Написать нам
Популярно
1   0   177

История развития вышивания

Вышиванием называют общеизвестное и довольно распространённое искусство украшения всевозможных тканей и материалов разнообразными узорами. Страсть к украшению своей одежды и предметов быта с целью выделиться среди других людей была свойственна человеческой природе даже в самые древние времена.

Например, лапландцы вышивали различные узоры на одежде из оленьей кожи, а краснокожие индейцы украшали вышивками одеяла.

Искусство вышивания, как и многие другие виды искусства и науки, появилось на Востоке.

В Азии это мастерство было известно задолго до того, как о нём узнали греки и римляне. Однако греки считали вышивание изобретением богини-покровительницы ремёсел и искусств Минервы.

Существует легенда об Арахне, которая рассказывает о том, что ученица Минервы, дочь красильщика Идмона Арахна, превзошла саму богиню в умении ткать и вышивать. Арахна вызвала Минерву на состязание и стала в нём победительницей, изобразив на огромной вышивке похождение богов. Минерва не смогла примириться со своим поражением и превратила Арахну в паука.

В знаменитой Гомеровской «Одиссее» также упоминается об искусстве вышивания.

При этом описывается великолепный плащ Одиссея, богато украшенный золотым шитьем. В «Илиаде» говориться о том, что Парис привёз в Трою из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, великолепные вышивки.

А третья песнь «Илиады» содержит описание занятий Елены, которая вышивала на белоснежной ткани картины, изображающие сцены битв между троянцами и греками из-за неё.

Во времена походов Александра Македонского греки познакомились с искусством азиатских народов. Их покрывала роскошная одежда персов, украшенная золотыми вышивками и осыпанная драгоценными камнями, а также тонкие индийские ткани, расшитые разноцветными нитками. Победив царя Дария, Александр Македонский завладел его шатром. Великолепно вышитые узоры на этом шатре привели Александра в такой восторг, что он захотел иметь так же богато украшенный плащ и заказал его изготовить искусным вышивальщицам.

Страсть к богатым вышивкам Греции и Рима распространилась очень быстро и достигла таких чудовищных размеров, что даже осуждалась правительством, которое делало попытки запретить или хотя бы сократить безумную роскошь.

При византийских правителях искусство вышивания достигло довольно высокого уровня как по технике исполнения, так и по богатству, т.к. в то время для вышивания стали использовать серебряные нитки. Вышивки украшали не только одежду, но и сёдла, конскую сбрую.

В Санкт-Петербургском Эрмитаже можно увидеть шерстяную материю с пальмами, вышитыми зелёными и жёлтыми нитками, которую считают произведением византийских вышивальщиц III века н.э.

Вышиванием занимались представительницы как высших слоёв общества, так и низшего класса.

Для простых женщин и девушек вышивание было одним из средств существования, а аристократки, включая саму королеву Викторию и её дочерей, занимались этим искусством ради престижа, стараясь перещеголять друг друга в своём мастерстве по вышивке.

Что касается узоров для вышивания, то они сначала просто переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами. Это создавало определённые трудности в развитии данного вида рукоделия. Появление книгопечатания намного облегчило работу вышивальщиц: издавались специальные книги, где были собраны всевозможные узоры различной сложности. Первой страной, выпускающей такие книги (сборниками), может по праву считаться Германия. Иногда разноцветные узоры печатались прямо на канве.

На сегодняшний день ещё нет достоверных сведений о том, когда появилось искусство вышивания в России.

Если судить по орнаментам и заглавным буквам рукописей, дошедших до нас из XIII—XVI веков и дающих представление о характере русских вышивок, можно считать, что вышивание как вид рукоделия начало развиваться именно в эти времена. Однако нет подтверждений тому, что данные орнаменты и заглавные буквы не могли появиться и задолго до этого, в первые столетия образования Древней Руси.

Древние русские царевны и царицы, заключённые в терема, вышивали самые причудливые и богатые узоры, используя шёлковые и золотые нити, бусы и жемчуг. Особенно роскошными были вышивки на салфетках, кокошниках и других головных уборах.

Во времена крепостного права искусством вышивания занимались в основном крепостные девушки.

После освобождения крестьян отмечается застой в развитии этого вида рукоделия. Однако в начале XVIII века мода на вышивки возвращается. Любители старины стали коллекционировать образцы древнерусских вышивок. Во всех главных городах России, особенно в Москве и Петербурге, стали возникать профессиональные рукодельные школы, в которых преподавались различные техники вышивания.

Игла для вышивания – главный инструмент вышивальщицы – не сразу имела такой вид, как в наши дни. Первые иглы изготавливались из кости и т.п. Для вышивания кроме бумажных, шёлковых и шерстяных ниток использовали бусы, бисер, стеклярус, жемчуг, самоцветные камни, блёстки, монеты и т.п. А у многих восточных народов элементами вышивок являлись даже цветные блестящие жучки, зубы, когти, меха животных, змеиная кожа. В Индии женщины вышивали собственными волосами. В Бразилии, где много красивых и разноцветных птиц, для украшения вышивок использовали перья.

Самым распространённым швом у многих народов был шов гладью. Его выполняли бумажными, шерстяными и шёлковыми нитками на полотне, нансе, батисте, нисее и других тонких тканях. Цвет ткани и ниток были преимущественно белым. Таким швом украшали тонкое бельё, носовые платки и т.п.

Существует много способов вышивания гладью. Самыми красивыми считались венецианский шов и шов «ренессанс».

В 1821 году во Франции появилась первая вышивальная машина.

Имя её изобретателя осталось неизвестным, как и сведения относительно устройства механизма.

В наше время существуют современные машины, которые могут вышивать и достаточно сложные узоры, однако ручное вышивание не становится менее актуальным и модным видом искусства.

Я считаю, что изделия, вышитые вручную, более художественные и тонкие, так как здесь фантазия вышивальщицы не скована узкими рамками машинной программы.

Кроме того, такая вышивка получается более живой, так как передаёт настроение и даже черты характера вышивальщицы. Именно поэтому искусство ручного вышивания остаётся модным и актуальным в наши дни.

Н. Гомолко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress