Написать нам
Популярно
1   0   312

Играть или не играть с детьми?

Педагоги дошкольных учреждений бьют тревогу: дети не умеют или не хотят играть!

Что случилось с нашими малышами? Почему дети-дошкольники не играют? Не играют вообще или их сюжетно-ролевые игры бедны содержанием, непродолжительны и не вызывают всеобщего интереса?

Играющие детиА как смотрят на детскую игру родители мальчиков и девочек — дошкольников?

Как они считают, нужно ли детям как можно больше играть или лучше заняться чем-нибудь «более полезным»? Например, побыстрее сесть за письменный стол, научиться «общаться» с компьютером, начать читать серьёзные книжки, чтобы самим отвечать на свои же бесконечные «почему»? Играют ли сегодня родители со своими маленькими детьми? Создают ли условия для того, чтобы дети сами играли?

На эти вопросы педагоги пытались найти ответы у самих родителей, проводя опросы. У родителей детей дошкольного возраста спрашивали: «Играете ли вы со своим ребёнком или считаете, что он в этом не нуждается, что этого не нужно делать?».

И получили исчерпывающую информацию: «Она в детском саду играет и во дворе с детьми. Но надо же полезными вещами заниматься. Что это такое — сидит, например, на кухне, разговаривает с бутылочками, как с живыми, читает им книжки и кормит их из ложечки. Ерунда какая-то. А вот учиться читать не хочет», — говорит папа четырёхлетней девочки. А вот папа шестилетнего мальчика отвечает так: «Играть? Это что же, ползать с ним по полу, стрелять и притворяться убитым или раненым? Я же не ребёнок. Я могу почитать ему или поговорить о чём-то». А мама пятилетней девочки сетует на то, что она не умеет играть с дочкой: «Да я и понимаю, что, наверное, нужно не только читать ей книжки, но и играть. Но я часто не понимаю, чего она хочет…».

Конечно, педагоги, профессионально занимающиеся воспитанием детей и хорошо знающие детскую психологию, имеют совершенно иную точку зрения. И им приходится занимать просвещением и родителей.

Любой взрослый прекрасно знает, что игра — это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

Что только (или прежде всего) в игре ребёнок может развиваться. Но что происходит с сюжетно-ролевой игрой как самой необходимой деятельностью для малышей? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно заглянуть в самое «сердце» игры — в её предопределённость возрастом ребёнка, понять природу ролевой игры и психологическую сущность этой ведущей детской деятельности.

Сюжетная ролевая игра возникает на грани раннего детства и дошкольного периода. Почему же это происходит именно в данное время?

На втором году жизни ребёнка его деятельность не отделяется от деятельности воспитывающих его взрослых людей. Взрослые кормят ребёнка, одевают его, водят за руку в нужном направлении, укладывают спать и читают сказки на ночь, учат пользоваться по назначению предметами окружающего мира. Ребёнок может овладевать определёнными действиями только вместе с мамой, папой, бабушкой, воспитателем, которые учат его пользоваться бытовыми предметами и игрушками. Всё делается совместно со взрослыми и с их помощью.

В этом возрасте развитие ребёнка во всех отношениях зависит от взрослого, который в большей степени определяет направление и содержание этого развития. Родители, воспитатели берут на себя роль ведущего в этом процессе.

На третьем году жизни, по мере того как малыш постепенно овладевает умением использовать предметы, действовать с ними, а также в связи с предъявляемыми к нему требованиями всё большей самостоятельности, действия ребёнка начинают отделяться от действий взрослого, и развивается самостоятельная деятельность. Эта нарастающая тенденция выражается в хорошо знакомых всем словах «Я сам».

Ребёнок постепенно берёт на себя роль ведущего в своём развитии, проявляет самостоятельность во всём. Эта его самостоятельность даже порой взрослым кажется чрезмерной, а сам ребёнок — строптивым, капризным, непослушным. Кризис трёх лет — время формирования собственного «Я» малыша и его самостоятельности во всём.

Бурное развитие самостоятельной деятельности приводит к некоторой эмансипации ребёнка от взрослого, и между ними возникают совершенно новые отношения и новый тип деятельности. Дети начинают понимать роль взрослых, их действия и отношения с другими людьми, продолжают активно стремиться к совместной жизнедеятельности со взрослыми (родителями, педагогами).

Противоречие (как движущая сила психического развития) между потребностью в самостоятельной деятельности, стремлением к независимости от взрослых — с одной стороны, и большим желанием общей со взрослыми жизнедеятельности (действий с предметами, поведения, поступков и др.) — с другой разрешается в возникновении ролевой игры. Эта игра и применение в ней игрушек (специфических заменителей реальных предметов) позволяет выполнять практически те же действия, что и взрослые, но в то же время доступные для ребёнка.

Мальчик едет на машине, но он не на настоящей дороге, которая опасна для него и для окружающих… Девочка утюжит одежду, но не настоящим утюгом, таящим в себе опасности… Дети управляют железнодорожным транспортом, занимаются пересылкой почтовых переводов, строят дома, управляют морскими и космическими кораблями…

В. Шашок


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress