Написать нам
Популярно
1   0   103

Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции личностных качеств ребёнка и социальной адаптации его к жизни

Где, как ни в игре, ребёнок может полнее раскрыть себя, почувствовать свою самостоятельность, а главное — поупражняться в тех действиях и стиле поведения с окружающими, в которых наши воспитанники в силу пребывания в детском доме ограничены.

Существует прямая связь между всеми видами деятельности, занятиями и сюжетно-ролевой игрой. Игре отводится большое место в режиме дня, она присутствует у нас не только в свободной деятельности детей, но проходит через сеть занятий как обучающая и итоговая игра.

В организации процесса обучения игре принимают участие учитель-дефектолог, воспитатели и другие специалисты, работающие с данной группой детей.

Обучающие игры-занятия проводит учитель-дефектолог, а воспитатели расширяют, уточняют и закрепляют полученные игровые умения и навыки. Итоговая игра проводится также совместно с учителем-дефектологом.

Для того, чтобы дети играли, необходимо соблюсти некоторые условия:

  • Наличие разнообразных впечатлений от окружающего.
  • Накопление предметных действий.
  • Организация пространственно-предметной среды.
  • Развитие навыков общения.

В нашей групповой комнате выделено место для сюжетно-ролевой игры. В нем размещён кукольный уголок, развивающие игры, конструкторы и т.д.

В силу особенностей, которые присущи обучению сюжетно-ролевой игре наших детей, базовая игра, в которую мы играем месяц, развёрнута, остальные игры хранятся в доступном месте в специальных коробках с характерными яркими символическими изображениями.

Для того чтобы игры наших детей были интересны, разнообразны, и содержательны, прежде всего, нужно дать детям знания:

  • о предметах, действиях с ними, их назначение;
  • об окружающем природном и социальном мире;
  • о взаимоотношениях людей, способах их поведения и общения.

Подробнее остановлюсь на подготовительной работе к сюжетно-ролевой игре «Поликлиника», и как её развитие — игре «Служба спасения». Ведь формы работы при подготовке к сюжетно-ролевым играм почти всегда одни и те же, а вот содержание в каждой конкретной игре — своё.

Важное место в системе работы по обогащению опыта дошкольников занимает, тщательно продуманная и спланированная экскурсия. Необходимо ходить на экскурсию в одно и то же место два и даже три раза, но при этом цель каждый раз должна усложняться.

Мы с ребятами ходили на экскурсии: в поликлинику, в кабинет детского врача, в медицинский кабинет детского дома, в аптеку, в магазин «Оптика», на станцию неотложной помощи. Для наших детей эти экскурсии очень важны, потому что ребята воочию могут познакомиться с деятельностью медицинских работников, понаблюдать, как врачи принимают больных, как они общаются при этом, что делают.

Мы старались провести эти экскурсии на высоком эмоциональном уровне, так как только в этом случае они останутся в памяти детей надолго, и только в этом случае дети захотят перенести свои впечатления в игру.

Для закрепления впечатлений детей от экскурсий мы использовали и традиционные приёмы, которые также здесь нужны и уместны. Это — и иллюстрации, и альбомы, и беседы. Подготовили с ребятами выставку «Самая человечная профессия».

Хорошую базу для знаний дают фильмы и телепередачи с комментариями воспитателями.

Ребятам они очень нравятся потому, что после просмотра мы подробно обсуждали действия врачей в нестандартных ситуациях. Дети начали понимать, что врачам нужно быть не только умелыми, но и смелыми, решительными.

Для закрепления знаний о предметах, действиях с ними, их назначении нам очень помогали дидактические и развивающие игры, такие, как: «Кому что нужно для работы», «Помоги больным», «Чего не стало», «Почему у Мишки болят зубы», «Подбери, кому и что нужно в аптеке», «3еленая аптека».

Очень важно, чтобы дети свои впечатления могли где-то отразить. Поэтому я использую приём «комментированного рисования», то есть после экскурсий рисовала совместно с детьми, оговаривая содержание рисунка. Рисовали мы на такие темы: «Катя больна», «Доктор Айболит спешит на помощь», «На приёме у детского врача», «Скорую вызывали?», «Я спасаю друга». После этого мы с ребятами изготавливали свои книжки, т.е. осваивали с ними основы книгоиздательства.

Очень поддерживает интерес детей к игре совместное с ними изготовление материалов и атрибутов для игр, организация и оформление игровых уголков. Это и таблицы для проверки зрения с буквами, которые дети уже знают, и таблички для различных кабинетов, сначала с использованием соответствующих значков, а затем с надписями, и схема кабинетов с двузначными цифрами (для закрепления счета до ста — по методике Н.Зайцева), готовые модели рецептов, карточки для больных с символами, соответствующими таким же символам у кукол, и многое другое.

Особое внимание я хочу обратить на общение взрослого с детьми в процессе обучения игре, т.к. именно в ходе этого общения ребёнок овладевает социальным опытом.

Общение взрослого с детьми сопровождает процесс формирования у них игровых действий и организацию их деятельности. Поэтому я показываю детям, как нужно общаться с различными людьми, учу их быть приветливыми, обращаться к людям с улыбкой, тогда и к ним все будут относиться по-доброму. Ведь проблема общения существует у всех. Ребёнок, умеющий общаться, всегда найдёт своё место в жизни. И это касается не только детей, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа.

Е. Казакевич


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress