Написать нам
Популярно
1   0   138

Ловушки воспитания детей

С первых дней жизни они ни на минуту не оставляют своих детей одних, или даже в компании самых ярких и веселых погремушек, которые еще во время беременности были трепетно ими куплены в магазине и заботливо развешены в кроватке, дожидаться своих маленьких хозяев. Такие женщины чувствуют себя предательницами, оставив ребенка надолго одного, часто подходят к нему, садятся рядом, разговаривают с ним, показывают игрушки.

Родительская любовьТаким образом, они сами приучают ребенка к переизбытку внимания. Позже, ребенок целый день деспотично водит маму за руку, ни на минуту не отпуская, постоянно что-то требует, просит, капризничает, не слезает с её рук. Такая мать занимается не воспитанием, а искуплением вины. Она готова повиноваться ребенку, выполняя все его желания, требования, подчиняясь капризам. В последствие, у ребенка формируется образ мамы, как обслуживающего персонала.

Но отдавать каждую минуту своей жизни ребенку — это значит не жить собственной жизнью.

Ваш ребенок будет рад увидеть вас счастливым, интересным, пользующимся успехом и уважением человеком, а не прислугой, предназначенной для его обслуживания.

У родителей вызывает огромный восторг первая настоящая улыбка их ребенка. Для них это большое событие, которое стоило тревог, забот и бессонных ночей. Они хотят, чтобы малыш улыбался еще и еще, бесконечно. Улыбка—это выражение хорошего самочувствия, проявление жизнерадостности, эмоциональный отклик их малыша на окружение. В первой улыбке ребенка родители видят проявления его любви к себе.

Ребенок растет — и вместе с улыбкой уже слышен звонкий смех. Радость — признак правильного физического и духовного развития. Жизнерадостность ребенка изначально проистекают из удовлетворения его основных жизненных потребностей. Но с возрастом он становится более требовательным к источникам смешного.

В грудном возрасте достаточно пощекотать ребенка, чтобы как по волшебству засияла улыбка от маминых прикосновений.

Потом смех вызывают разные звуки и жесты. Позже — выразительная мимика, неловкости других людей, такие как падения, спотыкания вызывают у детей массу бурных эмоций. А к концу дошкольного возраста ребенка способны развлечь веселые картинки, смешные сказки и мультфильмы. Неважно, какой смех у ребенка: бурный или не очень, ясно одно: для него радость также необходима, как пища и вода. Но в жизни случается и иначе. Бывает — живет ребенок и не улыбается и думает, что так ему и полагается. В том, что ребенок теряет жизнерадостность, мы иногда виноваты сами.

Приведу пример. Лето, жаркий солнечный день. Ребенок вместе с бабушкой возится на дачном участке. Он срывает цветок, другой. «Бабуль, это тебе!» сияя радостью, протягивает перепачканные ручонки с цветами. Бабушка не выразив ни капли удовольствия, бранит внука за испорченные цветы и грязные руки. Восторг погас в глазах ребенка, недоуменно смотрит, пытаясь понять, что он сделал не так. Если такие ситуации часто повторяются, ребенок обманывается в своих чувствах и, начиная это осознавать, замыкается в себе.

Совсем еще крошечный ребенок уже умеет ухватить игрушку и проявляет недовольство, если вынужден выпустить её из рук. Чем он старше, тем активнее держится за свое, и лишь благодаря нашему воздействию, он делится своим «сокровищем». Двухлетние дети, играя вместе, отнимают друг у друга игрушки без церемоний. Защищая свою собственность, малыш может побить своего товарища по игре, а иногда в замешательстве отдать игрушку.

Они еще слишком малы, чтобы считаться с желаниями других людей, они только этому начинают учиться. Для двухлетнего ребенка защита своей собственности — явление нормальное, ведь он защищает свои сокровища. Задача родителей — помочь ребенку преодолеть чувство собственничества. Проявления эгоизма, который настораживает многих родителей, неизбежны. Человек в детстве только «берет», поэтому дети часто ссорятся, ведь каждый старается брать. Ребенка необходимо учить делиться игрушками, прививать щедрость и желание дарить подарки. Лучше всего это удается тем, кто своим поведением дает детям добрый пример.

Есть семьи, где воспитывают по-иному: никому ничего не дают, но зато от каждого родственника ожидают почести и подарки ребенку и всей семье.

Малыш привыкает чувствовать себя вышестоящим, а остальные существуют для того, чтобы ему услуживать и подносить дары.

Возможно, и вы были свидетелями подобных ситуаций, когда мать кормит ребенка и приговаривает, что все только для него, ее чада. А папе и бабушке нечего смотреть, все равно ничего не перепадет.

Часто на детской площадке можно наблюдать, как играют дети, учатся взаимодействовать, делиться и дружить, но вдруг со скамейки спохватившись, подбежит одна из мам:

— Мальчик, ты зачем у нашего Васеньки игрушки берешь?! Надо свои иметь! А ты, сынок, не будь таким тихоней, не давай чужим детям игрушки! Сам играй!

Вряд ли задумываются взрослые в этот момент, какие безнравственные жизненные установки формируют они у своих детей. Всем известно, то, что исходит от родителей, с легкостью воспринимается и усваивается детьми, как само собой разумеющееся, без существенных внутренних фильтров. Они учатся на примере взрослых, повторяя то, что они делают. Вот таким воспитанием формируется и надолго закрепляется привычка больше брать, чем давать. В итоге — крайний эгоизм и черствость детей по отношению и окружающим и даже к родителям.

Интерес у детей к окружающему миру появляется с раннего детства.

Как только малыши научаются говорить, они задают в день до сотни вопросов. Маленькие «почемучки» способны буквально изнурить своим любопытством, которое трудно удовлетворить, ведь надо не только правильно ответить на вопрос, а еще и объяснить на доступном детям языке.

— Мама знаешь, у Саши есть сестричка. А почему у меня нет?

— Подрастешь, и у тебя будет. Папа пришел! Иди, встречай!

— А где мы его возьмем? (Отвлекающий маневр не сработал.)

— Купим в магазине.

— А давай сегодня пойдем в магазин и купим мне братика или сестричку.

— Нас сегодня туда не впустят.

— А почему?

— Ты еще маленький, надо подождать, когда ты подрастешь. Хватит уже задавать вопросы.

Вот и первая причина детских обид — у взрослых не хватает терпения и навыков удовлетворить жажду детского познания. Мамы и папы сердятся на любознательного малыша, называют его «вредным», «настырным». Нередки случаи и физического воздействия родителей. Познавательная потребность бывает сильнее голода.

Часто ребенок, садясь за стол, вместо того, чтобы есть, начинает перекладывать морковку и капусту из супа в компот или рисовать пальцами в каше, бросать ложку на пол. Важно то, что ребенок в этом возрасте — исследователь. А без развитой познавательной потребности, сформировавшейся в детстве, в будущем трудно ожидать выраженного стойкого интереса к обучению. Также важно понимание чувства меры — «Ничто не яд, ничто не лекарство — главное мера». Адекватное отношение к возрасту ребенка, понимание и уважение его потребностей — сложность, которую немногие могут преодолеть спокойно.

Первые правила входят в жизнь малыша со словом «НЕЛЬЗЯ»: нельзя трогать, брать, делать.

Когда малышу предлагают закрыть дверь, он может начать многократно открывать и закрывать её. Ребенок не понимает слово «нельзя» и поэтому определенный этап детства малыша превращается в череду скандалов.

Чтобы этот период в жизни семьи прошел относительно спокойно, пусть этих «нельзя» будет немного, основные, из разряда того, что опасно для жизни и здоровья малыша. Эти «нельзя» должны быть согласованы между родителями, т.е. то, что запрещает мама, не должен разрешать папа или кто-либо другой из семьи. Эти «нельзя» должны выполняться всегда, независимо от ситуации и настроения родителей. Иначе возникнет непоследовательность воспитательных действий, и ребенок не поймет, почему в одной и той же ситуации нужно вести себя по-разному. В результате малыш не усвоит правил, норм поведения.

Естественно, что под «нельзя» попадает большое количество предметов и вещей. Родители определяют основное, остальное — нужно на время убрать из поля зрения ребенка, либо сразу учить правильному отношению и использованию. К началу раннего детства ребенок начинает понимать значение слова «нельзя», но запрет еще не действует так магически, как хотелось бы взрослым.

Лишь на третьем году речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать поведение ребенка в разных условиях.

Ребенок может без всякой причины отказываться выполнять какую-нибудь просьбу, подчиняться какому-либо требованию или приказанию. В таких ситуациях не помогает и физическое наказание. Малыш горько рыдает, но стоит на своем. Такое поведение детей вызывает недоумение и гнев даже у спокойных и сдержанных родителей. Немотивированный негативизм раннего детского возраста — закономерный этап формирования личности.

Это первые неловкие и наивные попытки продемонстрировать свое «я». Если не знать этого и стремиться во что бы то ни стало подавить малыша, всегда заставлять делать так, как требует взрослый, то в будущем появится неуверенность в себе. Он может вырасти ребенком с заниженной самооценкой, робким, зависимым, слабовольным, не сможет отстаивать свои интересы, и добиваться важных жизненных целей. Но и нельзя всегда и во всем ему уступать. Старайтесь, соблюдать «золотую середину»: в каких-то случаях уступайте ребенку, ведь и для ребенка важно чувство собственного достоинства. В каких-то настаивайте на выполнении ваших просьб или требований.

Сознательное родительство, т.е. полное осознание своей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей в семьях с психологически здоровым климатом. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь, находя опору и понимание, более безболезненно проходят кризисные моменты своей жизни.

Ребенка можно и нужно баловать. Правильное баловство отличается от неправильного, которое детей портит, тем, что делает детей лучше и добрее.

«Кто хочет работать — работает, кто не хочет — ищет оправдания собственной бездеятельности». Перефразируя, можно сказать: «Кто хочет вырастить гармоничного ребенка — прикладывает усилия для этого, кто хочет заниматься только собой — ищет оправдания собственной бездеятельности».

О. Асташова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress