3 +  RSS  Написать нам
10:54, 20 января 2017

Формирование представлений о величине у детей с ТНР

Воспитанники с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) больше других испытывают затруднения в усвоении величинных понятий, приобретении речевых навыков по данному разделу. Чтобы сформировать у них определённый объём знаний, умений и навыков, требуется много времени, усилий, педагогического мастерства.

девочка дошкольного возраста с ТНР

При организации занятий следует всегда учитывать общедидактические принципы:

  • последовательность;
  • постепенность;
  • систематичность;
  • индивидуальный подход;
  • доступность обучения и др.

На первом этапе — обучаем, на втором — продолжаем формировать, упражняем, на третьем — закрепляем материал, используя разные приёмы и методы. При переходе к изучению новой темы необходимо помнить о повторении пройденного. Обучая детей новому, можно повторять пройденный материал, что не только позволяет углубить представления, но и даёт возможность в полном объёме и по всем разделам усвоить программный материал. Например: «Собери и сосчитай полоски одинаковые по длине», «Найди самый большой жёлтый треугольник», «Сравни два прямоугольника по ширине».

Занятия будет более полезным, интересным и результативным при использовании многообразных методов (игрового, наглядного, словестного, проблемно-поискового) и приёмов, которые дополняют друг друга. Игра для ребёнка — обучение, труд, серьёзная форма воспитания. Поэтому занятия часто строятся в виде игровых комплексов.

мама помогает своему ребенку с ТНР

Игровые приёмы, использование сюрпризных моментов, фрагментов сказок, музыки, детских песен, стихов создают на занятии положительный эмоциональный фон, что помогает ребёнку включиться в познавательную деятельность, стимулируют его речевую и двигательную активность. А это очень важно для работы с детьми с ТНР. Например: «Угостим зверушек соком», «Завяжем куклам бантики», «Построим мост через реку». Игры и игровые упражнения помогают педагогу создавать условия, где ребята должны применить сформированные представления, речевые навыки исходя из поставленных задач («Помогите маме сделать покупки», «Мы строители», «Овощи—толстушки, овощи—худышки»).

Использование наглядного метода связано с наглядно-образным, наглядно-действенным мышлением детей дошкольного возраста. Само слово величина изначально для ребёнка ничего не значит, пока взрослый не покажет, а ребёнок не проведёт пальчиком, не повторит, не почувствует. Так формируется чувственный опыт, который даёт необходимый материал для формирования представлений и понятий. Поэтому на занятиях педагог использует достаточное количество демонстрационного и раздаточного материала. Очень нравится ребятам выполнять игровые упражнения с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша.

Игровой и наглядный методы тесно связаны со словесным.

Рассказ, описание, прямые и косвенные вопросы педагог использует исходя из того, какую задачу он решает и какого результата хочет достичь.

Каждое занятие педагог должен построить так, чтобы отдельные признаки предметов, на которые он хочет обратить внимание, были значимы для детей, форма подачи материала способна вызвать их заинтересованность, познавательную активность. Перспективным и важным представляется использование проблемно-поискового метода обучения. Это активизирует мыслительную и речевую деятельность, создаёт атмосферу творческого подъёма. Например, когда педагог готовится познакомить детей с новым измерительным методом, это не стоит делать сразу, необходимо дать возможность воспитанникам самостоятельно найти способ действия, в этом случае ребёнок может идти путём опытных проб. Педагог поощряет познавательную активность детей, оценивает верные и неверные ответы, обобщает результат их действий, делает вывод, а затем предлагает свой способ действия.

В группе детей с ТНР занятия проводятся по подгруппам. Это даёт возможность педагогу поработать с каждым ребёнком, поставить вопрос и получить ответ от каждого. Например: ты как думаешь, что получилось у Лизы? Ваня нам поможет. При этом используются как индивидуальные ответы, так и групповые. Сложнее всего детям строить предложения, отражающие транзитивные свойства предмета (например: ёлочка выше берёзки, но ниже осинки), рассуждать, делать выводы, обобщения.

Речевая работа ведётся на каждом занятии и планируется вместе с обучающими задачами. На её результативность влияет как успешная работа педагога, так и речевые навыки, индивидуальные особенности ребёнка. Трудности в работе обусловлены ещё и тем, что у многих детей плохо развита моторика. Если работы на занятиях недостаточно, обучение продолжается в индивидуальном порядке. Было замечено, как только ребёнок успешно овладевает какими-либо умениями, он активно начинает применять их на практике.

Анализ процесса и результат работы позволяют сделать вывод, что занятие является первой и очень важной ступенью в формировании у детей с ТНР представлений о величине и обучении измерительной деятельности.

Игры и игровые упражнения для формирования у детей представлений о величине

Игра «Какой длины одежда?»

Цель: формирование у детей представлений о длине; закрепление умения пользоваться приёмом наложения при измерении длины.

Материал: одежда разной длины.

Игровые действия: показать ребёнку одежду: юбки, брюки, галстуки, колготки. Обратить внимание на то, что они отличаются по длине. Предложить детям, используя приём наложения, сравнить предметы одежды по длине. Рассказать о результатах сравнения.

Игра «Отгадай, что такое»

Цель: уточнение представлений детей о величине предметов; нахождение сходства предметов по величине.

Материал: мяч, фишки.

Игровые действия: дети стоят по кругу. Педагог называет величину предметов, а дети — названия предметов, которые можно употребить вместе с этим словом.

  • Длинная… (дорога, верёвка, ниточка).
  • Широкая… (улица, река, лента).
  • Высокий… (дом, кран, жираф, столб).
  • Толстый… (человек, медведь).
  • Лёгкая… (травинка, вата).
  • Тяжёлый… (чемодан, диван, камень) и т.д.

За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

Примечание. Можно предложить детям сыграть «наоборот»: педагог называет предмет, дети называют качество предмета.

Игровое упражнение «Построй лесенку» (горизонтальную)

Цель: развитие представлений о длине; составление сериационного ряда по правилу от самой короткой до самой длинной палочки (по одному признаку); закрепление умения сравнивать палочки по длине («длиннее», «короче»).

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

Игровые действия: «построить» лесенку из 10 палочек от самой короткой до самой длинной (выложить по горизонтали).

После выполнения задания педагог задаёт вопросы:

  • Какого цвета самая короткая палочка? Где она расположена?
  • Какого цвета самая длинная палочка? Где она расположена?
  • Какого цвета палочки, которые короче жёлтой?
  • Какая палочка длиннее: фиолетовая или чёрная?
  • Какая палочка короче: красная или голубая?
  • Какая палочка длиннее красной, но короче фиолетовой?
  • Какие палочки длиннее красной, но короче бордовой?

Игровое упражнение «Построй лесенку» (вертикальную)

Цель: развитие представлений о высоте; составление сериационного ряда по правилу от самой низкой до самой высокой палочки (по одному признаку); закрепление умения сравнивать палочки по высоте («выше», «ниже»).

Материал: набор палочек Кюизенера (цветные полоски).

игровые упражнения с палочками Кюизенера

Игровые действия: «построить» лесенку из 10 палочек от самой низкой до самой высокой (выложить по вертикали).

После выполнения задания педагог задаёт вопросы:

  • Какого цвета самая низкая палочка?
  • Какого цвета самая высокая палочка?
  • Какого цвета палочки, которые выше голубой?
  • Какая палочка выше: фиолетовая или красная?
  • Какая палочка ниже: розовая или голубая?
  • Какая палочка ниже синей, но выше жёлтой?

Использовать данные игры можно для детей любой возрастной группы, изменяя количество сравниваемых предметов и количество параметров (величина, форма, цвет) по которым сравниваются предметы.

С. Олехнович


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Пусть ваш ребёнок будет среди лучших!
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru