RSS  Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort ümraniye escort maltepe escort kartal escort escort bayan escort istanbul istanbul escort istanbul escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort pendik escort
2   0   442

О воспитании детей в современных условиях

Учёные и практики пришли к выводу, что ребёнок сегодня качественно другой. Нынешние дети более умные, развитые и эрудированные.

Многие задания, которые раньше использовали для тестирования в дошкольном и более старшем возрасте, выполняют малыши двух-трёх лет. Увеличивается категория одарённых детей.

У современных мальчиков и девочек намного выше потребность к восприятию информации.

Отмечают также повышенный тонус детского организма, его возбудимость и гиперактивность. Обострилась и проблема выявления синдрома дефицита внимания. Психологическое обследование детей с этим синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Они дополняются агрессией, которая у многих проявляется чаще всего при недостатке общения, недостатке человеческого тепла.

К сожалению, в состоянии здоровья современных воспитанников отчётливо прослеживается негативная тенденция, абсолютно здоровых детей у нас становится всё меньше и меньше. Это касается и отклонений в физическом и нервно-психическом развитии. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 20% детей на планете имеют проблемы психического здоровья.

Тревожит и то, что фактически разрушена детская субкультура, прежде всего, с «уходом» из жизни сюжетно-ролевой игры. А ведь она передавала дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому, помогала социальной адаптации. Беспокоят факты и факторы приобщения к монитору буквально с младенческого возраста. Дошкольное детство находится под прессом агрессивного влияния СМИ, цифровых технологий.

Увлечение ими привело к резкому ограничению времени, которое остро необходимо для общения, взаимодействия со сверстниками. Главным «воспитателем» стал «ящик» и интернет, они формируют душу и ум, воспитывает вкусы и взгляды. Всё, что смотрят по телевизору и интернете воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. Их окружает хаотичный поток информации без структурно-логических связей.

Современные дети более чувствительны и эмоциональны, чем прежние.

Они восприимчивы, открыты и способны тонко чувствовать, острее реагируя на внешние условия. Не терпят насилия и протестуют, если их заставляют что-то делать.

Таким образом, изменился мир, изменились и дети. Некоторые исследователи считают, что в особенности «цивилизованный Запад» переживает кризис воспитания. Границы его тлетворного влияния расширяются. Свидетельство тому — детская и подростковая преступность, заниженная самооценка, наркомания, детские суициды.

В прошлом — в нашем случае недалеком, в условиях тоталитарного государства, — детей воспитывали преимущественно при помощи давления, страха и чувства вины. А цель воспитательного процесса состояла в том, чтобы привить послушание. Пока чувства у детей были развиты еще не так остро, насилие и наказание могли становиться эффективными. В случаях, когда родители ведут себя оскорбительно, современные отроки возмущаются и бунтуют. Крики, оплеухи, неодобрение, унижение, упрёки и другие устаревшие методы оказывают на них более негативное воздействие. Требуется воспитание волевой, творческой, активной, уверенной в себе личности, способной к сотрудничеству.

Важным в современном семейном воспитании остаётся убеждение.

Оно предусматривает педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у наследников внутреннего согласия с требованиями, которые к ним предъявляют. Убеждение — сложный и трудный метод. Пользоваться им надо осторожно и вдумчиво, ведь убеждает каждое слово, даже обронённое случайно. Убеждение и разъяснение можно обращать к ребёнку при анализе определённых жизненных ситуаций, обсуждении вместе с ним его конкретного поступка. Значительную роль при этом играют пример и поведение самих родителей.

Как показывает опыт, современные родители также чаще прибегают к строгости, наказаниям, запретам в различных формах и проявлениях. Они не осознают, что поощрение обычно приводит к формированию гармонично развитой личности, а строгость и наказание – к её деформации. После наказания, особенно незаслуженного, каждому человеку хорошо известно давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется поскорее избавиться и никогда больше не переживать.

Между тем, без применения наказания воспитать невозможно. Однако этот метод должен основываться на применении к ребёнку системы специальных средств, не унижающих его личностного достоинства, направленных на формирование у него отказа от нежелательных действий, поступков и суждений.

Учёные выделяют три вида наказаний: психологическое, физическое, и по типу естественных последствий. По отношению к воспитанникам недопустимы следующие методы воздействия: физическая и вербальная агрессия, сепарационные подходы (отвержение ребёнка), применение форм лишения (свободы, пищи, питья, необходимого), наказание трудом. Допускаются лишение детей определённого перечня значимых для них удовольствий (просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера), порицание, выговор, замечание, сдержанно-холодное отношение, нравоучительная беседа, подшучивание без унижения достоинства.

В современных семьях учёные и практики фиксируют снижение физического насилия.

Вместе с тем актуальной остаётся проблема психологического насилия, что называется, психологического издевательства, плохого обращения с детьми. При этом со стороны взрослых раздаются крики, брань, упрёки, угрозы, оскорбления, обидные прозвища, предупреждения об изоляции и игнорировании ребёнка. Такое запугивание и насилие оказывает более сильное деструктивное влияние, чем физическое. Для родителей, испытавших унижения в детстве, характерны неуверенность в собственной личностной ценности, низкая самооценка.

Сейчас необходимо переходить к воспитанию, основанному на любви.

Учёные убеждены в том, что наказание допустимо лишь за проступки, которые совершаются преднамеренно. Например, В. Леви выделяет следующие моменты, когда наказывать нельзя: ребёнок болен или ест, после сна и перед сном; во время работы; сразу же после физической или душевной травмы; когда ему не удаётся справиться со страхом, невнимательностью, ленью, подвижностью, раздражительностью, другим недостатком, хотя для этого он прилагает искренние старания; когда проявляет неловкость, глупость, неопытность. Словом, во всех случаях, когда что-либо не получается; когда внутренние мотивы поступка непонятны родителям; когда они, что называется, не в себе, устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам. Родители должны помнить, что наказание можно и нужно заменять другими методами. Среди них — терпение, объяснение, отвлечение, неторопливость, прощение. В конце концов, они более эффективны.

Альтернативой наказанию служит также поощрение. В его основе — любовь и взаимопонимание, которые обеспечивают ребёнку атмосферу покоя, тепла и сердечности. В семейном воспитании таких подходов должно быть хотя бы в три раза больше, чем методов наказания.

Выделяют два вида поощрений: материальные и психологические. К первым относятся: подарок, игрушка, сладость, вознаграждение, в том числе денежное. Отмечу, что обещание награды, применение материальных поощрений в семейной педагогике остаются дискуссионными. К психологическим относятся: поощрение словом (похвала, в том числе в присутствии других, одобрение, восхищение, благодарность, сопереживание, сочувствие, обращение к ребёнку с восторгом и в превосходной степени, авансирование, доверие); контактное поощрение (ласковое прикосновение, пожатие руки, поцелуй); бесконтактное (жест, мимика, взгляд). К детям дошкольного возраста родители могут обращаться со словами: «Ласточка моя», «Золотой», «Дорогой», «Любимый», «Ты — моя радость», «Ты — самый лучший в мире», «Ты — сокровище», «Ты — настоящий мужчина». Самые распространённые способы невербального выражения любви — ласковая «встреча» глаз и физический контакт.

Не менее «встречи» глазами, для полноценного развития ребёнка нужен физический контакт. С рождения и до 7—8 лет он желает, чтобы его чаще гладили, обнимали, баюкали, прижимали к груди, усаживали на колени, целовали.

Эффективный метод — совместная деятельность: участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (игры, труд, посещение музеев, театров, семейные выезды на природу, прогулки.

Активная игра — самый лучший метод, который позволяет устанавливать прочную связь с детьми, заверить их в своей любви.

В дошкольном возрасте они стремятся к выполнению обязанностей взрослых, но делать это хотят сообща. «Давай-ка, займёмся этим вместе», — подобную фразу ребёнок слышит с удовольствием. И помогает готовить обед, мыть автомобиль, сажать растения в саду и сгребать опавшие листья. В этом тоже проявляется любовь, которая способствует формированию уверенности в собственных силах.

Общение один на один также благоприятствует более тесной взаимосвязи, позволяет больше узнать друг о друге. Когда родитель сосредотачивает внимание на ребёнке, не отвлекаясь ни на какие мелочи, наследник ощущает себя важной и значимой личностью, которую умеют ценить по достоинству. Это время можно проводить по-разному, главное, чтобы дети получили удовольствие, чувствовали, что им с радостью уделяют внимание, принимают такими, какие они есть, а главное — любят. Для ребят это такая же потребность, как в еде и сне.

К результативным методам семейного воспитания можно отнести ритуалы любви, ежедневные «дозы близости».

Для них подходит время перед сном или в момент пробуждения, принятия пищи, взаимных приветствий или прощаний, нахождения ребёнка в ванной…

Не менее важными в современном семейном воспитании являются контроль и дисциплина.

Психологи и педагоги утверждают, что эти методы — не наказание, а проявление любви к ребёнку. Несомненно, по многим причинам нельзя предоставлять ему неограниченную свободу. Нужны определённые ограничения с целью обеспечить безопасность. По мере усложнения, потребности ребёнка неизбежно вступают в конфликт с желаниями окружающих. Однако с возрастом он уже не должен свободно выражать свои интересы, надо учиться соотносить их с требованиями окружающего мира. При этом даже у маленьких детей заметно заложенное природой свойство: испытать родителей на прочность, проверить их силу воли и строгость. Здесь отцу и матери следует быть сильными и решительными, иначе дети не смогут их уважать и любить. Цель — научить ребёнка управлять собой, сформировать уверенность в себе и самообладание, закладывать фундамент нравственности. Дисциплинируя чадо, лучше просить его, чем приказывать, давать возможность выбора, а не принуждать, уметь выслушать и понять.

Изложенные методы современного позитивного воспитания помогут сформировать у детей те качества, которые необходимы для достижения успеха в жизни: чувство собственного достоинства, терпение, упорство, уважение к окружающим и к себе, отзывчивость, уверенность в своих силах, способность быть счастливыми.

Л. Никонова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress