Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort istanbul escort istanbul escort beylikdüzü escort istanbul escort beylikdüzü escort Sincan Escort Bursa escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort
1   0   1126

Как составить план-конспект физкультурного занятия

Требования к составлению и оформлению плана-конспекта физкультурного занятия

Качество плана-конспекта во многом зависит от уровня профессиональной компетентности специалиста,

предусматривающего наличие профильных знаний и умений в области теории и методики физического воспитания детей дошкольного возраста и смежных дисциплин, специальных проектировочных навыков в составлении и ведении документации. План-конспект физкультурного занятия представляет собой законченную педагогическую работу в том случае, если он разработан и оформлен в соответствии с требованиями:

физкультурный зал для детей в ДОУ

Целеустремлённости. Предполагает указание в каждом документе комплекса задач (оздоровительных, образовательных, воспитательных) в соответствии с положениями нормативных правовых и программных документов по физическому воспитанию детей дошкольного возраста;

Преемственности. Основано на преемственности с содержанием предыдущего и последующего плана в целостной системе планирования физкультурных занятий, а также преемственности материала внутри самого плана. Каждый шаг в плане должен являться логичным продолжением предыдущего и подготовкой для следующего;

Реальности. Достигается за счёт детального учёта всех педагогических условий: возрастных и психофизических особенностей детей, уровня их физической подготовленности, материально-технической базы учреждения дошкольного образования, сезонно-климатических явлений и т.д. Педагогу следует оценить указанные условия и спланировать реальный материал, т.е. тот, который могут и должны усвоить дети;

Конкретности. Проявляется в чёткости и конкретности формулировок планируемых задач, средств, методов, способов организации двигательной деятельности воспитанников на занятии. Немаловажное значение имеет использование гимнастической терминологии, обеспечивающей краткость и лаконичность записи физических упражнений.

Наглядности. Реализуется путём внедрения в практику графических форм записи (схем, рисунков, чертежей), что не является обязательным, но может существенно улучшить восприятие и запоминание последовательности запланированного материала, особенно начинающими специалистами.

 Разработка содержания плана-конспекта физкультурного занятия

План-конспект, как результат непосредственной подготовки педагога к занятию, опирается на документы перспективного планирования процесса физического воспитания детей дошкольного возраста. На первом этапе составления плана-конспекта педагог обдумывает содержание основной части занятия, а затем в соответствии с ней планирует ориентировочный материал для вводной и заключительной частей. Следует подчеркнуть, что правильное определение комплекса задач, средств и методов для конкретного физкультурного занятия может быть обеспечено лишь после того, как спроектирована промежуточная (черновая) модель его основной части. Детализация содержания физкультурного занятия происходит на втором этапе планирования, в процессе которого педагогу необходимо продумать и конкретизировать:

Задачи занятия. В первую очередь определяются образовательные задачи, направленные на обучение, закрепление или совершенствование двигательных действий в зависимости от этапа обучения, воспитание психофизических качеств и совершенствование двигательных способностей детей. Затем уточняются оздоровительные задачи, связанные со спецификой оздоровительного воздействия специальных физических упражнений на организм ребёнка в целостной структуре занятия. Понимание педагогом сущности и значимости оздоровительных задач, путей и средств их решения способствует приоритетной реализации принципа оздоровительной направленности в физическом воспитании детей дошкольного возраста. Именно поэтому оздоровительную задачу рекомендуется ставить на первое место во всех документах планирования процесса физического воспитания, в том числе и в плане-конспекте физкультурного занятия.

Формулировка воспитательных задач также обязательна, поскольку физическое воспитание — это, прежде всего, вид воспитания (наряду с трудовым, нравственным, эстетическим и др.). Следовательно, воспитание личности ребёнка средствами физической культуры играет важную роль в формировании эмоционально положительного отношения к занятиям физическими упражнениями, развитии его волевых и нравственных качеств, коллективных начал, творческих способностей.

дети занимаются физкультурой в ДОУ

Средства и методы решения каждой из задач. К основным средствам физического воспитания относятся физические упражнения, содержание которых сопряжено, как правило, с комплексом оздоровительных, образовательных и воспитательных воздействий на ребёнка.

Под методами в физическом воспитании понимают способы применения физических упражнений, направленные на достижение поставленных задач. В соответствии с задачами уточняется и конкретизируется содержание всех частей занятия, которые в общих чертах уже продумывались специалистом на первом этапе планирования. Намечаются основные, подводящие, подготовительные упражнения общеразвивающего и специального характера, их дозировка с учётом возрастных и психофизических возможностей воспитанников. Определяются наиболее действенные общепедагогические методы и приёмы обучения, включающие словесные и наглядные методы. Устанавливаются специфические методы, непосредственно связанные с решением образовательных задач. К ним относятся игровой, соревновательный методы, метод строго регламентированного упражнения [7. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие по специальности «Физическая культура» / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — 6-е изд., стереотипное. — М.: Академия, 2008. — 478 с.].

При подборе средств и методов педагогу следует стремиться воплотить в каждом занятии оригинальные творческие замыслы, спланировать увлекательный материал, насыщенный разнообразными физическими упражнениями и подвижными играми.

обеспечение физкультурным инвентарем в детском саду

 

Ресурсное обеспечение занятия. Создание педагогических условий, положительно влияющих на реализацию запланированного содержания физкультурного занятия, зависит от рационального использования материально-технических ресурсов, классифицированных нами на специальные, технические и дидактические.

К специальным ресурсам относятся физкультурное и спортивно-игровое оборудование для занятий в помещении и на свежем воздухе: стационарное, переносное, подвесное и комбинированное; специальный инвентарь для развития основных видов движений и функции равновесия, для обучения элементам спортивных упражнений и спортивных игр и др.

Технические ресурсы охватывают технические и звуковые средства обучения, крайне востребованные в современном образовательном процессе. К техническим средствам обучения непосредственное отношение имеют тренажёры простого и сложного устройства, а к звуковым — аудиоаппаратура, носители аудиоинформации.

Дидактические ресурсы — это демонстрационный материал (плакаты, фотографии, картинки, наглядные пособия, атрибуты для подвижных игр и др.), который педагог применяет для целенаправленного и более плодотворного взаимодействия с детьми в процессе занятий. Разнообразные наглядные средства обогащают представления детей о специфике тех или иных физических упражнений и спортивных игр, развивают у них любознательность, расширяют кругозор, активизируют мыслительную деятельность.

Тщательное продумывание на этапе планирования материально-технического обеспечения физкультурного занятия, стремление педагога к вариативному применению предметной физкультурно-развивающей среды, адекватной возрасту и способностям воспитанников, сформирует у них богатый двигательный опыт и стойкий интерес к занятиям физическими упражнениями.

Способы организации двигательной деятельности детей. Выбор способов организации детей на занятии (фронтального, группового, поточного, посменного, индивидуального) зависит от новизны, сложности, характера упражнений; задач занятия, места его проведения; возраста и количества детей, их физической подготовленности; организационно-управленческих умений педагога.

Очень часто причиной определения того или иного способа организации двигательной активности воспитанников является материально-техническая оснащённость учреждения дошкольного образования. Например, недостаточное количество спортивного оборудования исключает использование фронтального (одновременного) выполнения упражнений всеми детьми. В то же время грамотное планирование других способов организации (группового, поточного, посменного), их комплексное сочетание во всех частях занятия обеспечит оптимальную моторную плотность даже при дефиците физкультурного инвентаря и ограниченного размера помещения.

Критерии оценки деятельности детей на занятии. К педагогическим критериям оценивания техники выполнения физического упражнения относятся: результативность физического упражнения (действия, движения); сопоставление параметров наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники; разница между реальным результатом и возможным [5. Глазырина, Л.Д. Физическое воспитание и развитие ребёнка: учеб.-метод. пособие / Л.Д. Глазырина. — Минск: БГПУ, 2009. — 292 с.]. В соответствии с данными критериями специалист определяет наилучшую стратегию достижения поставленной цели конкретными средствами, способами, методами педагогического воздействия и взаимодействия в зависимости от этапа обучения. Вместе с тем при определении критериев оценки особое внимание следует уделять индивидуализации техники физических упражнений с учётом особенностей телосложения каждого воспитанника, уровнем его физической подготовленности.

Рассмотренные выше методические особенности продумывания и осмысления содержания физкультурного занятия отражаются далее в письменном виде при оформлении плана-конспекта.

Структура плана-конспекта физкультурного занятия

При подготовке плана-конспекта возможно использование текстовой и табличной форм записи.

Текстовая форма предполагает написание плана в виде текста, а табличная — в виде таблицы. Обе формы широко используются на практике. Как показывает опыт, при составлении развёрнутого плана-конспекта физкультурного занятия предпочтительней пользоваться табличной формой записи, которая позволяет:

  • чётко отобразить структуру и содержание предстоящего занятия;
  • детализировать содержание каждой его части;
  • избежать перегруженности и перенасыщенности плана.

Данный вариант оформления плана-конспекта является наиболее информативным, понятным и удобным в использовании как для самого педагога, так и для других специалистов, которым он может быть представлен.

Структура развёрнутого плана-конспекта физкультурного занятия в форме таблицы включает:

  1. Общие сведения о занятии (возраст детей, название занятия, место и дату проведения, форму проведения). Из перечисленных сведений в обязательном порядке следует указывать возраст детей, место и дату проведения занятия. Название занятия и форму его проведения (учебно-тренировочная, игровая, сюжетная, тематическая, корригирующая и др.) можно не отражать. Однако именно эти сведения усиливают творческую составляющую плана-конспекта, свидетельствуют о системных проектировочных аспектах в деятельности конкретного специалиста.
  2. Задачи занятия (оздоровительную, образовательную, воспитательную). Информативная и предельно лаконичная формулировка комплекса задач занятия начинается, как правило, с глагола в повелительной форме. Например: формировать, учить, обучать, закреплять, развивать, совершенствовать, укреплять и др. В плане-конспекте указываются только главные задачи, решаемые преимущественно в основной части занятия. Вместе с тем, оздоровительные и воспитательные задачи могут планироваться для любой части занятия. Педагогические задачи необходимо формулировать как можно конкретнее, избегая лишних слов и словосочетаний. Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи решаются в неразрывном единстве, поэтому их комплексность и взаимосвязь — одно из главных условий эффективности физкультурного занятия.
  3. Оборудование и инвентарь. Следует перечислить не только основные ресурсы занятия, но и указать их количество. Например: мячи среднего диаметра по количеству детей, 2 баскетбольных кольца, 5—6 стоек, 6 обручей, маска медведя, магнитофон. Данная информация поможет педагогу заранее подготовить материально-техническое обеспечение занятия, рационально пометить его в пределах физкультурной площадки или зала, не упуская из вида малейшие детали. Стационарное оборудование, которое закреплено и всегда присутствует в специально организованных для физкультурных занятий местах (гимнастические лестницы, спортивно-игровые комплексы и др.), указывать не обязательно.
  4. Таблицу плана-конспекта, состоящую из трёх частей (вводной, основной, заключительной) и трёх столбцов (содержание, дозировка, организационно-методические указания).

Рассмотрим подробнее структуру таблицы, содержание её частей и столбцов.

Каждую часть занятия лучше выделить отдельной строкой по ширине таблицы, а не столбцом. Это позволит расширить полезную площадь таблицы, что значительно уменьшит объём документа. В строке записывается название части занятия и её продолжительность в минутах.

В столбце «Содержание» последовательно указывается по частям занятия все предусмотренные физические упражнения и подвижные игры. Во вводной части занятия расписывается содержание разминки, в которую включаются разновидности ходьбы, бега, подвижные игры и игровые упражнения с элементами ходьбы, бега, строевых упражнений и др. Заканчивается вводная часть, как правило, динамическими дыхательными упражнениями.

Содержание основной части занятия отражает решение комплекса педагогических задач, в первую очередь — образовательных. В связи с этим в ней записывается следующий дидактический материал: комплекс общеразвивающих упражнений; специальные упражнения, направленные на решение образовательной задачи (основные виды движений, спортивные упражнения, элементы спортивных игр и др.); подвижные игры (подвижные игры высокой и малой интенсивности, игры-эстафеты, игры-соревнования и др.). Комплекс общеразвивающих упражнений, выполняющий подготовительную к основным видам движений функцию, содержит от 5 до 10 упражнений в зависимости от возраста детей. На наш взгляд, подробное описание этих упражнений следует вынести за пределы таблицы в отдельное приложение, что сделает план-конспект компактным и удобным в использовании. Групповой способ организации детей в основной части занятия предусматривает запись соответствующих заданий для каждой группы. Такие организационные моменты, как расстановка и уборка оборудования, указываются только в случае непосредственного участия в них детей.

В заключительной части отражается содержание используемых средств восстановления после физической нагрузки (динамические дыхательные упражнения, упражнения на растягивание и расслабление, подвижные игры малой интенсивности, ходьба и др.). В данной части занятия может быть уделено внимание таким рефлексивным аспектам, как краткий анализ занятия педагогом, самооценка занятия детьми, совместная рефлексия содержания учебного материала, подведение итогов и др.

В столбце «Дозировка» указываются количество повторений каждого упражнения и (или) затраты времени на выполнение упражнения (в минутах или секундах). Например, 5—6 раз, 2 мин, 30 сек. Для цикличных видов движений и спортивных упражнений (ходьба, бег, катание на самокате, велосипеде и др.) можно определять длину дистанции в метрах (10 м, 60 м, 100 м). В дозировании физической нагрузки важно соблюдать теоретико-методические требования структурного построения занятия и его основного принципа — постепенного наращивания нагрузки и её плавного снижения к окончанию занятия. Дозировка упражнений должна соответствовать возрасту детей, а также методической целесообразности распределения времени для каждой части занятия.

В столбце «Организационно-методические указания» обозначаются требования, команды, распоряжения, общие методические указания, касающиеся организационных основ управления процессом обучения, координации деятельности педагога и детей по времени и пространству, их успешных совместных действий. Применительно к технике физических упражнений организационно-методические указания отражают наиболее типичные ошибки в их выполнении, на которые следует обратить внимание воспитанникам и педагогу. Например, «ноги в коленях не сгибать», «наклониться ниже» и др. При описании коллективных совместных действий уточняются способы организации детей на занятии (фронтальный, групповой, подгрупповой и др.), варианты построений и перестроений (в круг, в шеренгу, в колонну и др.), правила подвижных игр («по окончании игры выбирается новый водящий», «не выбегать за границы площадки» и др.). Данная информация предусматривает индивидуализацию и дифференциацию физической нагрузки («ослабленным детям снизить нагрузку», «мальчики выполняют упражнения с большими мячами, девочки — с маленькими», а также записи по обеспечению техники безопасности на занятии («под скамейку положить мат», «обеспечить страховку на канате», «соблюдать расстояние», «при падении сгруппироваться» и др.).

 

Пример оформления развёрнутого плана-конспекта физкультурного занятия

 

Наталья Власенко,
руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress