Популярно
Лайк   0   203

О формировании у детей дошкольного возраста основ здорового питания

Вряд ли стоит сегодня кому-то доказывать, что обеспечив правильно организованное, полноценное и сбалансированное питание, мы в значительной мере можем гарантировать нормальный рост и развитие детского организма, создать оптимальные условия для нервно-психического и умственного развития ребёнка.

Все это становится абсолютной необходимостью в связи с влиянием на детский организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье.

Однако недостаточно обеспечить ребёнка-дошкольника необходимым набором продуктов, правильно их обработать, приготовить вкусное и питательное блюдо. Важно еще создать такие условия и воспитать такие привычки, которые способствовали бы лучшему усвоению пищи и исключали возможность возникновения заболеваний.

Несоблюдение гигиенических правил, еда всухомятку, наспех, плохое пережёвывание пищи приводят к множеству проблем желудочно-кишечного тракта. Самая главная причина всех проблем — низкая культура питания, которую необходимо формировать как можно раньше, начиная с дошкольного возраста.

основы здорового питания дошкольников

Поэтому наряду с решением задач экономического, технологического характера, нам сегодня необходимо не упускать образовательные задачи, возникающие в процессе организации питания детей, нужен системный подход ко всем аспектам питания детей-дошкольников, начиная от гигиены и заканчивая пропагандой здорового образа жизни.

Следует несколько слов сказать о гигиеническом просвещении дошкольников. В дошкольном возрасте ребенку необходимо в доступной и интересной форме дать элементарные сведения о значении правильного питания, роли отдельных пищевых веществ (белка, витаминов) для нормального роста и развития каждого живого организма, полезности различных продуктов и блюд (молока, овощей, фруктов). Особое внимание детей должно быть обращено на наличие витаминов в продуктах питания и роль витаминов в жизнедеятельности человека, т.к. далеко не все взрослые знают, в каких продуктах содержатся те или иные витамины и не умеют подобрать грамотно меню, соста­вить рацион питания. Сведения об этом, полученные ребёнком в дошкольном возрасте, становятся прочным руководством в его дальнейшей жизни.

Всем известна польза для детей таких продуктов, как молоко и различные каши. В дошкольном учреждении дети едят их каждый день. Однако не каждый ребенок дома приучен к такому рациону и не заинтересован съесть непривычное блюдо.

Многие дети даже не задумываются, из чего получаются эти полезные блюда. Поэтому некоторые занятия, игры, праздники посвящены таким полезным продуктам, как каши, молоко, их истории, происхождению, путешествию к столу от зёрнышка до процесса приготовления. После таких занятий ни один ребенок не откажется съесть предложенное ему блюдо до конца и сделает это с удовольствием и аппетитом.

Хорошие вкусовые качества, красивое оформление блюд должны сопровождаться достойной сервировкой стола. На протяжении многовековой истории здесь сложились определённые традиции.

При изучении данной темы считаем, что основное внимание необходимо уделять формированию у детей осмысленного отношения к еде, умению рассматривать ее не только как процесс удовлетворения биологических потребностей, но и как процесс общения людей, своеобразную и необходимую часть культуры.

основы здорового питания детей дошкольного возраста

Эти задачи реализуются в разных видах деятельности: учебной, познавательно-практической, трудовой, игровой, художественной. Так, например, в процессе общения дети придумывают блюдам в меню необычные названия «Ладушки-оладушки», «Картошка Антошка», «Во саду ли, в огороде — овощной суп» и др. Это очень увлекательные и интересные занятия. С одной стороны, это повышает аппетит детей, а с другой — мимо такого меню равнодушно не пройдёт ни один родитель. С целью улучшения аппетита и развития у детей интереса к разным блюдам рекомендуем использовать сказкотерапию (подобранные рассказы и сказки о еде).

В познавательно-практической деятельности дети изучают историю продуктов, традиции национальной кухни, проводят эксперименты по определениям качества продуктов.

В процессе художественной деятельности учатся сервировать стол, вышивать и оформлять салфетки, выпекать печенье и участвовать в приготовлении салатов и других блюд.

Большое значение имеет правильная организация питания не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Вместе с тем, анкетирование родителей, беседы со взрослыми и детьми показали, что в семьях очень редко обсуждаются вопросы правильного питания. Многие родители имеют очень смутное представление о пищевой ценности продуктов, о связи питания и здоровья.

К тому же в последнее время все чересчур увлеклись так называемым быстрым питанием: гамбургерами, хот-догами, пиццей и пр. Еще одна проблема — как правильно выбрать продукты, ведь сегодня реклама уверяет нас, что каждый из них просто необходим для жизни!

Как часто можно видеть детей, которые совершенно не хотят есть. Родители же, а часто и воспитатели стремятся буквально «втолкнуть» ребенку содержимое тарелки любыми способами: от мягкого «за маму, за папу…» до жёсткого «пока не съешь, из-за стола не выйдешь». При этом, если «ненавистная» каша и котлета всё-таки съедены, взрослые считают, что цель достигнута.

К пропаганде здорового питания необходимо подключать родителей дошкольников — участию в кулинарных выставках, в конкурсах рецептов полезных блюд, в обсуждении проблем, как: «Утреннее отсутствие аппетита у детей», «Как научить детей есть «нелюбимые блюда»», «Полезные свойства овощей», «Суточная норма витаминов», к изготовлению наглядных пособий, игр, помогающих рассказать детям о правильном питании.

Л. Ладутько, С. Шкляр


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress