пестрят сообщениями о том, что родители бросают своих детей в родильных домах, лишают их жизни. Вот почему нам надо формировать психологическую культуру родителей, чтобы у них и воспитателей была общая психологическая культура, единый взгляд на ребёнка. Если мы этого не сделаем, ситуация не исправится.

У нас есть интересные формы взаимодействия с родителями. Вспомним хотя бы программу «Первый шаг», в которой очень многое интересное предусмотрено именно по психологическому взаимодействию детского сада и семьи. В частности, в Пинске, в детском саду мне приходилось видеть родительскую комнату. Родители не просто приводят ребёнка в детский сад, они имеют сами там место, где с ними занимаются, обмениваются опытом, читают, обучают детей тому, что умеют сами. Это очень положительный пример.

А вообще же, во всяком случае я сделал такой вывод: у нас существует две общности — общность родителей и общность воспитателей. Из них надо бы создать одну-единую психологическую общность, чтобы они знали друг друга, чтобы общались, чтобы понимали, что вместе с детским садом делают общее дело. Вот создание такой общности родителей и воспитателей, считаю, наша с вами задача.

И ещё об одном мифе, который развеивает книга «Психология педагогического взаимодействия», хочу сегодня сказать — об избирательности педагогического детерминизма. Спросите у любого учителя, воспитателя, ко всем ли детям он относится одинаково, и услышите ответ: «Да, конечно, одинаково». Это не так, он не может относится ко всем детям одинаково по определению, потому что каждый человек рисует субъективный образ объективного мира. В силу этого он уже не может относится одинаково ко всем детям. Доброжелательно, внимательно он может ко всем относится, но не одинаково. Вот это всё нам надо учитывать в своей работе и с детьми, и с их родителями.

Я.Л. Коломинский


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress