Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort izmir masöz izmir escort bayan izmir escort bayan ankara escort bayan ankara escort bayan
3   0   1728

Методы изучения семьи

Каждая семья по-своему уникальна и неповторима, и ее влияние на ребенка также сугубо индивидуально. Мы не можем не учитывать этот фактор, так как влияние семьи является определяющим для ребенка.

С целью обеспечения единых подходов к воспитанию и развитию малыша педагогу необходимо знать особенности каждой семьи воспитанников группы. Среди методов изучения семьи успешно используются опросы, анкетирование, интервьюирование, домашние визиты, рисунок «Моя семья», мини-собрания на дому и др. Раскроем некоторые из таких методов изучения семьи.

мама с детьми готовит на кухне

Анкетирование. Довольно часто мы используем анкеты закрытого типа, когда к вопросам даются возможные варианты ответов, анкеты открытого типа, содержащие вопросы, на которые предстоит ответить, а также смешанные анкеты, где предлагаются возможные ответы и представляется родителям право сформулировать некоторые ответы по-своему. Конечно, нет гарантии, что все родители искренне ответят на заданные вопросы, поэтому лучше, если анкеты останутся не подписанные респондентами. В таком случае, к сожалению, мы утратим возможность адресно работать с конкретной семьей.

Заполненные родителями анкеты необходимо изучить, проанализировать и использовать полученную информацию для планирования работы с семьей, на родительских собраниях и других мероприятиях.

Метод интервью требует создания условий, располагающих  к искренности респондентов. Лучше, когда интервью проводятся в неформальной обстановке: в семье, в родительской комнате, когда обе стороны настроены на позитивный разговор.

Интервьюирование — это способ получения информации с помощью устного опроса, при котором происходит контакт интервьюера с респондентом.

Виды интервью:

  • свободное. Оно не регламентируется темой и формой беседы;
  • стандартизированное. Близко к анкете с закрытыми вопросами.

Запись ответов респондентов (детей, родителей) производится интервьюером (или его помощником) или механическим способом (на плёнку магнитофона, диктофона и т. п.).

Требования к проведению интервью:

  • правильный выбор места проведения интервью;
  • обязательное краткое слово интервьюера (перед началом интервью), в котором чётко оговариваются цель, задачи, гарантируется анонимность опроса;
  • соблюдение нейтральной позиции интервьюера;
  • организация правильной записи (дословная запись, краткая запись, запись по памяти, запись на магнитофон, диктофон).

Беседа — метод получения информации на основе словесной коммуникации при сотрудничестве его участников.

Особенности беседы, её подготовка и проведение:

  • более свободный характер организации, содержания, отношений между собеседниками в отличие от интервью;
  • составление плана беседы с выделением ключевых вопросов;
  • умение педагога слушать, создавать атмосферу заинтересованного разговора и совместного поиска истины;
  • умение педагога обращать внимание не только на слова родителей, но и на интонации, мимику, пантомимику, жесты, эмоциональные реакции;
  • проявление такта и осторожности при оценке личностных качеств родителей, членов семьи, детей;
  • умение отметить положительные черты и качества детей, дать возможность родителям почувствовать уверенность, надежду, перспективу в улучшении воспитания ребёнка;
  • фиксирование хода и содержания беседы с помощью записей, магнитофона, диктофона и др.;
  • непременное сопоставление результатов беседы с результатами других методов.

Наблюдение — метод, который заключается в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии поведения наблюдаемых с целью выявления его смысла, мотивов, содержания. В процессе наблюдения:

  • ставится задача;
  • составляется план;
  • идёт фиксация данных;
  • следует обработка зафиксированных данных;
  • делаются соответствующие выводы.

Единицей регистрации в наблюдении может быть тот или иной поступок, акт поведения, например, эмоциональная реакция детей и родителей; речевое обращение братьев (сестёр) к братьям (сёстрам); речевое обращение детей к матери, отцу, другим членам семьи и др.

На основании зарегистрированных данных производится количественный учёт данного явления, затем ему даётся соответствующая оценка.

Наблюдения необходимо дополнять другими методами изучения семьи и опыта семейного воспитания (анкетирование, беседа, интервьюирование, опрос, эксперимент и др.).

папа с сыном на плечах

Психолого-педагогический тренинг — метод, помогающий одновременно и изучать, и корректировать педагогическую позицию родителей.

Родителям предлагаются задания, выполняя которые, они вырабатывают определённые умения, корректируют взгляды и позиции, участвуют в рефлексивной деятельности.

Темы тренингов:

  • Как вести себя с гиперактивным ребёнком.
  • Особенности воспитания приёмного ребёнка.
  • Особенности воспитания единственного ребёнка.
  • Как воспитывать близнецов.
  • Особенности общения с больным ребёнком.

Выполнение ребёнком в д/у в присутствии матери, отца (бабушки, дедушки) определённого практического задания. Например, педагог создаёт ситуацию: перед приходом матери (отца и т. д.) ребёнку предлагается разобрать детали из конструктора и разложить их в коробку. Педагог наблюдает реакцию родителей (бабушки, дедушки) на выполнение ребёнком задания, характер их помощи, приёмы стимуляции или подавления детской самостоятельности, оценку качества работы и т. д.

Рисуночная методика «Моя семья». Данная методика направлена на изучение представлений ребёнка о семье, родителях, своей позиции в семье, взаимоотношениях членов семьи.

Ребёнку предлагают нарисовать свою семью, используя цветные карандаши. При этом не даётся никаких комментариев относительно того, как это необходимо делать: «Рисуй так, как тебе хочется». Когда рисунок закончен, можно уточнить некоторые сведения о членах семьи:

  • Кого ты нарисовал?
  • Что делает ваша семья?
  • Кто самый счастливый на твоём рисунке? Почему?
  • Кто несчастливый в семье? Почему?

Педагог обращает внимание на такие детали:

  • как расположены члены семьи;
  • насколько они удалены друг от друга;
  • каково место нахождения самого ребёнка среди всех членов семьи;
  • с кого ребёнок начал рисовать семью, а кем закончил;
  • кто выше ростом, а кто ниже;
  • кто большой по размерам, а кто — маленький;
  • кто в каких красках нарисован.

Метод комментирования картинок. Ребёнку по очереди показывают картинки, на которых изображены сцены из семейной жизни. Ему предлагается описать, «что нарисовано». Например:

  • Как ты думаешь, что сказала мама проснувшейся дочери?
  • Как ты думаешь, что говорит папа сыну, который смотрит телевизор?
  • И т. д.

Данная методика поможет педагогу увидеть стиль отношений и общения в семье ребёнка.

мама обнимает своего сыночка

Довольно эффективной формой взаимодействия с родителями, представляющей возможность лучше узнать семью, являются мини-собрания. Они могут проходить в группе, на участке дошкольного учреждения, на дому. Чаще всего мини-собрания охватывают несколько семей (две – четыре), которых интересует какая-либо общая проблема: например, воспитание ребенка в неполной семье, в многодетной семье, закаливание часто болеющих детей и др. По сути дела, эти родители превращаются в группу самопомощи, взаимоподдержки.

Родители обсуждают проблему, ищут пути ее решения. Хорошо, если на мини-собраниях присутствуют воспитатели группы или социальный педагог. Тогда у участников есть реальная возможность слышать разные точки зрения, корректировать свои взгляды и позиции, обмениваться опытом, знаниями. Многие родители проникаются симпатиями друг к другу и начинают чаще общаться, дружить семьями, что благоприятно сказывается на семейном воспитании.

А. Гуз


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress