Написать нам
Популярно
Лайк   0   183

Конструирование и воображение в работе с детьми

В нашем дошкольном учреждении разработана и апробирована система организации работы по творческому конструированию по методике доктора педагогических наук, директора Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца (Москва) Л.А. Парамоновой.

Эта система:

  • основана на развитии творчества ребёнка, реализации его собственного замысла, предполагает веерный выход поделок на каждом занятии;
  • предусматривает усложнение содержания от младшей к старшей группе по видам и техникам работ;
  • упорядочивает систему работы с бумагой (оригами, киригами, бумажная скульптура), обеспечивает преемственность между техниками;
  • сохраняет навык чтения выкроек и чертежей.

Через все занятия по конструированию из бумаги проходит единая базовая форма — квадрат. На первом занятии педагог знакомит детей с алгоритмом складывания квадрата и предлагает им обыграть, поэкспериментировать с получившейся заготовкой — это уже первая поделка. На втором занятии дети вспоминают, что такое квадрат, способы его складывания и свою поделку.

Педагог предлагает проблемную ситуацию: например, квадрат отправляется в Страну Зверей (в зоопарк, в мир транспорта и т.д.). Перед детьми встаёт проблема — на основе известной базовой формы изготовить заданный образ по индивидуальному замыслу. Третий этап работы — это самостоятельное использование известной базовой формы в свободной игровой деятельности.

Л.А. Парамонова предлагает систему работы с природным материалом, в основе которой лежат естественные процессы развития воображения ребёнка.

Она обращает внимание на два способа построения воображаемого образа: «опредмечивание», «включение», которые дети осваивают на базе средней и старшей групп.

Работа с природным материалом начинается с построения целостного образа. Используя корни, ветки, сучки, древесные грибы, куски древесной коры (как основу для поделки), путём изменения пространственного расположения, достраивания, убирания лишнего дети изготавливают поделки. На промежуточном этапе они знакомятся с многофункциональностью природного материала, и на базе старшей группы мы обучаем их приёму «включение», который предполагает достраивание образа на основе, заданной педагогом.

В результате организация занятий не вызывает трудностей у педагогов, так как дети поглощены деятельностью экспериментирования с бумагой и природным материалом, работы детей оригинальны, своеобразны, в них переданы настроение, личностное отношение, они с удовольствием обыгрываются, вносятся в среду группы, игровая деятельность с поделками продолжается длительное время.

Таким образом, данная система работы уникальна, так как структура занятий основана на естественных процессах развития воображения ребёнка. Она вбирает в себя все техники и приёмы работы с бумагой с учётом возрастных особенностей детей, работу с природным материалом с детьми дошкольного возраста, которая на сегодняшний день отсутствовала.

Занятия по творческому конструированию, которые позволили обучить детей построению воображаемого образа (изменению пространственного расположения, достраиванию, убиранию лишнего, решению проблемных ситуаций с заготовками, предложенными педагогом), дали возможность применения полученных знаний в дизайне.

Так, используя технику складывания цветных квадратных листов бумаги дети теперь знают как сделать цветок оригами. Хотя будущая конструкция на первый раз казалась нам весьма сложной.

Детский дизайн — это синтез различных видов искусств, материалов (природные, искусственные), изобразительных материалов (гуашь, краски, пластилин и т.д.), художественных техник и приёмов, видов изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Дизайн — вид проектировочной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Ключевым словом является «формирование предметной среды» (т.е. всё, что мы изготавливаем, изготавливаем для формирования предметной среды). Дизайн — это взаимосвязь удобства (функциональности) и красоты (эстетики).

Детский дизайн подразделяется на три вида: плоскостной (аппликативно-графический), объёмный (предметно-декоративный), пространственный (декоративно-пространственный).

На театральных представлениях, физкультурных праздниках, утренниках присутствует декоративно-оформительский дизайн (изготовление плакатов, эмблем, афиш, медалей, программок, пригласительных билетов).

Планируя занятия по детскому дизайну, необходимо обратить внимание на их отличие от занятий по аппликации и конструированию: в первой части занятия по дизайну должен присутствовать анализ среды, в которую будет вноситься задуманная работа, так как при её создании учитывается цветовая гамма, освещённость, место для размещения, фактура материала и т.д.

В перспективно-календарном планировании мы предлагаем вид деятельности, через который проходят занятия по дизайну (аппликация, конструирование), вид дизайна (плоскостной, объёмный, декоративно-оформительский, пространственный), вид работы, основные материалы (дополнительные материалы педагог вносит самостоятельно), основные цели занятия и методические приёмы.

Т. Кругленя


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress