Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort izmir masöz izmir escort bayan izmir escort bayan ankara escort bayan ankara escort bayan
1   0   243

О жизни М. Монтессори — учительницы и ученой (часть II)

С целью обучения и воспитания детей Монтессори разработала специальную методику, которая включала организацию специальной среды, занятия с дидактическим материалом, развитие слуха, зрения, осязания ребёнка.

В 1906 году она возвращается из Милана, куда её пригласили для работы в комитете по присуждению премий в области педагогики и психологии. Ей 36, она признанный специалист в области медицины и педагогики, высококвалифицированный исследователь. Но оказалось, что сделанное ею ранее было только подготовкой к делу всей жизни — работе в Casa dei Bambini, ставшим важной вехой в её научных педагогических поисках.

Открытое в 1907 году учреждение предназначалось для того, чтобы чем-нибудь занять детей, родители которых весь день были на работе. Заведение располагалось в одном из мрачных районов Рима — трущобах Сан Лоренцо. Монтессори стала директором Дома ребёнка. Друзья не могли понять, что заставило её согласиться занять предложенную должность. Для профессора университета с регалиями и званиями это было немыслимо. её коллеги-медики были шокированы не менее. Один из них сказал даже, что она уронила престиж медицинской профессии, опустившись до роли учителя в детском приюте. Но Монтессори проявила твёрдость и на сей раз не отказалась от своего решения.

Однако организаторы Дома ребёнка не собирались тратить ни пенни ни на игрушки, ни на какое-либо оборудование. Не было даже денег на питание. Было только помещение, провиант для одного взрослого, остающегося с детьми, и 50 маленьких воспитанников, не привыкших к порядку и дисциплине. Монтессори, к удивлению присутствующих на открытии Дома ребёнка, сказала, что это начинание даёт колоссальные возможности для развития детей. Она по-прежнему была занята своими многочисленными делами: преподаванием, исследованиями, практикой. Дети находились на попечении приглашённой ею женщины, которая раз в неделю докладывала о ходе дел в Casa dei Bambini.

Монтессори посещала Дом с целью наблюдения за учениками. Она приносила с собой обучающие материалы, предназначенные для работы с детьми с ограниченными возможностями, и предлагала своей помощнице давать их воспитанникам. Её цель состояла в изучении реакции детей. Потом она начала приносить игрушки, цветные карандаши и бумагу, которые давали ей друзья. Единственной мебелью в помещении было несколько больших столов, за которыми могли сидеть по трое детей, доска для учителя и массивный шкаф, куда складывали игрушки и материалы на ночь (он запирался на ключ).

С течением времени Монтессори стала замечать определённые перемены в детях. Угрюмые или непослушные, все они стали проявлять интерес к дидактическим материалам, которые сами выбирали. В отличие от своих сверстников с замедленной реакцией, внимание которых надо было привлекать, они сами моментально начинали пытаться расставить предметы, разместить кубики в порядке увеличения или уменьшения, разложить треугольники в предназначенные для них места на деревянном подносе. Они не только предпочитали эти материалы куклам, мячам, вагончикам, но пытались довести до конца начатое, а потом повторяли действия снова и снова.

Дети начали меняться и внешне. Они стали выглядеть здоровее, хотя поначалу не было разнообразия в питании или строго определённого времени пребывания на свежем воздухе. Гуманные методы общения меняли их: из неуправляемых или замкнутых они становились общительными, дружелюбными, активными, проявляли интерес к окружающему. Они выглядели довольными и счастливыми, им нравилось в Доме.

Как-то Монтессори увидела девочку, которая, не обращая внимания ни на что, пыталась распределить цилиндры в специальные места в контейнерах. Когда её окликнули по имени, она не отозвалась, продолжая своё занятие. Дети по просьбе директрисы стали петь, потом водить хоровод вокруг неё — никакой реакции. Подняли стул, на котором она сидела, но и тогда ребёнок не оторвался от своего занятия, только крепче сжал цилиндры в маленькой ручке. Насчитали 42 попытки выполнить действие. И только когда оно удалось, девочка оглянулась, и в глазах её были радость и счастье.

Монтессори сделала вывод о том, насколько у детей развито умение концентрироваться, а взрослые часто не видят этого и не используют в воспитательном процессе. Она также заметила, как меняются дети с изменением среды. Новые вещи появились у воспитанников. В ванной комнате были установлены весы для измерения веса перед купанием, а также умывальники. Каждый ребёнок имел собственное полотенце, мыло и щётку, которые хранились в маленьких шкафчиках. В комнате для занятий избавились от громоздких столов и стульев, заменив их новыми — более лёгкими, подходящими детям по росту. Место прежнего массивного шкафа занял новый — низкий и длинный, чтобы дети могли сами доставать нужные для занятий материалы. На стене появилась картина Рафаэля, прославляющая материнство. Началось изменение обучающих материалов, которые адаптировались для работы с обычными детьми.

Монтессори относилась к воспитанникам с большим уважением, что было совершенно новым опытом для них. Она учила их хорошим манерам — как двигаться бесшумно, сморкаться незаметно для окружающих, дышать легко. Однажды она вошла в комнату с четырёхмесячной девочкой на руках, которую взяла у матери во дворе, чтобы показать детям. «Посмотрите, как легко она дышит, — обратилась директриса к воспитанникам. — Никто из вас не умеет это делать лучше, чем она. А ведь ребёнок совсем крохотный». Дети застыли от удивления, стали придерживать дыхание. Воцарилась необыкновенная тишина, в которой можно было услышать тиканье часов. Они дышали бесшумно, что слышно было капанье воды в кране где-то далеко-далеко за пределами комнаты. Так родилось упражнение «Игра в тишину», которое стало существенной частью дня в школе Дома ребёнка, своеобразным упражнением в концентрации внимания. Педагог считала, что это эффективно мобилизует внешние и внутренние силы детей.

В другой раз она показала воспитанникам, как надо пользоваться носовым платком. Детей часто высмеивали или ругали за текущие носы, но никто не потрудился объяснить им, как решается эта проблема.

Воспитанники всегда с восторгом встречали Монтессори и после общения с ней провожали до самых дверей, наперебой выкрикивая слова благодарности. Как-то они следовали за ней до тех пор, пока она не вышла из здания. Каждому хотелось быть как можно ближе к директрисе. Тогда она сказала: «Когда будете возвращаться назад, идите на цыпочках и смотрите, чтобы кто-нибудь не пробил лбом стену». Дети моментально затихли и словно растворились за воротами здания.

В Доме ребёнка им помогали избавиться от страхов, обид, тревоги, учили устанавливать контакты друг с другом, вырабатывали адекватную самооценку, создавали условия для самостоятельного ознакомления с окружающим миром. Монтессори вносила радость в их жизнь, обогащая её новыми впечатлениями и опытом. Она никогда не критиковала детей, ободряла и поддерживала в любых начинаниях, была терпима к их ошибкам. Её основными принципами были: не навреди, верь в силы ребёнка, вселяй уверенность в него, развивай его волю и вноси радость в его жизнь. К детям проявлялись внимание и забота. Любые запреты отсутствовали.

Был выработан метод обучения, отличавшийся от остальных. «Это красный, — говорил учитель, держа в руке квадрат. — А это синий. Дай мне красный. Дай мне синий». Если ребёнок колебался или ошибался, материал откладывали в сторону до следующего раза, когда воспитанник будет готов к его восприятию, когда заинтересуется им. Детям показывали, как надо использовать материал, размещать по цвету, размеру, форме, сортировать, подбирать, после чего оставляли ребёнка наедине с самим собой, давая возможность сосредоточиться, сконцентрироваться. Детей учили отличать горячее от холодного, воспринимать различные звуки.

Как-то Монтессори заметила, что отличившихся награждают медалями, и стала наблюдать, как они воспринимают это. Воспитанники принимали отличия вежливо, но без интереса. Когда один из мальчиков предложил свою медаль товарищу, отстранённому от деятельности, тот с радостью принял её. Она пришла к выводу, что дети работают не из-за страха перед наказанием или в предвкушении наград — им доставляет удовольствие сам процесс. Награда была приятна наказанному, но не тому, кто был увлечён работой.

Со временем новые элементы были включены в ежедневную деятельность обитателей Casa dei Bambini: гимнастика, уход за растениями и домашними питомцами, приготовление и подача обеда. Введённые «упражнения практической жизни», ставшие частью распорядка дня, учили детей пришивать пуговицы, содержать в чистоте личные вещи и помещение.

Однажды Монтессори сказала, что у каждого человека день должен начинаться с того, чтобы самостоятельно заправлять постель. Осознавая, что гораздо сложнее научить детей самих одеваться, есть, пить, чем делать это за них, она стремилась к тому, чтобы самостоятельность стала содержанием их жизни.

Иногда дети уставали от занятий и даже игр. Это навело Монтессори на мысль о необходимости создать специальные гимнастические приспособления — своеобразный «забор» из параллельных брусьев и вертикальных шестов для физических разминок. Позже это стало необходимым элементом каждого помещения, в котором находились дети.

В классной комнате царили тишина и порядок, каждый занимался своим делом. Это впечатляло посетителей, которые стали часто появляться в Сан Лоренцо, прослышав о необыкновенном воспитательном эксперименте. Их удивляло, что дети свободно двигались, сами выбирали материал для работы, занимаясь с ним ровно столько, насколько это было им интересно.

Поскольку детей не заставляли сидеть спокойно и делать то, что им предлагали в данный момент, актуальной была проблема дисциплины. Некоторым казалось, что воспитанникам предоставляется слишком большая свобода. Действительно, они были свободны в выборе материала или занятия, но их свобода не имела ничего общего с анархией. Это была свобода возможности предпринять любое действие в рамках дозволенного, не доставляя неудобства тому, кто рядом.

Когда поведение детей выходило за рамки общепринятого (например, ребёнок сидел с ногами на столе или ковырял пальцем в носу), Монтессори активно вмешивалась и подавляла нежелательные действия. Однако детей никогда не наказывали. Наказанием считалось предоставление их самим себе, полная бездеятельность.

Суарес Л.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress