Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort beylikduzu escort beylikduzu escort bayan ataşehir escort pendik escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort beylikduzu escort avcılar escort beylikduzu escort beylikdüzü escort eryaman escort astropay astropay astropay astropay astropay maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort
Лайк   0   250

Методы семейного воспитания своих детей

Весьма важным для родителей является знание правил применения методов и стилей воспитания, которые А.С. Макаренко называл «инструментом прикосновения к личности».

Воспитание детей по правиламУ всех методов воспитания учёные выделяют психофизиологическую основу, или тот механизм, который действует на уровне подсознания. Его игнорирование может привести к совершенно непредсказуемому результату, поэтому родителям необходимо отчётливо представлять себе, как применяемый ими метод может отразиться на сознании и поведении ребёнка.

К самым распространённым методам воспитания детей относятся положительный пример, рассказ, беседа, диспут, приучение, упражнение, поощрение и наказание.

В советской педагогике наиболее эффективными считались методы убеждения — рассказ, беседа, диспут, иначе называемые словесными. Доверяя такой рекомендации учёных родители наивно полагали, что после нравоучительных нотаций непослушное чадо непременно исправится.

Дети же воспринимали нудные наставления как выматывающее душу занятие, причём внешняя реакции «объекта воспитания» совсем не отражала внутреннего отношения. Ребёнок может демонстрировать показное внимание, но, как утверждают психологи, если при этом он смотрит поверх головы взрослого, то он занят своими мыслями, фантазиями; если — вниз, то в душе яростно спорит, отвергает доводы родителей, а если глядит прямо в глаза и даже согласно кивает, то просто хитрит, являя собой прообраз будущего подхалима. Хотя в этом случае достучаться до сознания детей всё же легче.

Возникает справедливый вопрос: так что, совсем не говорить с ребёнком?

Конечно, говорить надо, но реально оценивая возможности слов и учитывая психофизиологическую основу методов формирования сознания, как их сейчас называют. Установлено, что под влиянием слов, которые должны обязательно нести новую информацию, в сознании детей происходит опережающий анализ возможных действий и поступков, проще говоря, планирование поведения с учётом знаний о последствиях. Именно на последствиях и должен сосредоточить внимание родитель, общаясь с ребёнком в соответствии с его возрастными особенностями.

Для детей 6—11 лет лучше всего подходит рассказ, когда взрослый доступно и увлекательно рисует картину привлекательности поступков, одобряемых обществом, и наоборот. Для подростков предпочтительнее беседа, в которой они участвуют наравне со взрослыми, а для юношей и девушек — дискуссия.

Итак, можно и нужно говорить о нравственных проблемах с дошкольником и младшим школьником, пока он слушает с раскрытым ртом и горящими глазами, с подростком — пока он задаёт вопросы; с юношей или девушкой — пока они отстаивают свою позицию. Как только ребёнок начал отвлекаться, подросток перестал спрашивать, а юноша или девушка — спорить, лучше прекратить наставления, потому что ничего нового из речи родителей ребёнок не узнает.

Только так можно избежать распространённой ошибки взрослых, которые повторяют избитые истины и чьи слова превращаются в тот самый горох, отскакивающий от стенки. Конечно, речь не идёт о случаях, когда слово используется для наказания: общеизвестно, что ранить словом можно больнее, чем оружием. Но здесь действуют уже иные правила.

Раньше других методов воспитания на детей начинает воздействовать пример.

Они часто копируют своих близких, и у спокойных родителей даже грудные дети меньше плачут. Недаром известный римский философ Сенека, многие изречения которого до сих используются как пословицы, говорил: «Трудно привести к добру нравоучением, легко — примером».

Действие примера основывается на заложенной от природы в живых существах склонности к подражанию, которая и является психофизиологической основой примера как метода воспитания. Эта склонность у животных иногда приводит к комическим ситуациям. Учёные обнаружили явление «импринтинга», когда, например, вылупившиеся из яйца птенцы запечатлевают образ первого движущегося существа или предмета, как правило, родительницы. Далее малыши следуют за ней, копируя все действия и так получая необходимые навыки. А комизм ситуация приобретала тогда, когда подопытные птенцы первыми видели испытателей, которых потом считали мамашей, требуя соответствующего отношения.

У животных подражательность носит бессознательный характер, а у людей со временем переходит в осознанную, что является одним из 4 направлений в её развитии. Ещё подражательность развивается от игрового подражания к подражанию в жизни. Для детей игра — очень серьёзное дело, имитация будущего. И поэтому в самой распространенной игре «дочки-матери» дети не только копируют реальную обстановку своего дома, стиль взаимоотношений, но и практикуются в создании модели собственной будущей семьи.

Так происходит полоролевая идентификация: ребёнок готовится к выполнению одной из трёх важнейших социальных ролей — роли семьянина. Следовательно, понаблюдав за играми детей, родители могут увидеть себя, как в кривом зеркале. А дальше можно попытаться что-то исправить, ненавязчиво давая материал для дальнейших игр: что-то прочитать, рассказать или даже включиться в игру.

Причём, и для девочек, и для мальчиков важно не только участие матери, воплощающей эмоциональное начало, но и отца, носителя рациональной, дисциплинирующей составляющей. И если сын просто копирует отца, тренируясь в будущей роли, то у девочки формируется образ спутника жизни, который она будет в дальнейшем примерять на молодых людей. Заметное в настоящее время приобщение представителей сильного пола к воспитанию детей свидетельствует о положительных сдвигах в гендерном равенстве.

Следующей особенностью подражательности является её развитие от подражания близким образцам к подражанию далёким. Учитывая эту особенность, родителям следует помнить, что, во-первых, их поведение наиболее значимо для детей в смысле калькирования. Ибо если рядом с ними не будет подающего пример близкого человека, то в дальнейшем от них сложно ожидать нормального поведения. Во-вторых, бесполезно пытаться настраивать маленького ребёнка на следование примеру какого-нибудь положительного книжного или даже реального героя. К таким образцам в качестве идеала потянется разве что подросток, когда задумается о самовоспитании.

Наконец, подражательность изменяется от подражания внешнего к внутреннему и от копирования всего поведения — к передаче отдельных черт. Но и эти особенности проявляются позже, когда ребёнок будет в состоянии анализировать сложные процессы, и тоже связаны с самовоспитанием.

Пытаясь опереться в воспитании на положительные примеры, взрослые могут допустить ошибки в своей методике воспитания. Например, иногда в качестве образца предлагается тот, кто совсем не нравится ребёнку, имеющему свои критерии оценки. И если родители станут часто повторять, как хорошо учится соседская дочка или же какой воспитанный у них сын, то собственный ребёнок просто возненавидит хвалёных соседских детей. Тем более, что никто не в состоянии стать точной копией другого человека, личность уникальна, а повторять можно действия и поступки. Именно их родителям следует предлагать в качестве образца для подражания, при этом обязательно внушая ребёнку веру в свои силы.

Л. Смагина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress