Как организовать игру в настольный театр

[dropcap]И[/dropcap]гра в настольный театр проходит ряд этапов в своем развитии. И начинается она с театрализованных игр с игрушками – постоянными спутниками детей. В раннем детстве эта игра длится недолго, всего несколько минут. В повторяющихся игровых действиях с игрушечными зайчиками, мишками отражаются представления ребенка о прототипах игрушек.

Ребенок учится действовать в воображаемой ситуации, его действия приобретают игровой характер. Дети второго года жизни начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех героев, которые совершают эти действия в жизни.

С детьми второго года жизни игры в настольный театр проводятся воспитателем и непринужденной обстановке без специальной организации детей. При демонстрации первых игровых действии взрослый общается с каждым ребенком отдельно, постепенно привлекая в группу еще одного-двух детей. Взрослый вместе с ребенком рассматривает игрушку, называет ее в соответствии с будущей ролью (зайчик, мама-зайчиха и т.д.), предлагает ребенку также назвать игрушку-персонаж, выделить се основные признаки, дать краткую характеристику (зайка боится, спрятался). Затем взрослый показывает и поясняет одно-два понятные и простые действия с игрушкой (зайка дрожит, убегает). Действия обозначаются словами с одновременным звукоподражанием (зайка боится — ай-ай-ай, ой-ой-ой). После небольшой паузы показ повторяется. Затем ребенку дают игрушку для самостоятельной игры.

К концу второго года жизни дети становятся более умелыми, они уже осознают условность игровой ситуации и при этом могут принимать посильное участие в ее создании. Театрализованные игры детей могут включать в себя уже 2 — 3 эпизода, сопровождаться речевыми высказываниями. Но это еще не завершенные действия и фразы. Воспитатель побуждает ребенка к их завершению, помогает обозначить игровую ситуацию, эмоционально настроить па участие в театрализованной игре. В организованной воспитателем игре дети учатся обращаться с персонажем, усваивают ряд последовательных действий с одной игрушкой, действуют с разными персонажами, видят их взаимодействие между собой. Понравится ребенку и возможность обращения к другим детям от имени игрушки-персонажа. Приобщение ребенка к театрализованной игре, его вовлечение в игру может осуществляться незаметно для ребенка и во время показа спектакля взрослым, т.е. по ходу спектакля. Воспитатель побуждает ребенка просьбами:

— Покажи, как Жучка помогает тянуть репку.

— Не получается. Кого позвала на помощь Жучка?

— Вот так. Повернулась и позвала Кошку.

— А теперь покажи, как Кошка тянет репку. За кого она держится? (и т.д.).

На третьем-четвёртом году жизни дети способны самостоятельно инсценировать некоторые произведения, подбирать для этого нужные игрушки. Ребенок может обращаться и с более нежным материалом картинками для настольного театра. Начинается более активная деятельность детей в театрализованной игре. Дети осваивают ролевые отношения, учатся говорить за персонажа, изменяя интонацию, темп речи, эмоциональную окраску. Знакомый игровой сюжет инсценируется все с меньшим участием взрослого, взрослый уже не играет «основную роль», он только направляет действия детей. Причем делает это очень осторожно: не всегда нужно требовать точного повторения текста, стандартных действий с игрушкой или картинкой. Эмоциональный фон – очень важное условие развития игры.

Быть откровенно заинтересованным в помощи ребенку, выражать свое участие, поощрять действия детей, не скупиться на похвалу – такого рода участие взрослого в желании детей действовать с персонажами выходит на первый план. Ребенок проявляет инициативу — взрослый поддерживает его.

Ближе к пяти годам меняется форма участия ребенка в театрализованной игре. У ребенка появляется желание следовать «правилам»: более точно придерживаться роли, следить за воспроизведением речи героев, их действий, взаимоотношений с другими действующими лицами. Такого же отношения к игре ждет ребенок и от своих друзей – актеров.

Детям старшего возраста предлагаются для свободного пользования уже не только игрушки, но и картинки для настольного кукольного театра. Дети могут разыгрывать спектакли самостоятельно, а также подготовиться и показать спектакль малышам, пригласив их в свою группу или отправившись со всем необходимым для спектакля к ним в гости.

При подготовке к показу спектакля детям придется ближе познакомиться с некоторыми законами организации этого процесса, обратить внимание на нюансы, связанные с действиями кукол, которые выступают на «сцене» и превращаются уже не просто в игрушки-персонажи, а в игрушки (картинки) – актеры. Дети уточняют и открывают для себя волшебную разницу между состоянием куклы-игрушки и куклы-картинки «до» и «как только»:

  • до тех пор, пока кукла не попадает в руки человека, назвавшего себя кукловодом, она сохраняет определенную самостоятельность и может быть игрушкой для игры или игрушкой-сувениром, дидактической картинкой или картинкой, вырезанной из сложенного пополам листа бумаги;
  • но как только кукла становится персонажем спектакля (ее берет в руки кукловод), она «оживает», сливается с действиями, которые с ней совершают, и с голосом, которым она начинает «говорить». Ребенок усваивает, что кукла обретает право на действия и движения, способные более образно, ярко выразить состояние данного персонажа. Состояния куклы передаются не только движениями, но и сопровождающими их эмоционально-выразительными средствами (речью, внешним образом куклы, реакцией других кукол).

Очень важным является овладение приемами кукловождения. Куклы настольного театра диктуют кукловоду свою манеру поведения, выражения эмоции, свой стиль управления ими. В настольном кукольном театре кукловождение осуществляется «открытым» способом – кукловод специально не прячется от зрителя, при этом стараясь не концентрировать внимание зрителя на своих руках. Он держит куклу двумя (большим и указательным) или тремя (большим, указательным и средним) пальцами так, чтобы было незаметно зрителю и удобно кукловоду – чаще всего за туловище со стороны спины или за специальное приспособление. Чтобы передать движение куклы, ее поворачивают, двигают в разные стороны в необходимом темпе. При показе спектакля действие происходит в спокойном ритме, так как зрители должны уметь рассматривать картинки или игрушки и одновременно воспринимать текст.

Особенно важным является умение оперировать образами в пространстве. За счет передвижения персонажа скрашивается статичность и неизменность фигурок. Специфика театра игрушек и театра картинок в том, что названные особенности кукол настольного театра скрашиваются передвижением их с разной скоростью и в разных направлениях. Не следует отрывать игрушки от стола (поднимать) без особой надобности. Движения куклы и речь требуют синхронности. Движения фигурки подчёркивают наиболее важные по смыслу фразы героя. Точность и осмысленность движении необходимы во время сцен с несколькими героями. Во время того, как на сцене-столе находится несколько кукол, и они разговаривают между собой, в движении может находиться только та кукла (куклы), которая говорит в данный момент. Пусть та кукла, которая не говорит, побудет в неподвижности, а когда наступит ее очередь действовать, то перестанет двигаться вторая.

Чтобы зрители легко поняли, кто говорит, говорящая кукла поворачивается к героям, к которым обращены фразы. При этом «говорящая» кукла слегка наклоняется вперед, «сопереживает» – слегка покачивается и т.д. Остальные куклы в этот момент внимательно слушают – смотрят и двигаются лишь в отдельных местах. Основные движения появляются после того, когда нужно отвечать или без слов выражать свое отношение к услышанному.

Игрушки «выходят» на сцену из-за ширмы или боковой стороны стола. При появлении каждой игрушки зрителям дается возможность вначале рассмотреть ее, а затем услышать. Появление, игра кукол и их уход зависят от наличия или отсутствия портала с занавесом, качества декорации и др.

В любом случае важно продумать организацию показа спектакля: разместить стол, а на нем декорации, подготовить кукол, расставить стулья для актеров и зрителей. Стол ставят напротив окна, чтобы свет максимально освещал сцену. За сценой не должно быть окон, ярких, отвлекающих предметов. Сменяемые декорации, куклы и реквизиты размещаются в определенном порядке.

Стулья для зрителей размещаются на расстоянии 1,5 — 2 м от стола. Для того чтобы кукловод (кукловоды) не суетился во время спектакля, куклы заранее раскладываются ниже уровня стола на специальной подставке (стульчике, пуфике) в порядке их появления на сцене-столе. Очень удобно иметь две подставки, тогда игрушки, которые выходят на сцену справа, кладут на подставку, расположенную у правой руки, а которые появляются слева – соответственно располагаются па подставке слева. На эти же подставки игрушки и возвращаются, дойдя до края стола. Если одна из рук кукловода свободна, то она опускается вниз.

Распределение ролей между участниками театрального представления может быть самым разным. Роли получают не только кукловоды, но и ответственные за смену декораций. Текст, слова героев могут произноситься взрослым или детьми, которые не водят кукол. Разделение на актеров и зрителей также условно. Зрители тоже могут принимать участие в спектакле.

От спектакля к спектаклю его участники проявляют выдумку и фантазию, развивая игровой замысел, по-разному реализуют игровые цели, используют новые игрушки, перераспределяют роли. Каждая инсценировка открывает перед детьми занавес для раскрытия возможностей!

Брызгалова А.

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Занятия для подготовки к школе—развитие и воспитание дошкольников © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх