---Гуманизация дошкольного образования
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

6   0   3357

Гуманизация дошкольного образования

Гуманизация образования (дошкольного) Г.О. – направление в современной педагогике, нацеленное на воплощение идей гуманистической психологии в практике воспитания и обучения (во всех компонентах данных процессов); система мер, направленных на проникновение принципов гуманизма во все «уголки» жизни воспитательно-образовательного учреждения (детсад, школа и др.).

Основные задачи такого учреждения, согласно Г.О. – создание благоприятных условий для развития заложенного в каждом человеке позитивного духовного и творческого потенциала, потребности в самореализации и самосовершенствовании; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Г.О. предполагает принятие педагогом (родителями) ребенка таким, каким он есть, понимание его, проявление к нему внимания, любви, эмпатии, представление ему права на выбор, ошибку, самостоятельный творческий поиск,  стимулирование его заинтересованной поддержкой.

Г.О. рассматривается в настоящее время не только как одно из средств повышения эффективности воспитания и обучения, но и как важнейшее условие сохранения и укрепления психофизического и нравственного здоровья, без чего приобретенные детьми знания и умения утрачивают свою ценность. В соответствии с этим ряд внедряющих принципы гуманизации образовательных учреждений берет на себя ответственность по обеспечению психологической безопасности  своих воспитанников, их психологической защищенности и эмоционального комфорта, нацелен на развитие у детей чувства собственной значимости, ценности, позитивной Я-концепции, веры в себя.

Гуманизация образования играет роль социальной защиты ребенка в детстве, его прав, в частности на образование, направленного «на развитие личности, талантов, а также умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме» (Конвенция о правах ребенка. Пункт 1 статьи 29), права «участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством» (статья 31 Конвенции).

Реализация гуманистических принципов в воспитании и обучении предполагает замену традиционной учебно-дисциплинарной модели педагогического процесса на личностно-ориентированную, базирующейся на стремлении педагога строить отношения с детьми на основе субъект – субъектных связей, разрешать возникающие противоречия, в максимальной степени опираясь на способности ребенка к проявлениям самостоятельности и активности, его субъектный опыт.

дошкольное образование

Г.О. означает отказ от поиска универсальных педагогических технологий, априорно – их вариативность в зависимости как от индивидуальных особенностей ребенка, предпочитаемых им способов переработки материала, так и личности педагога, его индивидуального стиля деятельности и общения.

Сторонники Г.О. ориентированы на «недирективное обучение» (К.Роджерс), широкое использование в педагогическом процессе «специфически детских» (А.В.Запорожец) видов деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, драматизации сказок и др.), опору на значимые для детей мотивы деятельности, на «пропитанность» обучения дошкольников эмоциями удивления, сомнения, радостью открытий, синтез интеллекта, аффекта и действия.

Гуманизация образования предполагает проникновение принципов гуманизации и в управленческую деятельность руководителя образовательного учреждения (преодоление догм, стереотипов командно-административной системы руководства; пропитанность гуманизмом как системы официальных, так и неофициальных межличностных взаимоотношений; создание в педагогическом коллективе условий, психологического климата, благоприятного для личностного роста его членов, творческого самовыражения педагогов, проявления их индивидуального стиля; выражение заботы о психологическом здоровье сотрудников дошкольного учреждения, профессиональном долголетии педагогов и т.п.). Существенную роль в гуманизации образовательной системы играют создаваемые (начиная с 90-х годов) психологические, медико-социально-психологические и валологические службы в учреждениях образования.

Е.А.Панько


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector