Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort istanbul escort istanbul escort beylikdüzü escort istanbul escort beylikdüzü escort Sincan Escort Bursa escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort
2   0   512

Формирование эстетических ценностей у детей дошкольного возраста

Современная дошкольная педагогика, ориентируя свои разработки на гуманизацию учебно-воспитательного процесса и формирование у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира (природы, культуры, истории и т.п.), стратегической целью воспитания определяет формирование базиса личностной культуры, приобщение ребёнка к общечеловеческим, непреходящим, духовным ценностям: к человеку, к самому себе и человечеству в целом; к природе; к рукотворному миру; к культуре (искусству).

Базис личностной культуры — условие формирования и проявления эмоционально-оценочного отношения к миру. Механизмы реализации личностно-ориентированной модели определяют специфику отношений к ценностям (природе, человеку и т.п.), так называемые ценности переживания [1].

Понятие «базовая культура личности» получило широкое и разнообразное осмысление в современной педагогической литературе. Ряд исследователей (М.Б.Антипова, О.А.Веселкова, А.В.Елисеева, Г.А.Русакова, Р.М.Чудинский и др.) посвящает свои работы изучению отдельных компонентов, составляющих комплекс характеристик культуры личности.

Ребенок приобщается к эстетической культуре, осваивая эстетически ценные предметы и явления.

В этом процессе происходит духовное становление личности, которое позволяет ребенку целостно и гармонично познавать, преобразовывать окружающий мир и самого себя. Для теоретического обоснования особенностей процесса формирования эстетической культуры у дошкольников и выявления особенностей эстетической культуры личности применительно к дошкольному возрасту, рассмотрим и определим такие понятия, как «культура» и «эстетическая культура».

На основе исследований Л.В. Беляевой, Л.И. Михайловой и др. авторов понятие «культура» можно классифицировать с учетом различных критериев: нормативного (совокупность норм, правил, и пр.), деятельностного (культура как технология и продукт деятельности), гуманистического (культура как человекотворчество), аксиологического (культура как ценность).

Культура имеет надбиологический, социальный характер как форма человеческого бытия, воплощающая в себе специфику образа жизни человека. В надбиологическом, социальном или нормативном аспектах культура рассматривается как совокупность определенных правил, норм, образцов, эталонов, стандартов, воплощающих в себе специфику образа жизни человека. По мнению И.В. Иофиной, в дошкольном образовании стандартизируется не только его содержание, результаты образовательного процесса, но и параметры педагогической компетентности.

Деятельностный подход к культуре представляет систему исторически сложившихся обобщенных способов человеческой деятельности, ее «технологический контекст». Педагог приобщает детей к культурному богатству в процессе разнообразных видов деятельности.

Эстетическая культура как качество личности ребенка дошкольного возраста проявляется в виде эстетической направленности, представляющей собой динамическую тенденцию, которая характеризуется эстетическим интересом, эстетическими представлениями, эстетической деятельностью и гармонизирует отношения ребенка с миром и с самим собой [2,3].

Система отношений к красоте позволяет личности осознать как значимую цель осуществления собственного потенциала с позиций устойчивости, полноты, гармоничности, осмысленности и продуктивности. Являясь завершающей ступенью, результатом ценностного самоопределения, эстетические ценностные ориентации становятся гарантом, показателем целостности, устойчивости мировоззренческой системы, условием самоактуализации, а значит, динамичности, осмысленности жизни гармонично развитой личности и индивидуальности.

Как предмет специального изучения педагогические аспекты эстетических ценностных ориентации раскрываются в диссертационных исследованиях В.А. Андреевой, С.Д. Давыдовой, И.А. Нужной, И.А. Скворцовой, Ю.А, Соколовского, Е.П. Черновой.

Эстетические ценностные ориентации представляют собой систему эстетических установок и оценочных критериев, сложившихся в результате общения с искусством и окружающей действительностью и обусловленных уровнем сформированности и функционированием эстетических интересов, потребностей, восприятия и оценивания, вкусов и идеалов. Динамику формирования эстетических ценностных ориентации средствами искусства у дошкольников можно проследить по следующим параметрам: эстетическое восприятие — интерпретация — оценивание — потребность в освоении эстетических ценностей произведений искусства — эстетическое отношение к произведениям искусства.

В качестве основных факторов формирования ценностных ориентации исследователи выделяют: интересы, потребности, эмоциональные предпочтения, ценностное отношение, деятельность по освоению тех или иных ценностей.

Сказанное позволило уточнить нам сущность понятия «эстетические ценностные ориентации дошкольников» как личностный смысл, выраженный в субъективной оценке красоты объекта на основе смыслотворчества.

Форма выражения личностного смысла по отношению к красоте, доступная дошкольнику — это создание субъективного образа красоты. Поэтому «эстетические ценностные ориентации дошкольников» мы понимаем как эмоционально-интеллекуальный образ красоты объекта, основанный на субъективном опыте, реализующийся через эстетическую эмпатию, эстетически ценностно-обусловленные рефлексию, смыслотворчество.

Задача формирования эстетических ценностных ориентаций решается через инкультурацию личности, понимаемую как постепенное введение в культуру, систему ценностно-смысловых ориентиров и оценочных критериев, выработку им навыков, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода [4,5].

Эстетическое развитие ребенка осуществляется различными путями. Организованное педагогами, эстетическое развитие личности детей представляет собой комплекс традиционного эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, а неорганизованное эстетическое развитие — неконтролируемое воздействие массовой культуры, визуальной и аудиальной информации, неэстетичной по своему характеру, на еще не готовую к этому детскую личность.

Целью педагогического руководства процессом формирования эстетических ценностных ориентации дошкольников является развитие способности к самостоятельной эстетической оценке произведений искусства. В качестве основных принципов этого процесса мы выделяем освоение информации об эстетических ценностях искусства, развитие оценочной и творческой активности личности дошкольника в изобразительной деятельности. Динамику формирования эстетических ценностных ориентации у дошкольников можно проследить по следующим параметрам: эстетическое восприятие — интерпретация — оценивание — потребность в освоении эстетических ценностей произведений искусства — эстетическое отношение к произведениям искусства.

При организации разнообразных форм творческого самовыражения личности дошкольника происходит развитие эстетических эмоций, интересов, потребностей. Накопленный изобразительный опыт и деятельность по восприятию и интерпретации произведений искусства позволяют формировать у дошкольников ценностные представления, оценочные критерии и эстетические предпочтения, которые находят свое выражение в эстетически- оценочной, предметно-практической деятельности (поступках, реальной жизни детей).

Каждый вид деятельности формирует свой тип отношений к действительности: познавательная — детерминирует гностическое отношение к миру; преобразовательная — порождает творческое отношение к предметной среде и людям; ценностно-ориентационная — направляет сознание ребёнка к уважению гуманистических основ жизни в структуре эмоционально- ценностных отношений. Художественная деятельность, объединяющая все перечисленные виды деятельности, формирует эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру. Эстетический мотив возвышается над гностической, этической и органической мотивацией поведения как изначальный стимул освоения подобных отношений и одновременно как их результат, реализованный в продуктах художественного творчества [6].

Культурологический подход к формированию эстетической культуры детей дошкольного возраста выявляет три взаимосвязанных аспекта:

— аксиологический;
— технологический;
— личностно-творческий.

Аксиологический аспект определяет ценностную значимость изобразительного искусства, которое создает и распространяет духовные ценности, образующие культурную сокровищницу человечества, способствуя формированию ценностных ориентаций ребенка.

Технологический аспект подчеркивает, что освоение дошкольником культуры предполагает освоение им способов практической деятельности. Художественно-творческая деятельность, как феномен культуры, является практической деятельностью, способной задать социокультурное направление становлению личности ребенка.

Личностно-творческий аспект обусловлен объективной связью ребенка и культуры. Дошкольник — носитель и творец культуры. Связь ребенка с культурой следует понимать как изменение самого ребенка, его личностный рост [7].

Анализ и соотнесение различных подходов к воспитательному процессу, позволяет выделить следующие особенности воспитания и его организации в современных условиях:

  • осознание аксиологической направленности воспитательного процесса, что позволяет строить воспитание на основе определенных ценностей;
  • ориентация на достижение целостности воспитательного процесса, предполагающая развертывание воспитательного процесса путем построения воспитательной системы;
  • стремление к межсубъектному взаимодействию в воспитательном процессе, что позволяет педагогам, детям, родителям стать его полноправными субъектам, обеспечивая ситуацию их ценностно-смыслового равенства (И.А. Колесникова), вариативность оснований для создания воспитательной системы образовательного учреждения, как «механизма» реализации педагогических смыслов участников воспитательного процесса.

Аксиологическая направленность воспитательного процесса понимается нами как осознание его ценностно-смысловых оснований субъектами воспитательного процесса, так и рассмотрение ценностей в качестве цели и содержания воспитания. В качестве цели воспитания речь идет, прежде всего, о формировании у дошкольников определенных «ценностных ориентиров».

Определим основные педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование эстетических ценностных ориентаций дошкольников:

  • введение искусства в образовательный процесс дошкольного учреждения;
  • создание развивающих программ по освоению детьми творческой деятельности;
  • организация творческой деятельности детей, направленной на творческое раскрытие личности каждого ребенка в разнообразных формах и видах художественной деятельности.

 

Литература:

1.Антипова М.Б. Базовые компоненты культуры младших школьников / М.Б. Антипова // Пачатковая школа. — 2007. — №6. — С. 11-13.

2.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 1999.

3.Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. — М., 2006.

4.Кудрявцев В.Т., Уразалиева Г.К., Кириллов И.Л. Личностный рост ребенка в дошкольном образовании / В.Т.Кудрявцев, Г.К. Уразалиева, И.Л. Кириллов. — М., 2005.

5.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. — М., 1987.

6.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект / Н.Н. Поддъяков. — Волгоград, 1995.

7.Савенкова Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры: интегрированный полихудожественный подход к освоению изобразительного искусства / Л.Г. Савенкова. — М., 2000.

 

Горбатова Е.В.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress