3 +  RSS  Написать нам
18:21, 21 января 2017

Индивидуальный стиль деятельности воспитателя ДОУ

В педагогическом коллективе детского сада найдутся, по всей вероятности, не только подвижный мастер-импровизатор, но и более инертный воспитатель, предварительно тщательно продумывающий свою и детскую деятельность, заблаговременно создающий условия для успеха в ней.

Одна воспитательница — вся в мире детской игры; другая — сама погружена в искусство и свои педагогические воздействия предпочитает оказывать с помощью художественного слова, театра, музыки. В работе каждой — свой «почерк». У них разный индивидуальный стиль деятельности.

воспитатель детского сада обнимает своих воспитанников

Известный исследователь данной проблемы В. С. Мерлин считает неопределенность деятельности важной предпосылкой индивидуального стиля деятельности. Она может заключаться не только в операциях, но и в относительной неопределенности промежуточных и опосредованных целей, которые выбирают разные люди для достижения одной и той же конечной и общей цели. С этой точки зрения деятельность педагога детского сада — благодатное поле для проявления в ней индивидуального стиля.

Воспитатель в силу специфики своего труда руководит разными видами детской деятельности. Нами выделены шесть типов воспитателей, различающихся профессиональными интересами, повышенным вниманием к некоторым из них. Специфика профессиональной направленности педагогов сказывается на их индивидуальном стиле деятельности.

Воспитатель игрового стиля проявляет заметный интерес к играм детей. Сам склонен к «игровой позиции», успешно ее формирует и у своих воспитанников. В группе, в которой он работает, игра — королева. При руководстве игрой дошкольников такой педагог широко опирается на игровые мотивы, для него характерно применение внеситуативно-личностного общения с ребенком, косвенных методов воздействия (посредством взятой на себя роли в игре). При оценке ребенка (общей) он опирается прежде всего на его поведение в игровой деятельности.

Педагога художественного стиля отличает повышенный интерес к художественной деятельности детей и руководствуется ею. Он и сам, как правило, увлечен искусством, проявляет художественные склонности и способности. Нередко воспитанники таких педагогов достигают высоких результатов в художественной деятельности — она любима ими. При решении педагогических задач часто прибегают к искусству, общению посредством литературно-художественного образа, музыки. При оценке своих воспитанииков исходят обычно преимущественно из их достижений в художественной деятельности.

воспитатель дошкольного учреждения занимается со своими воспитанниками

У воспитателя дидактического стиля в центре внимания образовательные задачи. Проявляет особую заинтересованность в их решении. Как правило, успешно руководит учебной деятельностью детей; тяготеет к «школьным» методам обучения. Преобладает деловое и познавательное общение. Осознание применяемых средств воздействия и их эффективности достаточно высоко, как правило, при реализации обучающей функции; при руководстве другими видами детской деятельности (игровой, художественной, бытовой и др.) осознанность воздействия ниже. Оценивает детей, опираясь преимущественно на их успехи в овладении знаниями на занятиях.

Гармонический стиль деятельности воспитателя характеризуется проявлением одинаково высокого интереса ко всем основным видам детской деятельности и успешным руководством ими. Дети у таких педагогов, как правило, достигают относительно высоких результатов как в игровой, так и в художественной, бытовой, трудовой, учебной деятельности, экспериментировании. Воспитатели этой группы используют разные средства воздействия, преимущественно косвенные: в общении с детьми учитываются возрастные и индивидуальные особенности, специфика руководимой деятельности, ответные реакции воспитанников, меняющиеся ситуации и т.д. Характеризуют детей разносторонне, оценивая успехи в разнообразных видах деятельности дошкольников. Без труда вступают в разные виды общения с детьми.

педагог ДОУ проводит занятие по вышиванию

Формально-прагматический стиль воспитателя характеризуется достаточно высокой настойчивостью и ответственностью в выполнении своих функций, требовательностью к детям. Во взаимоотношениях с ними и родителями исходят из формально выдвигаемых требований к ним без учета их индивидуальных особенностей, конкретной ситуации; при этом не проявляют гибкости, тактичности. При общей оценке ребенка, как правило, исходят из выполнения ими предъявляемых требований, обеспечивающих нормальное протекание режимных моментов. Теплые отношения с воспитанниками возникают не часто.

Индифферентный стиль воспитателя отличается отсутствием выраженной направленности на определенную деятельность детей. Как правило, такой педагог безразличен к работе с детьми, выполняет свои обязанности формально. Интереса к изучению ребенка, семьи не проявляет. При оценке детей исходит преимущественно из поведения при выполнении режимных моментов, занятий; близкий контакт с воспитанниками, как правило, отсутствует.

Сравнительное исследование деятельности воспитателей, различающихся направленностью на детскую деятельность, дает основание отнести первые четыре типа индивидуального стиля деятельности к позитивным, последние (формально-прагматический и индифферентный) — к негативным, педагогически нецелесообразным.

Специально проведенные исследования и жизненные наблюдения свидетельствуют о том, что индивидуальный стиль вырабатывается в процессе овладения профессиональной деятельностью как сознательно, так и стихийно.

Важная роль в сознательном овладении профессиональной деятельностью принадлежит самоконтролю, аутодиагностике. Чем содержательнее, тщательнее, глубже они будут, тем больше оснований для грамотного определения индивидуального стиля деятельности, выработки оптимальных путей и средств его коррекции, дальнейшего совершенствования. Обретение позитивного индивидуального стиля деятельности увеличивает возможность творческого самовыражения, переживания чувства радости как самим педагогом, так и теми, с кем он работает.

При этом возрастает возможность достижения воспитателем профессионального мастерства.

Педагогическое мастерство Что понимается под ним? Во взглядах на педагогическое мастерство нет единства. Некоторые рассматривают его как своего рода совокупность безличностных профессиональных знаний, умений и навыков, передаваемых в процессе обучения и в значительной степени зависящих от стажа педагогической деятельности. Другие, в противовес такому взгляду, под педагогическим мастерством понимают результат личностного роста педагога в своей профессии, совершенствование его целостного творческого и личностного потенциала, неразрывно связанного со спецификой его личностной позиции в социально-психологическом контексте учебно- воспитательного процесса. И в такой позиции есть резон, ибо личность воспитывается личностью!

педагог детского сада занимается со своми воспитанниками

И все же нам ближе определение педагогического мастерства, данное в «Педагогической энциклопедии», где оно рассматривается как «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей».

Различен уровень профессионального мастерства воспитателей детского сада. Можно говорить о трех группах воспитателей, чей уровень мастерства высок, средний и низок, которых мы (вслед за Н. В. Кузьминой) условно обозначили соответственно: «мастер», «почти мастер», «не мастер». Говоря о педагогическом мастерстве воспитателя, мы имеем в виду не только уровень сформированности его операционального компонента деятельности, развитие его профессиональных умений, навыков, но и отношение к детям и своей работе (так, например, для «мастеров» характерно активно-положительное отношение к детям, ярко выраженная педагогическая направленность).

В своем стремлении совершенствовать педагогическое мастерство важно уделить внимание как внутренним компонентам, так и внешним, — и успех придет.

Е. Панько


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Пусть ваш ребёнок будет среди лучших!
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru