Написать нам
Популярно
1   0   192

Педагогические стереотипы воспитателей дошкольных учреждений

Данные опроса говорят следущее:

  • Во-первых, необходимо использовать личностно-ориентированную педагогику. Так считает 83,3% воспитателей дошкольных учреждений. На педагогику творчества ориентировано 28,9% воспитателей; на педагогику организации ясельных и детсадовских групп — 17,1%; на дидактику и теорию воспитания — 12,6%; на народную педагогику — 7,3%.
  • Во-вторых, воспитатели дошкольных учреждений ориентированы на педагогику творчества — 44,3%; на дидактику и теорию воспитания — 25,6%; на педагогику организации ясельных и детсадовских групп — 21,5%; на народную педагогику — 20,7%; на личностно-ориентированную педагогику — 8,1%.
  • В-третьих, на дидактику и теорию воспитания — 28,5%; на педагогику организации ясельных и детсадовских групп — 22,8%; на народную педагогику — 17,1%; на педагогику творчества — 12,2%; на личностно-ориентированную педагогику — 2,9%.
  • В-четвертых, на народную педагогику — 21,1%; на дидактику и теорию воспитания — 15,1%; на педагогику организации ясельных и детсадовских групп — 14,2%; на педагогику творчества — 6,9%; на личностно-ориентированную педагогику — 0,8%.

При этом характерным является то, что для воспитателей дошкольных учреждений в возрасте от 36 до 50 лет или тех, кто работал еще в советское время, актуальность педагогики организации ясельных и детсадовских групп в два раза выше, чем среди воспитателей в возрасте до 35 лет.

Итак, в реальной воспитательной практике дошкольных учреждений официальная дидактика и теория воспитания отнюдь не играют определяющую роль.

В то же время ориентация воспитателя на личность ребенка как биосоциальное существо, принятие ее за исходный принцип педагогической деятельности все переворачивает в практической деятельности дошкольного учреждения с ног на голову.

Личность ребенка предстает здесь не как социокультурное качество человека, а как совокупность его индивидуальных качеств, среди которых на первое место ставятся интеллектуальные способности — 76,0%; способность к воображению и фантазии — 55,3%; эмоциональная сфера — 48,8%; дисциплинированность и послушание — 40,6%; волевые качества — 35,0%; ценностно-нормативные представления — 24,8%.

То есть личностно-ориентированная педагогика в представлении воспитателя дошкольных учреждений республики — это прежде всего педагогика развития интеллектуальных и эмоциональных способностей ребенка и его воображения. И для ее развития не столь важны ценностно-нормативные представления, формируемые в результате приобщения ребенка к народным традициям, народному фольклору и обрядам благодаря овладению родным языком, мифологией сказки и подражанию значимым взрослым, а также целенаправленной организацией ясельных и детсадовских групп, сколько организация игровой деятельности ребенка (88,6%) и развитие в результате этой деятельности интеллектуальных и других качеств.

Одним словом, формирование социокультурных качеств личности ребенка воспитателями дошкольных учреждений считается делом второстепенным.

И такая их ориентация определяется усвоенной ими еще в вузе педагогической теорией. С основными программами и педагогическими технологиями дошкольного образования педагоги дошкольных учреждений знакомы лишь в общих чертах.

Так, например, только 15,5% из них отметили, что очень хорошо знают технологию «Первый шаг»; 18,7% — технологию «ТРИЗ»: 13,1% — педагогическую технологию М. Монтессори; 9,7% — методику Н.А. Зайцева.

А. Левко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress