Написать нам
Лайк   0   334

Место природы в «Доме ребёнка» Марии Монтессори

Лучше всего познакомиться со взглядами М. Монтессори на роль природы в воспитании детей можно, открыв книгу «Дом ребёнка. Метод научной педагогики». В ней есть глава «Природа и воспитание», в которой итальянский педагог с иронией отмечает: «Воспитание, даваемое современной хорошей матерью или учительницей, заключается, например, в приказе ребёнку, бегающему по цветнику, не трогать цветов и не топтать травы.

М. Монтессори всячески поддерживала идею о недопустимости насилия над ребёнком. В результате она пришла к отрицанию активной роли педагога и провозглашала теорию самовоспитания и самообучения. Одним из факторов, содействующих этому, является природа.

Природа способствует физическому развитию ребёнка. В этом легко убеждаются, когда «детям дают расти на открытом воздухе, в общественных садах или же на много часов оставляют их полунагими на берегу моря, под прямым воздействием солнечных лучей. Всё больше и больше распространяются морские и горные колонии, и всё это укрепляет людей в сознании того, что наилучший способ оздоровить ребёнка, это — погрузить его в природу». Вспомните, что именно М. Монтессори ввела в дошкольные учреждения для осуществления контроля за физическим развитием ребёнка ежемесячные антропометрические измерения и систему фиксации этих показателей.

Для того, чтобы ребёнок мог испытать воспитательное воздействие природы, организовать труд по уходу за животными и растениями, М. Монтессори предложила создать соответствующие условия на участке возле «Дома ребёнка» и в его помещении.

Любой двор возле дошкольного учреждения можно превратить в садик, в котором дети свободно бегают на открытом воздухе, отдыхают в тени деревьев. Часть земли стоит вскопать и сделать грядки. Причём земли должно быть достаточно, чтобы всем детям старше четырёх лет достался индивидуальный участок.

О "Доме ребёнка" Марии Монтессори

В каждом садике засеваются разные сельскохозяйственные растения для практической демонстрации того, как и когда надо сеять и убирать, сколько времени требует созревание различных продуктов, как подготавливать почву и т.п. То же проделывается и с декоративными растениями.

В помещении «Дома ребёнка» много растений, цветов, зелени, есть животные, птицы в клетках, аквариумы. Причём М. Монтессори рекомендовала распределять их по всему помещению, а не сосредотачивать в одном месте. Так ребёнок, перемещаясь по комнате, будет постоянно общаться с предметами природы, наблюдать их, замечать происходящие изменения, ухаживать за ними. М. Монтессори была настолько глубоко убеждена в силе благотворного воздействия природы на душу ребёнка, что уверяла: «В крайнем случае, для этой цели годится даже горшок с цветами на окне».

Вторым средством приобщения к миру природы является наблюдение. В отличие от своих предшественников Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и др., которые уверяли, что постоянное общение ребёнка с природой способствует развитию внешних органов чувств, М. Монтессори стояла на позиции, что только хорошо развитые органы чувств способствуют эффективному наблюдению окружающей природы.

Итальянский педагог предложила упражнения, побуждающие к наблюдению среды.

Это, в первую очередь, упражнения со специальными дидактическими материалами. Она полагала, что, «дав ребёнку дидактические материалы, способные развивать его чувства, мы должны ждать, пока в нём не зародится наблюдательность». Например, упражнения по развитию обоняния. Запах расширяет представления, знания об окружающей природе, делает ребёнка более внимательным и тонко чувствующим, запоминается, остаётся с ним надолго, заставляет найти соответствующее слово и передать им своё восприятие запаха и состояния.

Можно вместе с детьми собрать разнообразный материал с запахом, разложить его в специальные коробочки и показать, с каким наслаждением следует вдыхать запах весенних почек, свежих опилок, кусочков коры или щепок. Через некоторое время (1—2 недели) следует отметить, что запахи утратили свою свежесть, поменялись, а некоторые почти исчезли.

Стоит сравнить запахи, собранные в природе, с запахами кулинарной коллекции: лавровый лист, корица, кориандр, гвоздика, перец, ваниль. Осенью можно приготовить собственные «сухие духи», собрав в маленькие марлевые мешочки высушенные лепестки любимых цветов и листьев. Такие коллекции способствуют обогащению распознавательных и интеллектуальных возможностей детей.

Во-вторых, это разукрашивание контурных рисунков. М. Монтессори предлагала давать детям множество контурных рисунков, изображающих цветы, бабочек, деревья, животных, простые ландшафты с травой, небом, домами и человеческими фигурами для разукрашивания карандашами и красками. Рисунки помогают педагогу изучить представления детей о предметах и явлениях природы. «Если, например, ребёнок рисует цыплёнка красным, а корову зелёным, то это показывает, что он ещё не умеет наблюдать».

М. Монтессори обращала внимание на необходимость эмоциональной окрашенности взаимодействия ребёнка с природой. Надо приучать детей восхищаться каждой, даже самой незначительной, частицей природы, понимать её гармонию и беречь.

На современном этапе элементы теории М. Монтессори достаточно широко внедряются в практику работы с детьми дошкольного возраста. На основе её идей разрабатываются разнообразные упражнения с Монтессори-материалом.

Е Стреха


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress