RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort anadolu yakası escort anadolu yakası escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort çankaya escort şerifali escort kartal escort maltepe escort maltepe escort kartal escort Sincan Escort Etimesgut Escort Eskişehir Escort Bayan Çankaya escort Ankara escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort izmir escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort
2   0   964

Как педагог влияет на психологическое здоровье дошкольника

Еще в XVII веке в «Материнской школе» (фактически первой программе для начальной ступени образования) великий Я. А. Коменский призывал:

«…так как обучать детей можно только в случае, если они будут живы и здоровы, … то первая забота родителей оберегать здоровье детей» [1, с.51]. Минули столетия, но и сегодня важнейшей задачей взрослых, воспитывающих и обучающих детей в период, когда их организм еще чрезвычайно хрупок, раним, является охрана и укрепление их здоровья.

Образовательный процесс в дошкольном учреждении, базирующийся на принципе гуманизации, нацелен на гармоническое развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, как физического, так и психологического.

Термин «психологическое здоровье» относительно новый в психологии. Давая первоначальное определение данной категории, И. В. Дубровина дифференцирует его от «психического здоровья»: психическое здоровье, по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; «психологическое здоровье» характеризует личность в целом, находится в непосредственной связи с проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья [2, с. 39-40].

К проблеме психологического здоровья проявляют внимание и другие исследователи (Я. Л. Коломинский, В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов, А. А. Селезнёв и др.), отмечающие в качестве значимых характеристик этого вида здоровья «эмоциональное самочувствие», «эмоциональный душевный комфорт», чувство защищённости, позитивную «Я-концепцию».

Разнообразны факторы, обуславливающие психологическое здоровье. Среди них особое место занимает фактор взаимоотношения в системе межличностных отношений, положение ребенка в детской группе. Для нормального развития дошкольника, его психического здоровья чрезвычайно значимо удовлетворение таких важных психологических потребностей, как потребность в принадлежности к социальной группе, в принятии членами своей социальной группы, в общении. Депривация их негативно сказывается как на психическом, так и психологическом здоровье детей дошкольного возраста.

Как показали результаты нашего исследования, существует тесная связь между положением ребенка в группе сверстников и его эмоциональным состоянием.

Под научным руководством одного из авторов данной статьи разработана система коррекционно-развивающей работы в области межличностного взаимодействия детей [6]. Предложены примерные варианты оказания психолого-педагогической помощи детям, испытывающим дискомфорт во взаимоотношениях со сверстниками (имеющим трудности в общении, малообщительным, «непопулярным» в группе, с неразвитыми игровыми умениями, с искажениями в мотивационной сфере и др.), дошкольникам, чье поведение может негативно сказываться на психологическом климате в детской группе («антилидерам», «конфликтующим» и др.), а также пути и средства гармонизации взаимоотношений в разновозрастной группе детского сада.

Важная тропа в укреплении психологического здоровья ребенка — повышение его представления о собственном «Я». При разработке подходов к оказанию содействия педагогам дошкольных учреждений в этом направлении нами были приняты во внимание мысли о здоровье А. Маслоу, одного из основоположников гуманистической психологии. Он считал, что здоровый человек — это прежде всего счастливый человек, который живет в гармонии с самим собой и не переживает внутреннего разлада, не нападает первым ни на кого. Основным критерием здоровья он провозглашал «полную актуализацию возможностей человека» или «самоактуализацию» [7] .

Когда речь идет о ребенке, его здоровье, то представляется важным не забывать, что познание своих возможностей у него происходит впервые в процессе движений, и та яркая эмоциональность, которая свойственна ребенку на ранних стадиях развития, в значительной степени также питается моторной деятельностью. Известный детский врач и педагог Е. А.Аркин, один из первых подметивший эту связь, писал: «В движениях ребенок находит источник живой радости… Эмоция радости, повышенного самочувствия и является субъективной стороной, сопровождающей напряжение жизненных процессов, вызываемое двигательной деятельностью [8, с.44].

Создавая благоприятные условия для удовлетворения потребности детей в двигательной активности, взрослые (педагоги и родители) содействуют не только их физическому развитию, но и укреплению психического и психологического здоровья. Современными исследованиями (в том числе, проведенными авторами) доказано, что формирование двигательных умений и способностей у детей Дошкольного возраста лежит в основе не только развития физических качеств, но и в основании развития психического, а также в основе высших достижений личности. Причины этого не всегда очевидны для педагогов и родителей. Между тем исследования показывают, что у детей дошкольного возраста отставание в двигательном развитии часто ведет за собой и отставание в развитии психических функций. Существует немало убедительных фактов о зависимости уровня психического развития от двигательной активности детей в данном возрасте. Важно и то, что двигательная деятельность представляет собой благодатное «поле» для самоутверждения, признания возможностей детей раннего и дошкольного периода, что так значимо для их психологического здоровья.

Для многих дошкольников таким «полем» становятся и «специфически детские» (А.В. Запорожец) виды деятельности (игра, рисование, музыкальная деятельность и др.). Внимание педагога к своевременному и полноценному их развитию весьма значимо для психологического здоровья детей. Как свидетельствуют результаты проведенного нами исследования, анализ педагогической практики повысить представления и собственной значимости ребенка, скорее удастся, если педагоги строят свою работу с учетом индивидуально-типологических особенностей каждого из своих воспитанников, идут при этом не против природы ребенка, а вслед за ней. Так, флегматики, как правило, предпочитают спокойные игры и занятия. В дидактических играх, конструировании, лепке, экспериментировании и других малоподвижных и вместе с тем интересных, привлекательных для них видах деятельности особенно заметными становятся такие значимые для успеха качества флегматиков, как уравновешенность, терпение, способность к относительно длительному сосредоточению, аккуратность и старательность.

Учет этого важен в процессе оказания помощи в самоутверждении таких детей. Детям же меланхолического темперамента, для которых характерны особая чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживанию, обычно легче проявить себя, самоутвердиться в изобразительной деятельности, музыкальной деятельности (музыкальных играх, занятиях в небольших, по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности).

Важно при этом не только само участие дошкольников в таких видах деятельности, способности к ней, а и внимание к успехам детей со стороны взрослых и сверстников.

Успех в работе по укреплению психологического здоровья детей предполагает не только глубокое знание педагогом индивидуальных особенностей детей, их увлечений, интересов, знаний, способностей, одаренности, но и умений использовать эти знания в процессе осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку в воспитательно-образовательном процессе.

Исследования, в том числе, проведенные авторами, свидетельствуют о немаловажной роли в сохранении и укреплении психологического здоровья дошкольника детского творчества. Оно многогранно в этот период. В данной работе мы остановимся на некоторых вопросах развития двигательного творчества, позволяющего ребенку раскрыть моторные характеристики собственного тела, развить быстроту и легкость ориентировки в бесконечном пространстве двигательных образов, сформировать отношение к движению как к предмету игрового экспериментирования, реализовать свои замыслы, самоактуализироваться.

Многолетнее изучение этой сферы развития дошкольника привело нас к выводу о целесообразности проявлять заботу о развитии двигательного творчества дошкольника: стимулировать его «аппетит» к самостоятельной творческой двигательной активности, содействовать расширению его двигательного «креативного поля», развивать способности и желание творчески использовать приобретенный багаж в новой среде, повседневной жизнедеятельности.

Проведенное нами исследование позволило выявить многообразие средств для развития двигательного творчества. Назовем основные из них: игра, игровые двигательные задания, экспериментирование, двигательная творческая экспрессия. Первые из названных — наиболее адекватные. Что касается использования игры с целью развития «творческости» на занятиях физической культурой, то важно включать в их содержание игры, предполагающие проявление детского самодвижения, саморазвития. Ребенок осознанно или неосознанно «опробует» различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов.

К экспериментированию детей могут побуждать:

  • двигательная творческая экспрессия, дающая ребенку возможность использовать известные способы выполнения движений в разных ситуациях;
  • проблемно-двигательные задачи и проблемно-двигательные ситуации, способствующие самостоятельному нахождению детьми новых способов двигательных действий.

К двигательной творческой экспрессии относятся двигательные инсценировки — разыгрывание темы или сюжета без предварительной подготовки, «оживление» картинок, фотографий и т.п.

Двигательные инсценировки целесообразно строить на простых жизненных ситуациях, сюжета; народных сказок, детских литературных произведений, подвижных игр. Дети творчески воплощают образы в движении, используя имитационные движения, выступая в качестве персонажей сказки, игры. Основная задача взаимодействие педагога с ребенком при этом заключается в том, чтобы вызвать у ребенка соответствующий эмоциональный отклик, помочь «войти» в воображаемую ситуацию, увидеть и понять образ другой (новый «образ-Я»), вести двигательный диалог через язык жестов, мимики, поз.

Разработанные проблемно-двигательные задачи и ситуации, игры [9, 10], способствуют не только развитию психомоторных способностей дошкольников, но и инициативности, самостоятельности, творчеству детей, повышению их веры в собственные возможности, что так значимо для психологического здоровья.

Обратим внимание еще на один фактор, определяющий психологическое здоровье ребенка — взаимоотношение его со взрослым, которому многие из исследователей, изучающих данную проблему, придают чрезвычайно важную роль. Так, опирающиеся на антропологический подход к проблеме психологического здоровья детей, В. И. Слободчиков и А. В. Шувалов пишут: «Отношение взрослого как форма и способ сопричастности к жизненному миру ребёнка является существенным фактором детского психологического здоровья» [5, с. 98]. В зарождении же, установлении духовной близости в системе «ребёнок-взрослый» (наличие которой тесно связано с психологическим здоровьем ребёнка) особо важная роль отводится воспитательному такту (понимание и принятие взрослым детской самобытности, учёт возрастных возможностей, субъектного опыта ребёнка) и личностной зрелости [5 и др.]. Данные условия нормального развития детско-взрослой общности, духовной близости представляются значимыми для определения эффективного педагогического общения специалистов дошкольного образования.

Вопросы влияния учителя, воспитателя на психологическое здоровье детей все чаще в последнее время «попадают» в поле внимания исследователей. Но есть педагоги и других специальностей, значимые для ребенка. В числе таковых в дошкольном учреждении — музыкальный руководитель.

Обладание возможностями дополнительной формы общения с детьми — общения посредством музыкального искусства, позволяет педагогу данной специальности занять особое место среди значимых для ребенка взрослых, оказать существенное, специфическое воздействие на его психологическое здоровье. Эта возможность обусловлена в значительной степени тем, что само искусство (в том числе — музыкальное) как форма общения является по меткому выражению А. А. Леонтьева «зеркалом человеческой души», отражающим человека лучше, чем он есть в данный момент, показывающим, каким он может стать, раскрывающим то в его личности, о чем он сам, быть может, и не знает [12, с.222].

Работа с педагогами в данном направлении осуществляется через проведение психологических тренингов, деловых игр, дискуссий, применение психотехнических игр и упражнений, моделирование напряженных ситуаций с последующим их анализом и нахождением конструктивных решений.

Наша работа была направлена на повышение психологической культуры педагогов, необходимой для поддержания и укрепления психологического здоровья дошкольников. 3начительное внимание уделялось обогащению теоретической подструктуры психологической культуры педагогов, развитию у них потребности в психологических знаниях, У педагогов формировались понятия о психологическом здоровье, факторах, влияющих на него, и путях его укрепления; представления о структуре межличностных отношений, ее детерминантах и путях оптимизации.

Обращалось внимание педагогов на значительную роль оптимизации межличностных отношений со сверстниками в укреплении психологического здоровья дошкольников. Повышение психологической культуры педагогов в ее практической подструктуре осуществлялось путем развития у них перцептивных и диагностических, прогностических и коммуникативных умений. Специальное внимание уделялось развитию у педагогов психокоррекционных и психотерапевтических умений. Эти умения необходимы педагогу для сохранения и укрепления собственного психологического здоровья, предотвращения синдрома «выгорания». Умения данной группы реализуются в организации здорового образа жизни, навыках саморегуляции, активном использовании арт-, фито-, игротерапии, поддержании у себя позитивной «Я-концепции», позитивного, саногенного мышления, внутренней гармонии, творческой активности, самоактуализации [14, 15].

Внедрение разработанных спецкурсов, семинаров, тренингов в практику содействовали не только повышению уровня психологической культуры педагогов, но и укреплению психологического здоровья и детей, и самих воспитателей.

«Здоровый педагог — здоровый ребенок» — такой системный подход, полагаем, должен быть положен в основу работы по укреплению психологического здоровья.

Библиографический список

1.Коменский Я.А. Материнская школа. — М., 1947.

2.Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — М., 1997.

3.Коломинский Я.Л. Психологическая культура как условие психологического здоровья личности // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы 2-й Междунар. науч.-практ. конф. — Брест, 2005.

4.Коломинский Я.Л., Коростелёва Т.М., Панько Е.А., Шишкина В.А. «Пралеска» — программа физического и психологического здоровья детей // Адукацыя i выхаванне. — 2000. — №2 12.

5.Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей // Вопросы психологии. — 2001. — №

6.Коррекция межличностного взаимодействия /У Пралеска. Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении. Базисная программа и методические рекомендации. — 3-е изд. / Науч. рук. и ред. Е.А. Панько. — Минск, 2000.

7.Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб., 1997.

8.Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. — М., 1968.

9.Шебеко В.Н., ЕрмакН.Н. Движение в радость // Пралеска- 1999- №2 10-12.

10.Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду: Творчество в двигательной деятельности дошкольника: Кн. для воспитателей дет. сада — 3-е изд.- М., 2003.

11.Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду: Старший дошкольный возраст / Пособие для педагог, дошк. учреждений. — М., 2003.

12.Леонтьев А.А. Искусство как форма общения (к проблеме предмета психологии искусства) //Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д.Н. Узнадзе. — Тбилиси, 1973.

13.Панько Е.А. Психология личности и деятельности педагога дошкольного образования: Монография. — Минск, 2005.

14.Основы профессионального самосовершенствования педагога

дошкольного образования / Под ред. Е.А. Панько. — Минск, 2002.

15.Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учеб. пособие. — 2-е изд., Доп. -М., 2005.-256 с.

 

Е. А. Панько, Е. В. Бондарчук,
В. Н. Шебеко, Е. П. Чеснокова,
Е. М. Семенова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress