RSS  Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort ümraniye escort maltepe escort kartal escort escort bayan escort istanbul istanbul escort istanbul escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort pendik escort
2   0   808

Какие мы родители?

В материале представлены тренинговые упражнения, литературные произведения, педагогические ситуации, различные подходы ученых, родителей к воспитанию детей раннего возраста.

Данную публикацию можно использовать как средство педагогической поддержки родителей в процессе проведения семинаров-тренингов, заседаний родительских клубов, а также в работе родительских университетов и материнских школ.

Кто такие родители?

С родителями обсуждается интерпретация слова «родитель». Например: родитель — тот, кто рожает, тот, кто родной, кто растит и т. д. Предлагается вспомнить своих родителей и ответить на вопросы: «Кем были для меня родители?», «Кем я хочу быть я для своего ребенка?». Надо изобразить своих родителей с помощью цветов, геометрических фигур, различных природных явлений и т. д. Затем каждый рисунок обсуждается.

Предлагается поиграть в игру «Три волшебные «Р». Игра направлена на систематизацию представлений супругов о личностных характеристиках родителей. Сначала взрослые называют поочередно, что умеет родитель: «Родитель умеет…». После этого поочередно заканчивают предложение «Родителю можно…». Затем рассуждают на тему «Родителем может быть (какой человек)?». В конце родителям задают вопрос: «Зачем родитель ребенку?».

Какие мы?

Родителям предлагается внимательно посмотреть на себя в зеркало и назвать как можно больше прекрасного из своей внешности. После знакомства со своей внешностью они вспоминают о себе в разные периоды детства. После этого родители отвечают на вопросы:

  • Каким я был и каким стал?
  • Что хорошего я оставил в детстве?
  • Что хочу вернуть из детства?
  • Что могу подарить из детства собственному ребенку?
  • Что во мне сегодня может помочь сделать детство моего ребенка счастливым?
  • Затем предлагается поиграть в «Цепочку». Цель игры — систематизировать свои личностные характеристики в единый образ. Задания для игры следующие: «Я умею», «Я не умею», «Я хочу», «Я мечтаю», «Я бываю (каким)», «Я хотел бы быть (каким)».

семья гуляет по парку

Учимся быть счастливыми

  • Чтение стихотворения А. Дементьева «Привыкли счастье видеть только в спину…». Родителям предлагается подумать и ответить на вопросы:
  • Когда человек может быть счастлив?
  • Счастье продолжительное или мгновенное явление?
  • Насколько важно в жизни человека переживание состояния счастья и почему?
  • Далее родителям предлагается нарисовать свою «траекторию счастья» в виде графика, где возможно проследить и силу ощущений, и длительность их протекания.
  • Затем совместно объясняются правила человеческого благополучия:
  • Вера в себя и доверие к окружающему.
  • Любовь и привязанность.
  • Свобода.
  • Понимание и признание.
  • Творчество
  • Личный вариант каждого.

Затем предлагается поразмышлять на тему: «Что я могу сделать для счастья семьи? Что я делаю для счастья своей семьи?»

Работа с литературными произведениями

ИСТОРИЯ О ЧАЙКЕ (Сказка)

Океан был гладкий и спокойный. В нем, как в чистейшем зеркале, отражались солнце, бездонная синева неба и белые крылья чаек. Время от времени чайки ныряли в водную гладь, чтобы выхватить рыбку, а потом опять взмывали вверх. Одна из чаек впервые взяла с собой сына. День был на удивление тихий. Чайка с гордостью смотрела, как ее сыночек учится летать над океаном, высматривая рыбешек.

Внезапно поднялся ураганный ветер и понес птенца в открытый океан. Чайка тревожно закричала и бросилась следом. Она пыталась удержать сына, но маленькие крылья птенца не могли сопротивляться порывам ветра, и его уносило все дальше от берега. Начался шторм, поднялись огромные волны, и неожиданно одна из них накрыла птенца. Чайка кинулась спасать своего ребенка, но было поздно, его нигде не было видно.

Весь день чайка летала над океаном и тревожными криками звала сына. Шторм уже утих, но мать продолжала искать. Наконец, она обессилела и вернулась на берег.

Жизнь без сына потеряла для нее всякий смысл. Целыми днями чайка летала над океаном и вглядывалась в водную даль, пытаясь отыскать птенца. Она спрашивала у ветра, у солнца, у звезд, не видели ли они ее сыночка, но не получала ответа. В конце концов, она так ослабла от горя, что не смогла взлететь…

Наступила ночь, и вдруг чайка увидела звезду, спускающуюся к ней с небес, и услышала:

— Звезды услышали твое горе и засияли ярче. В прошлую ночь мы осветили океан так сильно, что разглядели дно и нашли твоего сына. Он лежит в океанских глубинах, и только твоя любовь может спасти его.

— Но я же не умею плавать под водой,— прошептала чайка.

— Твой птенец не под водой, он в твоем сердце.

Любовь твоя так сильна, что даже глубокие воды океана ее не остановят. Летим со мной, — позвала звезда.

Чайка вдруг почувствовала, что ее крылья стали сильными, как никогда и взмыла вслед за звездой. Они летели долго. Наконец, звезда остановилась и сказала: «Смотри вниз, я буду светить тебе. Здесь лежит твой сын».

Столп ослепительного света достиг дна, и чайка увидела своего птенца. Не колеблясь она бросилась ему навстречу. Вода оглушила ее, но она собрала все силы и рванулась вперед. Наконец, чайка достигла дна, подхватила сына крыльями и быстро устремилась с ним к звезде. Свет звезды был так ослепителен, что птенец открыл глаза и, увидев рядом с собой мать, удивился:

— Где мы, мама? Разве шторм уже кончился и я не утонул?

— Мы летим домой, сыночек, — ласково ответила чайка, поддерживая его.

А звезда светила им вслед.

Вопросы:

1. Почему для матери-чайки жизнь без сына потеряла всякий смысл?

2. Что придало матери силы?

3. Раскройте смысл понятия «материнская любовь»

4. Приведите примеры о том, как материнская любовь помогала детям преодолевать жизненные трудности и горе.

Педагогические ситуации

На столе книги, бумаги — папа работает. Он сосредоточен и несколько расстроен: не все получается. К нему подходит дочь Лера, ей всего 1 год 6 месяцев. Ей хочется к папе на руки, «помочь» ему. Папа отстраняет ее, но она настойчиво лезет. Папа не выдерживает и кричит: «Дуй отсюда!» Лера отступила, вытянула ладошку и начала на нее дуть.

Вопросы:

1. Что проявляется в действиях Леры?

2. Как следовало бы в данном случае поступить отцу?

3. Приведите подобную ситуацию из жизни своей семьи и вспомните как вы поступили по отношению к сыну (дочери)?

Оксане три года, девочка полна энергии. Она все хочет сделать сама. Пришедшему с работы отцу она подает газеты. Бабушке помогает найти очки. Но как только Оксана возьмется за какое-нибудь дело, взрослые тут же сдерживают ее: «Маленькая, еще, все у тебя впереди, наработаешься».

Вопросы:

1. Как может сказаться на формировании самостоятельности ребенка стремление взрослых оградить ее от всякой работы?

2. Правы ли взрослые, отстраняя девочку от всякой домашней работы?

3. Как вы поступите в подобных ситуациях?

Девочка 2,5 лет, одеваясь на прогулку, категорически отказывается от помощи взрослого, хотя сама ещё не умеет справляться со шнурочками ботиночек. В ответ на действия воспитателя, который невзирая на протесты, обувает её, малышка со слезами на глазах восклицает: «Всё равно я твоими ботиночками гулять не буду, развяжу, завяжу и буду гулять своими»

Вопросы:

1.Объясните поведение девочки с точки зрения возрастных особенностей детей 2,5 — 3 лет?

2. Что вы знаете о «кризисе трех лет»?

3.Расскажите о кризисных проявлениях в поведении ваших детей?

4. Как вы вели себя в случае проявлений ребенком кризисных симптомов: негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, «бунт против окружающих», «обесценивание ребенком личности близких», «стремление к деспотическому подавлению окружающих»?

Девочка (2 года 9 месяцев), подражая маме, начала убирать свою комнату. Мама, занятая срочной работой, не заметила усилий дочки. Та долго ждала реакции мамы и, не дождавшись, ворвалась в мамину комнату со слезами на глазах: «Когда ребёнок убирает, он молодец?» — «Молодец», — растерянно ответила мама. «Ну, так и скажи, что молодец».

Вопросы:

1. Объясните с точки зрения возрастных особенностей острую потребность девочки в оценке своих действий.

2. Как вы поступаете в подобных ситуациях?

Мама сидит с малышом (2 года) в песочнице, помогает накладывать песок в ведерко, показывает ему, как делать куличики, подбадривает, если куличик не получился: «Ничего, давай попробуем еще раз, я тебе помогу». Когда же у ребенка получается хороший куличик, мама искренне радуется, хвалит его.

Другая мама тоже пытается научить ребенка делать куличики. Но при этом она ничем не помогает ему, лиши понукает и поддразнивает: «Давай, давай, учись сам! Эх ты, неумеха, ничего у тебя не получается!»

Третья мама сидит на скамейке около песочницы, равнодушно наблюдает за малышом и время от времени делает ему замечания: «Не смей брать песок в рот!», «Не бери чужие формочки! Я кому говорю?» Ребенок не слушается, мама сердито хватает его за руку, шлепает и тащит за собой к скамейке. У малыша заплетаются ноги, он сопротивляется, плачет. «В наказание будешь сидеть здесь», — говорит мама. Ребенок, продолжая плакать, сидит на скамейке.

Вопросы:

1. Проанализируйте отношение матерей к детям.

2. Как такие отношения могут отразиться на личности ребенка?

3. Как вы ведете себя в подобных ситуациях?

Эмоциональное состояние матери влияет на ребенка

Доктор рекомендует маме младенца (раздражителен и капризен) делать очень легкий и поглаживающий массаж. Мама — специалист по массажу делает его. Однако массаж не только не приносит эффекта, но и порой вызывает обратную реакцию.

Психолог вместе с доктором встречается с мамой.

Психолог спрашивает у мамы:

— Скажите, пожалуйста, как вы готовитесь к занятию?

— А что тут готовиться? Мою руки, укладываю ребенка…

— Маленький ребенок — это особый человек, он разговаривает с нами особым языком. Он очень тонко чувствует наше эмоциональное состояние. В каком состоянии обычно вы занимаетесь с ребенком?

— Даже не обращала внимания.

— Давайте вспомним, например, последнее занятие. Можно ли ваше эмоциональное состояние в тот момент назвать спокойным, уравновешенным?

— Скорее нет.

— Попробуем обсудить с доктором, каким должен быть результат массажа.

Детский доктор:

— Массаж был назначен как успокаивающая. расслабляющая процедура, помогающая ребенку, стабилизирующая его нервную систему.

Но массаж — вспомогательная процедура, были назначены и предельно низкие дозы лекарств. В принципе после массажа ребенок должен успокоться довольно быстро, у него должен наступать глубокий, продолжительный сон.

Психолог — маме.

— Всегда ли именно такое состояние, о котором говорит доктор, было у ребенка после массажа?

— Редко.

— Давайте более подробно вспомним те занятия, которые были наиболее эффективны, что было у них общего? Прежде всего, в вашем эмоциональном состоянии?

Мама на короткое время задумалась.

— Вы правы, многое зависело от моего душевного состояния. Но это так трудно — всегда быть спокойной.

— Наши эмоции тоже имеют право на проявление. Но существуют моменты, когда мы обязаны быть спокойными.

Вопросы:

1. Почему является важным эмоциональное состояние родителей при взаимодействии с ребенком?

2.Приведите аналогичные примеры из Вашей жизни?

3. Как изменяется эмоциональное состояние ребенка, когда вы приближаетесь к нему?

4. Как ведет себя малыш, когда вы спокойны или радостны, раздражены или утомлены?

Страницы: 1 2


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress