Написать нам
Популярно
1   0   167

Первые привязанности ребенка

Привязанности ребенка до одного года

Помимо непосредственного физического ухода ребенок нуждается в психологической заботе. Современная психология считает, что организмом человека движет прежде всего желание понять окружающий мир через его исследование.

Игры с младенцами

В американской психологии проявился огромный интерес к раннему онтогенезу поведения, к изучению возникновения социальных связей. В частности при изучении формирования социальной привязанности было установлено, что пищевое подкрепление само по себе не является столь необходимым в процессе социализации.

Опыты Харлоу с обезьянами, изолированными при рождении и вскормленными искусственными матерями, показали, что детеныши определенно предпочитают одетые модели — «уютных матерей», от которых они не получают пищевое подкрепление, чем проволочную — «холодную мать», дающую пищу.

Между тем детеныши, воспитанные с искусственной матерью, во взрослом состоянии были плохими матерями. Они не обращали внимания на своих детей, часто били их, когда те кричали. Несмотря на такое отношение матерей, детеныши все же ползли к ним. Значит, наказание не всегда тормозит образование социальных связей. Таким образом был сделан важнейший вывод: социальная связь строится не на пищевом подкреплении!

Опыты показали, что самая важная потребность у детенышей животных — потребность в контакте, а не в пище. По отношению к детям было высказано мнение, что существуют два критических периода социализации: один — в первый год жизни, когда у младенца формируется связь с близкими ему людьми, и он учится зависимости. И другой — в два-три года, когда ребенок приучается быть независимым в определенных важных отношениях. Процесс социализации у младенцев начинается с возраста около шести недель, но достигает максимума в четыре-пять месяцев, на что указывает появление так называемой социальной улыбки.

Именно младенцы доставляют взрослым нескончаемое удовольствие. Разнообразные их реакции — улыбка, смех, вокализации — служат положительными подкрепляющими стимулами для поведения родителей. Наоборот, реакция плача может быть важным отрицательным сигналом. Поэтому прекращение плача в следствие определенных действий взрослых, становится положительным подкреплением сказанному.

Таким образом младенец может формировать, а затем контролировать разнообразные виды поведения своих родителей. Например, в поведенческом репертуаре взрослых могут появиться «детские» гримасы, телодвижения и звуки лепета малыша, то есть такие реакции, которые могут вызвать подражание у ребенка, что, в свою очередь, станет подкреплением для поведения родителей.

Первые подражательные ответы появляются случайно либо посредством научения. Скорость появления этих ответов и их сила возрастают в зависимости от подкрепления. В определенный момент накапливается достаточное количество таких реакций, что приводит к возникновению обобщения подражания, оно становится уже относительно свободным и от самого подкрепления.

Привязанность к определенным людям начинает проявляться у младенцев старше шести месяцев.

Объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша. Такая привязанность имеет определенную ценность с точки зрения самосохранения. Чтобы ребёнок всегда был рядом рекомендуется купить слинги, в них он спокоен, ему тепло и удобно рядом с мамой.  Прежде всего она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, встречи с новым, неизвестным и ярче проявляется, когда он испытывает страх. С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации.

Например, малыш направляется к незнакомой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если вдруг на ее лице появился испуг, ребенок настораживается и ползет к матери, забыв об игрушке. Если мама улыбается и обращается подбадривающим тоном, он снова тянется к игрушке.

Что же наиболее важно во взаимоотношениях родителей и детей? Это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Необходимо быстро и позитивно реагировать на проявление инициативы, вступать с ним в общение и взаимодействие. Таким образом, старшему поколению отводится роль открывателей для малыша социального мира, передачи его норм и требований, знакомства с системой моральных запретов в случае их нарушения.

Итак, способность создавать множественные привязанности, которые формируются у ребенка в возрасте одного года, обогащают растущую личность. Данные исследований головного мозга такого ребенка подтверждают: ранние социальные и эмоциональные впечатления оказывают определяющее влияние на развитие его интеллекта. Задача всех, кто участвует в воспитательном процессе, — дать малышу уверенность ощутить, что в семье его любят и ценят таким, каков он есть.

Н. Евдокимова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress