RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort anadolu yakası escort anadolu yakası escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort maltepe escort maltepe escort kartal escort Sincan Escort Etimesgut Escort Eskişehir Escort Bayan Çankaya escort Ankara escort istanbul escort istanbul escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort izmir escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort
3   0   1110

О совместимости и срабатываемости в педагогическом коллективе

Немаловажное значение для психологического климата в трудовом коллективе имеют совместимость и срабатываемость его членов.

Что понимается под данными терминами? Некоторые специалисты выделяют совместимость группы и совместимость межличностную (А.В. Петровский и др.). Первая рассматривается как социально-психологический показатель сплочённости группы, который отражает возможность бесконфликтного общения и согласованности действий её членов в условиях совместной деятельности.

Выделяют несколько уровней групповой совместимости. Нижний уровень составляют психофизиологическая совместимость темпераментов и характеров членов группы, сенсомоторная согласованность ими совместных действий, сплочённость, выражающаяся в интенсивности коммуникативных внутренних связей, а также во взаимности социометрических выборов.

На более высоком уровне групповая совместимость выступает как согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений членов группы о том, что именно, с кем и в какой последовательности должен делать каждый из них при реализации общей, значимой для всех цели. Специалисты выделяют и высший уровень групповой совместимости [Психология. Словарь; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990. с. 367—368]. Он характерен только для группы, достигшей высокого уровня развития — коллектива. Проявляется же он в ценностно-ориентационном единстве, в принятии ответственности и за успехи, и за неудачи друг друга, во взаимной референтности членов группы.

Что же касается межличностной совместимости, это прежде всего принятие партнёров по общению и деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве либо взаимодополняемости) социальных установок, интересов, ценностных ориентаций. Совместимыми считают обычно тех людей, которые в известном смысле неделимы (один не может без другого), автономны (в смысле внутреннего самоуправления). На основе такой совместимости возникают межличностная симпатия, субъективная удовлетворённость.

Руководители-мастера стремятся к укреплению совместимости, прежде всего — групповой.

Вместе с тем социальными психологами выявлено, что совместимость людей прямо не связана с продуктивностью в отличие от срабатываемости, где она может быть главным и непосредственным компонентом.

Что же особенного в этой характеристике группы?

Опытные заведующие, руководители учреждений дошкольного образования, учитывают и эти нюансы. Прислушаемся к ним.

— «Подобрать пару в группу не так-то легко. Были у нас в детском саду два прекрасных воспитателя. Попытались работать вместе — трудно. Когда по одному работают — замечательно, порядок в группе, дети их мамами называют… При оценке пары по двум линиям иду: сильный, опытный и послабее, чтобы было кому учить. Стремлюсь к тому, чтобы в группе не было ребёнка воспитателя. Но учитываю не столько знания и опыт, сколько характеры. Важно, чтобы союз воспитателя и няни рождал в группе спокойную, доброжелательную обстановку».

— «Очень важно подобрать в пару не только воспитателей, но и помощника воспитателя. Некоторые воспитатели дружат с няней. Здесь есть «за» и «против». «За» — общая линия поведения, взаимопонимание, конфликтов почти не бывает. Но есть и «против» — воспитателю при таких дружественных взаимоотношениях нередко трудно потребовать, когда вынуждают обстоятельства. Но хуже, когда нет союза. Как сблизить их друг с другом? Некоторые помощники скрупулёзны, очень ответственно относятся к работе, авторитарны и претендуют на роль воспитателя… В яслях подобрались хорошие помощники воспитателя и воспитатели. Там, как в родном доме, очень тепло… Помощник воспитателя переживает за успехи деток, играет, поёт с ними… В садовских группах пока не у всех так получается. Труднее здесь эти проблемы решать. А надо».

Создание совместимых, срабатываемых триад воспитатель-воспитатель-помощник воспитателя для работы с конкретной группой детского сада — важная тропа оптимизации психологического климата в педагогическом коллективе. В учреждениях дошкольного образования с благоприятным психологическим климатом такие «триады» — не редкость. Удовлетворённость своим трудом у воспитателей, работающих с коллегой, помощником воспитателя, с которым существуют психологическая совместимость, срабатываемость, существенно выше, нежели в случаях, когда эти качества отсутствуют.

Но только ли в этих системах отношений важны совместимость и сработанность?

А разве их отсутствие между заведующей и заместителем заведующей по основной деятельности, между заведующей и музыкальным руководителем, руководителем физического воспитания и воспитателями не вносит разлад в психологический климат детского сада? Не способствует возникновению в нём «трещин», дисгармонии? Не рушит единение коллектива? Необходимо, также заметить: сплочённость сотрудников (а вместе с тем и эффективность их труда) выше в тех коллективах, в которых есть совместимость, сработанность и в вышеобозначенных системах отношений.

Важно, чтобы представления о функциях, профессионально значимых качествах каждой из этих сторон взаимодействия соответствовали, совпадали, были близки с тем, что реально существует у человека, выполняющего определённую роль в конкретном детском саду. Значимо, когда поведение сотрудника отвечает социальным ожиданиям участников профессионально-делового взаимодействия. С благополучием именно в этой сфере отношений руководители нередко связывают благоприятный психологический климат в учреждении дошкольного образования, успехи в деятельности его сотрудников. Приведём несколько фрагментов из экспресс-характеристик заведующих, заместителей заведующих, музыкального руководителя успешно функционирующих учреждений дошкольного образования.

Заведующие учреждений дошкольного образования о своих заместителях по основной деятельности:

— «С моим заместителем по основной деятельности у нас взаимопонимание. Думаю, успех во многом от этого. Мне не надо её учить. И завхоз — грамотная, опытная. Если каждый «зам» на своём месте и сотрудничаешь с ними, то работать легко. Я им доверяю. Нет у нас с Л.К. разделения большого в работе. Она и с родителями умело общается. Доверяют ей. И хозяйственными вопросами она владеет…».

— «О.М. (заместитель заведующей по основной деятельности) — очень тактична, умна, эрудированна, разносторонне развита, приветлива. Хороший коллега… и в трудной ситуации не бросит. Но при этом несколько скрытна. Она грамотный педагог, хороший заместитель. Можно доверять полностью. Знаешь — не подведёт. Всё будет в порядке».

Заместители заведующих по основной деятельности о заведующих:

— «Мне нравится здесь, есть с чем сравнивать. Импонирует, когда руководитель не делит жёстко работу и не игнорирует методическую работу. Я чувствовала, что здесь будет лучше, и не ошиблась. У неё есть понимание ценности методической работы. Это важно. Воспитателей тогда легче «повернуть» к новому. И ещё мне нравится то, что её кабинет не бывает закрыт. Она открыта к общению: приходи, пожалуйста!».

— «Что характерно: прежде чем принять важное решение, М.А. советуется со мной, с психологом. Прислушивается. Это значимо для коллектива, мира в нём…».

Музыкальные руководители о заведующей:

— «Здесь комфортно… Заведующая — грамотный специалист. Других стремится понять, прислушивается. Мы с ней ладим. Помогает советом. Нет такого: «Вот я сказала — так и делайте». Поправить может, но не заставляет. Контрастирует с прежней заведующей. Сама проявляет интерес к музыке, к музыкальной деятельности».

— «Она заботится обо всех. Прежде всего — о детях. Оснащение образовательного процесса у нас хорошее, для оздоровления много делается, бассейн прекрасный. И для музыкальной деятельности кабинет неплохой, пополняется. Детсад для неё как дом родной. Это, пожалуй, самое сильное в ней. И о кадрах тоже думает. Что важно — творчеству не мешает, помогает, ценит его и у педагогов, и у детей. Гордится ими. Это каждого радует. Очень любит, когда мы детскую оперу или балет ставим, когда оркестр наш на утреннике выступает. Всегда приходит».

Наличие совместимости и сработанности в трудовом коллективе, во всех его «звеньях» и уровнях способствует сплочённости, рождению чувства «мы» (одна команда), укреплению чувства защищённости, веры в свои возможности, что так значимо для психологического здоровья каждого члена коллектива.

Е. Панько, Е. Алехнович, А. Гурко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress