---Нравственность - основа профессионализма воспитателя дошкольного учреждения
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

3   0   1748

Нравственность — основа профессионализма воспитателя дошкольного учреждения

Анализ критериев профессиональной подготовки и профессиональной деятельности воспитателя дошкольного учреждения дает все основания утверждать, что дошкольная педагогика не является некой прикладной наукой, которая реализует исходные теоретические положения общей педагогики.

Воспитатель имеет дело не столько с научной теорией, позволяющей «обнаружить» источник проблем ребенка в безликом и безответственном родителе и тем самым «перевести стрелки» с дошкольного учреждения на семью, сколько с духовной практикой, которая основана на традиционных нравственных и иных ценностях семьи, трансформирующихся с позиции соответствующего педагогического идеала.

Воспитатель выступает в большей мере как идеолог нравственных ценностей, нежели технолог основных положений общей педагогики.

Ему не приходится, прикрываясь наукообразием терминологии, списывать свою профессиональную беспомощность на биологическую природу ребенка и его родителей. Основой его профессиональной деятельности выступает преемственность народной, религиозной и научной педагогик, воплощенная в принципах и методах нравственного воспитания детей. По существу воспитатель выступает как человековед, культуролог и идеолог нравственного воспитания.

Нравственность является сущностной характеристикой человека и его культуры или своеобразным выражением человеческого начала, которое утверждается с первых лет жизни. Ответ на вопрос, что такое мораль, связан с ответом на вопрос, что такое человек. Каким человеком станет ребенок, во многом зависит от его воспитания. Поэтому быть воспитателем — значит, в первую очередь, быть носителем и распространителем человечности и тех моральных качеств, которые ее характеризуют, владеть искусством общения, быть мастером слова и перевоплощения при чтении сказок, уметь организовывать игровую деятельность, сопереживать ребенку, горячо любить своих и «чужих» детей.

Воспитатель, который ненавидит детей, несмотря на прекрасное знание методик их воспитания, уже только поэтому является профессионально непригодным. Ему нельзя доверить детей, даже если у него будет десять дипломов и самые глубокие познания в области теоретической педагогики. В определении пригодности гораздо важнее духовно-нравственные начала личности.

В эпоху постиндустриального развития цивилизации предмет педагогики как науки должен выйти за рамки функционального взгляда на подрастающего человека только как на учащегося и расшириться до сферы жизнедеятельности ребенка, где он немыслим без семьи как родового события.

Вырывая ребенка из естественного контекста его жизни, противопоставляя его учебное и домашнее существование, мы вольно или невольно расшатываем базовые устои его жизни — структуры повседневности. Ответственный взрослый, а тем более педагог должен осознавать это даже тогда, когда руководствуется, казалось бы, благой идеей — «поставить ребенка в центре» педагогической заботы. Помещая его в центр, нельзя оставить на периферии самых близких и значимых для него людей — маму и папу, дедушку и бабушку, братьев и сестер.

Без взаимодействия с семьей говорить о нравственном воспитании детей не приходится. Нравственный императив в виде предъявляемых требований заключен не в ребенке, а в социальном окружении. Только отталкиваясь от него можно сформировать соответствующую диспозицию личности или ценностное отношение к окружению и самому себе и тем самым как бы уравновесить требования общества к личности и требования личности к обществу. Это уравновешивание — основная задача нравственного воспитания, без решения которой решение остальных задач не может быть эффективным.

Нравственное воспитание — традиционный предмет не только дошкольной, но и всей педагогики в целом.

Воспитание человека в первобытном и средневековом обществах мыслилось как овладение им нормами общежития, выработка у него соответствующего нравственного сознания и поведения. Оно было актуальным еще задолго до создания учреждений образования и зарождения педагогической науки.

Уже в народной педагогике существовало множество различных обрядов, ритуалов, заповедей, основной целью которых было приобщение подрастающего поколения к существующим в обществе нравственным нормам, к определенному образу жизни, закрепленному в традиции. Принятие христианства, характеризующегося принципиально отличающимися от язычества приемами и методами воспитания, во многом изменило отношение к воспитанию.

Моральные заповеди, ориентация на нравственные абсолюты служат основой нравственности до сих пор. При этом детско-взрослая общность и прежде всего семья, ясельные и детсадовские группы — основное пространство нравственного развития ребенка как субъекта и личности, а не только и не столько как объекта целенаправленного воздействия на него извне.

А. Левко


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector