RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort ümraniye escort maltepe escort kartal escort Sincan Escort Etimesgut Escort Ankara escort bayan Çankaya escort Ankara escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir ankara escort ankara escort ankara escort kartal escort
2   0   539

Формы и содержание общения шестилетнего ребёнка в семье со взрослыми

Отношения в системе «шестилетний ребёнок—взрослые члены семьи» проявляются, развиваются, видоизменяются в процессе общения его с родителями, прародителями, прапрародителями, другими взрослыми её членами.

За годы дошкольного детства ребёнок последовательно овладевает такими формами общения со взрослым как ситуативная (эмоциональная, деловая) и внеситуативная (познавательная и личностная) (М.И. Лисина).

Напомним: первоначально (уже в первые недели жизни) возникает, как известно, непосредственное эмоционально-личностное общение. В основе его лежит потребность ребёнка во внимании и доброжелательности к себе со стороны окружающих людей. Ситуативно-деловая форма общения ребёнка со взрослым появляется к концу года, особенно же активно это общение развивается в раннем детстве, когда он вместе со взрослым активно осваивает новый для него мир вещей, овладевает предметной деятельностью. В основе данной формы общения — потребность в сотрудничестве при раскрытии функции, назначения предмета, овладении первыми орудийными действиями. Деловые контакты со взрослыми помогают ребёнку открывать и усваивать ранее неизвестные способы употребления, действий с предметами, свободнее, увереннее ориентироваться в предметном мире.

По данным нашего исследования, иногда дети предпочитают промежуточную форму общения — ситуативную личностно-деловую, в которой одновременно удовлетворяются как потребность в ласке, внимании со стороны взрослого, так и в сотрудничестве с ним.

Внеситуативная форма общения обычно появляется уже в дошкольном возрасте.

Основным мотивом внеситуативно-познавательного общения является стремление к получению новой информации о предметах окружающего мира, обсуждение причин разнообразных явлений, в нём проявляющихся. В основе внеситуативно-личностного общения — потребность ребёнка во взаимоотношении и в сопереживании.

Что касается нашего шестилетки, то последние формы общения (внеситуативные) — характерны для него. И важно быть готовым к такому общению. В том числе, к вопросам ребёнка, вызванным не только любопытством, а и любознательностью, стремлением утвердиться в истине («А что, когда червяк вырастет, он в змею превратится?», «Если у нас дома будет обезьяна жить, она потом человеком станет?» и т.п.). Готовым следует быть и к проявлению внимания к ребёнку, к его тревогам, думам о близких ему людях, героях сказок…

Не следует думать, что к концу дошкольного возраста у ребёнка исчезают потребности в сотрудничестве, во внимании, ласке. Он по-прежнему нуждается в них, а значит, как в ситуативно-деловом, так и эмоционально-личностном общении. Важно уловить, почувствовать и своевременно понять, что движет сыном (внуком), дочерью (внучкой), каков мотив обращения ребёнка ко взрослому. Понять и ответить, используя адекватную форму общения, соответствующее содержание.

Каково содержание детско-родительского взаимодействия в этот период?

Оно разнообразно. Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашлова выделяют такие его виды как: «бытовое общение», «общение по поводу познания», «общение по поводу мира социальных отношений», «общение по поводу внутреннего мира ребёнка».

В чём суть каждого из них? Первый из указанных видов содержания общения характеризует коммуникативное взаимодействие, опосредованное совместными действиям детей и родителей в ходе предметно-действенных операций. Оно имеет сугубо реальное содержание, в основном — бытового характера. Это общение по поводу удовлетворения витальных потребностей ребёнка — его здоровья, гигиены, питания, безопасности; по поводу ситуативно-бытовых действий (помощи по дому, домашних обязанностей, отношения к вещам, самообслуживания); по поводу формальных совместных занятий (занятий по подготовке к школе, компьютерных игр, конструирования, счёта, письма) и др. В основе такого взаимодействия — преимущественно ситуативно-деловой вид общения.

Второй вид содержания общения — «общение по поводу познания» включает в себя обсуждение предметов и явлений окружающего физического мира (законов в мире природы, растительного и животного мира; обсуждение всего, что касается автомобилей, поведения животных, птиц и др.). Здесь и общение по поводу процесса познания (способов самостоятельного изучения ребёнком окружающих предметов и явлений и др.). Этот вид содержания взаимодействия соответствует внеситуативно-познавательному общению, осуществляемому в речевом плане.

«Общение по поводу мира социальных отношений» включает в себя разговоры об учёбе в школе, о текущих школьных делах, обсуждения того, как ребёнок проводит время в учреждении дошкольного образования, чем занимается там и др. К этому виду содержания детско-родительского взаимодействия относится и общение по поводу норм социального взаимодействия (обсуждение соответствия поступков и поведения правилам и этическим нормам; взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения и др.). Также взаимодействие протекает в форме внеситуативно-личностного общения.

«Общение по поводу внутреннего мира ребёнка» включает в себя беседы, разговоры о внутреннем мире детей переходного к школе возраста — их мыслях, чувствах (обсуждение планов, мечты ребёнка на будущее, его собственных представлений о себе, о тех или иных вещах, фантазиях, того, с кем он дружит, кого любит и др.). Последние виды общения детей с родителями протекают преимущественно в вербальном плане.

Нам представляется важным дополнить указанный выше перечень содержания детско-родительского общения таким его видом, как «общение по поводу членов семьи, их судеб, истории самой семьи».

Это разговоры-воспоминания, нарравитые повествования: как впервые познакомились родители, повстречали известного человека, выбирали имя новорожденному, как учились в школе, как ходили в походы… Некоторые из таких воспоминаний становятся особо любимыми детьми, они ждут их, просят повторить. В числе таковых у внуков одного из авторов данной статьи—повествования о том, как в Москве она, будучи студенткой, встречала вместе с сокурсницами первого космонавта — Юрия Гагарина; как один из внуков тяжело болел сразу после рождения и его с помощью особой мази вылечили; как Моська (собачка) проникла со своей хозяйкой-первоклассницей в школьный класс на урок; как ходили в походы; как бабушка заблудилась в лесу…

Болел — выздоровел; попал в прорубь, заблудился, чуть не утонул — спасли; нашёл сам выход из сложной, опасной ситуации… Жизнь талантливее любого драматурга, и разговоры о судьбах семьи, её членах воспитывают у юного слушателя доверие к жизни, установку, что «не всё будет плохо», надежду на счастливый случай, с одной стороны, и веру в значимость собственных сил, своей активности — с другой. Важно и то, что такого рода воспоминания, семейные предания воспитывают у детей интерес к истории рода, уважение к родителям, прародителям, прапрародителям…

Мы не случайно особое внимание в нашем разговоре уделили общению шестилетнего ребёнка в семье с близкими, родными.

Не может не вызывать беспокойства тот факт, что «живое» взаимодействие родителей с ребёнком сегодня «вытесняется», минимизируется компьютером, телевизором. Да, современные шестилетки — народ сведущий, и мир компьютерный для многих из них уже знаком  и привлекателен. Но ещё ценнее и важнее — наше непосредственное взаимодействие с ними в процессе игр, совместной художественной деятельности, бесед… При этом ребёнок нуждается в понимании и сочувствии со стороны родителей, что и происходит при «активном выслушивании» (Т. Гордон). Даже самые сильные, негативные переживания в процессе беседы рассеиваются, если детей не обвиняют за эти чувства, а с пониманием выслушивают.

Я.Л. Коломинский,
доктор психологических наук, профессор

Е.А. Панько,
кандидат психологических наук, профессор

Е.Ч. Алехнович,
кандидат психологических наук, доцент


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress