Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort beylikduzu escort beylikduzu escort bayan umraniye escort beylikduzu escort sisli escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort escort ankara avcılar escort avcılar escort Taksim Escort beylikdüzü escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort супровід Стамбул
1   0   628

Об овладении ребенком родным языком

Формирование и развитие речевой деятельности представляет собой сложный и противоречивый процесс. Исследователи детской речи, анализируя этот вид деятельности как особый вид целенаправленного поведения, пытаются дать ответы на два центральных вопроса: какими способами дети овладевают средствами речевой деятельности и что является источником формирования и развития языковой способности?

Средствами речевой деятельности являются элементы иерархически организованной системы языка — фонемы, морфемы, слова, предложения. Лингвистика рассматривает язык как систему знаков и правил их сочетания, с помощью которых кодируется (шифруется) окружающая действительность (внеречевая реальность). Без знаковой системы не могут осуществляться человеческие отношения на речевом уровне. Исходя из этого положения, овладение средствами речевой деятельности есть овладение знаками и знаковыми операциями.

Развиваясь и ориентируясь в окружающей среде, ребенок усваивает свойства предметов, овладевает действиями с ними, познает отношения между ними и усваивает содержательную сторону знака, его значение. Элементы речевой системы вводятся в сознание ребенка в виде «лингвистической информации» (Н.В.Имедадзе) из окружающей среды, т.е. из речи окружающих людей, и становятся его достоянием. Правильное понимание механизма овладения средствами речевой деятельности играет определяющую роль в разработке оптимальной технологии обучения языку.

В основе традиционной методики лежит учение о динамической стереотипе, для выработки которого необходимы специальные упражнения, многократное повторение слов, их форм, сочетаний. Исходя из этого положения, педагогу достаточно давать дошкольникам образцы правильной речи, исправлять речевые ошибки детей и упражнять их в употреблении особенно трудных слов, грамматических форм, в произношении звуков. В основе обучения лежит репродукция, имитация речи взрослого.

Однако подражание как единственный механизм усвоения родного языка характерно для детей конца первого — первой половины второго года жизни. Малыши этого возраста употребляют в речи только те слова, которые они слышали от взрослых, причем в неизменной форме.

Постепенно ребенок как бы «врастает сам по себе» (Л.С.Выготский) в родную речь. В основе этого процесса лежит не только и не столько имитация. Ребенок сто раз слышит правильное высказывание взрослого и будто усваивает его. Но вдруг, когда начинает сам формулировать фразу, допускает ошибку. Следующий раз делает «открытие» — говорит правильно. Такое самостоятельное упражнение в речи Л.С.Выготский назвал «промежуточной системой речи».

Уже двухлетний ребенок неосознанно анализирует те высказывания, которые он слышит от взрослых. В результате им выделяются и обобщаются некоторые элементы языковой системы, у ребенка формируется внутренняя система правил речевого действия. Ребенок не имитирует, не подражает готовым высказываниям, а создает свои по аналогии с теми, что слышит от взрослых. Об этом свидетельствуют речевые ошибки детей и детские неологизмы.

Сначала обобщения ребенка носят широкий характер: он сам открывает правила речи в самом общем виде и действует в соответствии с тем или иным правилом во всех теоретически возможных случаях, часто вопреки тому, что слышит от взрослых. Отсюда широко распространенные в раннем возрасте «ошибки по аналогии»: Я рисоваю (по аналогии с гуляю) и т.п.

В дошкольном возрасте язык, в частности звуковое оформление слова, становится объектом пристального внимания ребенка. Познавательная активность дошкольника, направленная на язык как особый предмет, особую отрасль объективной реальности, содействует более глубокому проникновению ребенка в закономерности языка, развитию языковой способности, ее фонетических, лексических и грамматических компонентов. Так, примером грамматических обобщений может служить неоднократно описанный в литературе феномен «словотворчества», в основе которого лежит механизм аналогии употребления грамматических средств, ориентация на звуковую форму слова (К.И.Чуковский, А.Г.Тамбовцева, Т.Н.Ушакова и др.). Дети создают новые слова, формы слов по аналогии с уже известными словами и их формами, обобщая значение таких языковых единиц, как морфемы. Например, ребенок создает слово передружили по аналогии с переели, перелили, обобщая значение приставки пере- и т.п.

Подобные образования по аналогии с всей очевидностью показывают, что слова в сознании ребенка как бы «распались» на отдельные морфологические части, которыми он оперирует как самостоятельными элементами. Это демонстрирует самостоятельность ребенка в создании слов и их форм. Но и тогда, когда ребенок употребляет общепринятые слова и формы, нельзя думать, что они всегда в готовом виде заимствованы из речи окружающих взрослых. Это отмечал еще К.Д.Ушинский: «мы успокаиваем себя обычно фразой, что дитя говорит на родном языке просто так, неосознанно, но эта фраза ровно ничего не объясняет. Когда дитя употребляет к месту тот или иной грамматический оборот, делает в разговоре тонкое отличие между словами и грамматическими формами — это значит, что он осознает их разность, хоть и не в той форме и не тем путем, каким бы нам хотелось»

Таким образом, в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности.

Согласно современным научным данным, психофизиологической основой усвоения языка, как и любой творческой деятельности, является формирование в нервной системе динамических временных связей. Такие связи устанавливаются мгновенно и не требуют, в отличие от динамического стереотипа, многократного повторения и положительного подкрепления (Т.Н.Ушакова).

Важное значение для выработки оптимальной технологии обучения имеет вопрос о природе языковой способности. Современная психолингвистика исходит из того, что источником формирования языковой способности является потребность в совместной деятельности и общении ребенка с другими людьми, обеспечивающими такую деятельность. С.Л.Рубинштейн писал: «первоначальное овладение родным языком, действительно живой речью осуществляется в процессе жизненно мотивированной деятельности общения. Только этим путем достигается действительное овладение речью как речью. Ребенок нормально овладевает речью — научается разговаривать, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе обучения…».

Названное положение обусловливает коммуникативную направленность в обучении языку, под которым понимается направленность на собеседника, оптимальность обучения с точки зрения воздействия на другого человека. Организация коммуникативного процесса обучения языку должна обеспечивать формирование полноценной речевой функциональной системы, что возможно только в условиях реального речевого общения или приближенных к ним, так называемых учебно-коммуникативных ситуациях. Поэтому важно проанализировать закономерности коммуникативного развития дошкольников. Коммуникативное развитие, по А.И.Зимней, рассматривается в общем контексте социализации ребенка в плане общения с взрослыми, сверстниками, учета особенностей общей ситуации социального развития.

Старжинская Н.С.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress