3 +  RSS  Написать нам
16:05, 14 октября 2016

Формы и содержание общения шестилетнего ребёнка в семье со взрослыми

Отношения в системе «шестилетний ребёнок—взрослые члены семьи» проявляются, развиваются, видоизменяются в процессе общения его с родителями, прародителями, прапрародителями, другими взрослыми её членами. За годы дошкольного детства ребёнок последовательно овладевает такими формами общения со взрослым как ситуативная (эмоциональная, деловая) и внеситуативная (познавательная и личностная) (М.И. Лисина).

Напомним: первоначально (уже в первые недели жизни) возникает, как известно, непосредственное эмоционально-личностное общение. В основе его лежит потребность ребёнка во внимании и доброжелательности к себе со стороны окружающих людей. Ситуативно-деловая форма общения ребёнка со взрослым появляется к концу года; особенно же активно это общение развивается в раннем детстве, когда он вместе со взрослым активно осваивает новый для него мир вещей, овладевает предметной деятельностью. В основе данной формы общения — потребность в сотрудничестве при раскрытии функции, назначения предмета, овладении первыми орудийными действиями. Деловые контакты со взрослыми помогают ребёнку открывать и усваивать ранее неизвестные способы употребления, действий с предметами, свободнее, увереннее ориентироваться в предметном мире. По данным нашего исследования, иногда дети предпочитают промежуточную форму общения — ситуативную личностно-деловую, в которой одновременно удовлетворяются как потребность в ласке, внимании со стороны взрослого, так и в сотрудничестве с ним.

Внеситуативная форма общения обычно появляется уже в дошкольном возрасте. Основным мотивом внеситуативно-познавательного общения является стремление к получению новой информации о предметах окружающего мира, обсуждение причин разнообразных явлений, в нём проявляющихся. В основе внеситуативно-личностного общения — потребность ребёнка во взаимоотношении и в сопереживании.

Что касается нашего шестилетки, то последние формы общения (внеситуативные) — характерны для него. И важно быть готовым к такому общению. В том числе, к вопросам ребёнка, вызванным не только любопытством, а и любознательностью, стремлением утвердиться в истине («А что, когда червяк вырастет, он в змею превратится?», «Если у нас дома будет обезьяна жить, она потом человеком станет?» и т.п.). Готовым следует быть и к проявлению внимания к ребёнку, к его тревогам, думам о близких ему людях, героях сказок…

Не следует думать, что к концу дошкольного возраста у ребёнка исчезают потребности в сотрудничестве, во внимании, ласке. Он по-прежнему нуждается в них, а значит, как в ситуативно-деловом, так и эмоционально-личностном общении. Важно уловить, почувствовать и своевременно понять, что движет сыном (внуком), дочерью (внучкой), каков мотив обращения ребёнка ко взрослому. Понять и ответить, используя адекватную форму общения, соответствующее содержание.

Каково содержание детско-родительского взаимодействия в этот период? Оно разнообразно. Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашлова выделяют такие его виды как: «бытовое общение», «общение по поводу познания», «общение по поводу мира социальных отношений», «общение по поводу внутреннего мира ребёнка».

В чём суть каждого из них? Первый из указанных видов содержания общения характеризует коммуникативное взаимодействие, опосредованное совместными действиям детей и родителей в ходе предметно-действенных операций. Оно имеет сугубо реальное содержание, в основном — бытового характера. Это общение по поводу удовлетворения витальных потребностей ребёнка — его здоровья, гигиены, питания, безопасности; по поводу ситуативно-бытовых действий (помощи по дому, домашних обязанностей, отношения к вещам, самообслуживания); по поводу формальных совместных занятий (занятий по подготовке к школе, компьютерных игр, конструирования, счёта, письма) и др. В основе такого взаимодействия — преимущественно ситуативно-деловой вид общения.

Второй вид содержания общения — «общение по поводу познания» включает в себя обсуждение предметов и явлений окружающего физического мира (законов в мире природы, растительного и животного мира; обсуждение всего, что касается автомобилей, поведения животных, птиц и др.). Здесь и общение по поводу процесса познания (способов самостоятельного изучения ребёнком окружающих предметов и явлений и др.). Этот вид содержания взаимодействия соответствует внеситуативно-познавательному общению, осуществляемому в речевом плане.

«Общение по поводу мира социальных отношений» включает в себя разговоры об учёбе в школе, о текущих школьных делах, обсуждения того, как ребёнок проводит время в учреждении дошкольного образования, чем занимается там и др. К этому виду содержания детско-родительского взаимодействия относится и общение по поводу норм социального взаимодействия (обсуждение соответствия поступков и поведения правилам и этическим нормам; взаимоотношения людей, последствия асоциального поведения и др.). Также взаимодействие протекает в форме внеситуативно-личностного общения.

«Общение по поводу внутреннего мира ребёнка» включает в себя беседы, разговоры о внутреннем мире детей переходного к школе возраста — их мыслях, чувствах (обсуждение планов, мечты ребёнка на будущее, его собственных представлений о себе, о тех или иных вещах, фантазиях, того, с кем он дружит, кого любит и др.). Последние виды общения детей с родителями протекают преимущественно в вербальном плане.

Нам представляется важным дополнить указанный выше перечень содержания детско-родительского общения таким его видом, как «общение по поводу членов семьи, их судеб, истории самой семьи». Это разговоры-воспоминания, нарравитые повествования: как впервые познакомились родители, повстречали известного человека, выбирали имя новорожденному, как учились в школе, как ходили в походы… Некоторые из таких воспоминаний становятся особо любимыми детьми, они ждут их, просят повторить. В числе таковых у внуков одного из авторов данной статьи—повествования о том, как в Москве она, будучи студенткой, встречала вместе с сокурсницами первого космонавта — Юрия Гагарина; как один из внуков тяжело болел сразу после рождения и его с помощью особой мази вылечили; как Моська (собачка) проникла со своей хозяйкой-первоклассницей в школьный класс на урок; как ходили в походы; как бабушка заблудилась в лесу…

Болел—выздоровел; попал в прорубь, заблудился, чуть не утонул — спасли; нашёл сам выход из сложной, опасной ситуации… Жизнь талантливее любого драматурга, и разговоры о судьбах семьи, её членах воспитывают у юного слушателя доверие к жизни, установку, что «не всё будет плохо», надежду на счастливый случай, с одной стороны, и веру в значимость собственных сил, своей активности — с другой. Важно и то, что такого рода воспоминания, семейные предания воспитывают у детей интерес к истории рода, уважение к родителям, прародителям, прапрародителям…

Мы не случайно особое внимание в нашем разговоре уделили общению ребёнка в семье с близкими, родными. Не может не вызывать беспокойства тот факт, что «живое» взаимодействие родителей с ребёнком сегодня «вытесняется», минимизируется компьютером, телевизором. Да, современные шестилетки — народ сведущий, и мир компьютерный для многих из них уже знаком  и привлекателен. Но ещё ценнее и важнее — наше непосредственное взаимодействие с ними в процессе игр, совместной художественной деятельности, бесед… При этом ребёнок нуждается в понимании и сочувствии со стороны родителей, что и происходит при «активном выслушивании» (Т. Гордон). Даже самые сильные, негативные переживания в процессе беседы рассеиваются, если детей не обвиняют за эти чувства, а с пониманием выслушивают.

Я.Л. Коломинский,
доктор психологических наук, профессор

Е.А. Панько,
кандидат психологических наук, профессор

Е.Ч. Алехнович,
кандидат психологических наук, доцент


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Пусть ваш ребёнок будет среди лучших!
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru