Написать нам
Популярно
Лайк   0   234

Оценочное собеседование в системе управления персоналом ДОУ

Управление дошкольным учреждением образования (ДОУ) имеет определённую специфику, обусловленную не только своеобразием организации образовательно-воспитательного процесса с детьми-дошкольниками, но и особым контингентом педагогов.

Поэтому естественным является поиск таких управленческих средств, которые, с одной стороны, позволяли бы контролировать работу подчинённых, а с другой стороны, помогали бы обучать их новым задачам и функциям профессиональной деятельности.

Таким средством, которое позволяет обеспечивать взаимодействия руководителя и подчинённых, по нашему мнению, является оценочное собеседование (ОС), т.е. беседа (интервью) заведующей с подчинёнными по специальной программе. Целью такого собеседования является информирование подчинённых об оценке результатов их труда, а также согласование целей работы педагогов с целями учреждения, педагогического коллектива.

Объективная необходимость ОС обусловливается ограниченными возможностями аттестации педагогических кадров в ДОУ, с одной стороны, и перспективами побуждения педагогов к осмыслению своего профессионального предназначения не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной педагогической действительности.

Субъектом (инициатором) проведения ОС с персоналом является заведующая. Со стороны объектов-подчинённых – возможно определённое сопротивление данной процедуре. Поэтому важно, чтобы ему предшествовал постоянный психологический контакт заведующей и подчинённых.

Заведующая строит концепцию ОС, исходя из собственных представлений об управлении организацией и целостной модели деятельности специалиста ДОУ. Эти представления могут реализовываться в структуре собеседования или в содержании задаваемых вопросов.

В процессе проведения оценочного собеседования заведующая должна осуществить три подхода:

  • заставить (например, изменить подчинённым своё профессиональное поведение; подавить сопротивление и др.);
  • убедить (например, побудить подчинённого принять точку зрения заведующей или коллеги; выработать собственные представления, модель о профессиональной деятельности и др.);
  • привлечь подчинённых к принятию решений (например, привлечь воспитателей к посещению занятий и анализу работы коллег; поручение организации творческой работы с родителями и др.).

Проведение ОС предполагает осуществление определённой подготовительной работы. Заведующей необходимо, во-первых, выделять регулярно специальное время для проведения данного предприятия; во-вторых, разработать типовой сценарий проведения собеседования, возможные критерии для оценки деятельности педагогов с учётом специфики их труда.

С каждым педагогом и специалистом ДОУ подобные собеседования могут проводиться, по нашему мнению, ежемесячно или не менее трёх раз в течение учебного года, причём цель и содержание собеседования будут соответствующим образом меняться. Поэтому с педагогами необходимо составить график данного отчёта. Заместитель заведующей консультирует педагогов, рекомендует соответствующую литературу, наблюдает за организацией педагогами образовательного процесса, информирует заведующую о своих наблюдениях, учит составлять отчёты.

Подчинённым предлагается оценить цели, которые были поставлены на отчётный период, обсудить встретившиеся трудности, достигнутые успехи, дать свои предложения и замечания относительно выполненной работы.

Успех оценочного собеседования, как правило, зависит от того, как заведующая и подчинённые способны вступить в контакт, совместно разрешать проблемы, которые возникают по ходу его проведения.

Во время отчёта оцениваемого работника инициативу осуществляет заведующая, которая использует специальные приёмы активного слушания:

  • слушает и задаёт вопросы, чтобы уточнить своё понимание услышанного;
  • показывает, как понято услышанное, чтобы избежать недопонимания или неверного истолкования;
  • указывать подчинённому на вопросы, которые требуют дальнейшего объяснения или прояснения;
  • поощрять подчинённого к тому, чтобы он рассказывал о своих наиболее значительных достижениях;
  • для более точного осознания отношения подчинённого к обсуждаемым проблемам внимательно наблюдать за различными проявлениями невербального поведения (поза, мимика, жесты и др.), которые сопровождают ответы педагогов.

Необходимо стремиться к тому, чтобы собеседование завершилось на позитивной ноте, чтобы подчинённый уходил с данного мероприятия с намерением продолжать творческую работу. Оценочное собеседование может быть дополнено диагностикой деятельности педагогов, отношения родителей к организации воспитательно-образовательного процесса в группе.

Результаты оценочного собеседования с каждым педагогом из персонала обязательно должны периодически доводиться до сведения всего педагогического коллектива: это, во-первых, будет давать возможность каждому педагогу сравнить результаты собственной профессиональной деятельности с результатами деятельности коллег; во-вторых, в коллективе будут формироваться общие профессиональные ценности, критерии, нормативы; в-третьих, будет способствовать формированию благоприятного микроклимата в коллективе не только как системы гармоничных эмоциональных связей, отношений, а как система взаимосвязанных требований друг к другу.

Наблюдения свидетельствуют, что наиболее предрасположенными к участию в ОС являются педагоги:

  • склонные активно подходить к решению профессиональных проблем и искать творческие средства их разрешения;
  • способные самостоятельно выдвигать долговременные цели;
  • имеющие потребность периодически, по завершении определённого этапа деятельности, осуществлять рефлексию своих профессиональных действий;
  • открытые к сотрудничеству с заведующей, коллегами и родителями;
  • хорошо чувствующие приоритеты, ценности и выгоды ДУ.

Совершенствование управления ДОУ предполагает дальнейший поиск косвенных, опосредствованных средств контроля деятельности подчинённых.

А.А.Цырельчук


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress