Популярно
1   0   147

Театр картинок для детей и его оформление

Слова «картинка», «картинки», «рассматривать (смотреть) картинки» входят в словарный запас ребенка довольно рано. Еще раньше он начинает рассматривать рисунки, показывать пальчиком на интересные для него детали, выделять «знакомые» картинки. Но куда большее удовольствие получают дети, если они могут картинки передвигать, пробовать действовать с ними.

Учитывая интерес детей к движению, издатели книг и их авторы придумывали книги с вырезанными картинками, которыми можно управлять с помощью язычка. Странички этих книжек могут приобретать объем, и таким образом книга становится своеобразным настольным театром. Такие книги-театры интересны всем: детям разных возрастов и взрослым. Каждый причастен к оживлению картинок, каждый по-своему участвует в этом чуде.

Театр картинок наиболее распространен в детских дошкольных учреждениях.

Он прост в изготовлении. Материалом для создания театра картинок могут стать готовые, вырезанные из старых книг и журналов и приклеенные на более плотную бумагу картинки. Такие картинки будут односторонними, их рассматривают только с одной стороны. Для того чтобы картинки можно было поворачивать к зрителям то одной, то другой стороной и более естественно и легко передавать движения персонажей по сцене-столу, картинки оформляют с обеих сторон. Их раскрашивают красками или украшают с помощью ткани.

Для расширения возможностей театра картинок можно создать (нарисовать, вырезать) одного и того же персонажа в различных позах и положениях (сидя, стоя, наклонившись, с поворотом лица в фас или в профиль). Не нужно перегружать картинками различными, подчеркивающими сходство с натурой деталями.

Дети быстро привыкают к условности и своеобразию показа и не заостряют внимания на том, что картинки движутся, не переставляя ног, наклоняются всем туловищем и т.п. Чтобы постановка была еще интереснее, фигурки можно механизировать. Предположим, вы хотите сделать подвижной переднюю лапку ежика. Для этого нужно вырезать лапку в двух экземплярах, наметить, в каком месте она будет двигаться, и приклеить к ней проволочку, посредством которой лапка будет укрепляться.

Теперь присоединим лапку к основной фигуре, сделав проколы иглой (шилом) в местах соединения. Проволока крепится с другой стороны к подставке. При натягивании проволочки подвижная часть поднимается вверх, а при ослаблении опускается вниз. Кукла может стать шагающей. Для этого прикрепляем к ее туловищу диск с четырьмя (!) ножками. При движении куклы диск вращается, создавая впечатление шагающих ног. Диск и ручка для вождения куклы имеют общую ось.

Картинки подбирают или создают с учетом сюжета, характеристик героев. Дополняют картинки-персонажи картинками-декорациями так, чтобы они составляли целостную картину.

Оформление театра картинок

Подставки. Чтобы картинка принимала устойчивое положение, используется подставка. Подставка –  важный элемент в театре картинок. Подставка служит не только для того, чтобы картинка принимала устойчивое положение, но и для удобства вождения. Подставка может быть стационарной, т.е. фигурка персонажа изготавливается вместе с опорой, форма и площадь которой обеспечивают фигурке устойчивость. Во временные, съемные подставки могут помещаться также и декорации. Высокие подставки рассчитаны на показ из-за барьера. Подставка должна быть продумана в каждом отдельном случае. Она не должна создавать помех при передвижении.

Подставки для фигурок могут быть различными в зависимости от имеющегося материала и от самой картинки, ее веса:

  • подставкой может стать половина деревянной катушки и продетая в нее палочка, на которой крепится фигурка. Для устойчивости к низу катушки приклеивается картонный кружок большего диаметра;
  • подставка может быть из расщепленной палочки и прищепки.  Фигурка вставляется в расщепленный конец палочки, которая другим концом зажимается бельевой прищепкой, лежащей на столе. Односторонние картинки подклеиваются к палочкам нераскрашенной стороной, у двухсторонних палочка вклеивается между половинками;
  • подставкой может служить и картонный круг, в котором вырезается, несколько отступив от края, полукруг, затем полукруг отгибается вверх, в середине делается прорезь, в которую и вставляют картинку, картинка может быть приклеена к подставке-опоре (кубику и др.);
  • в качестве подставки удобно использовать две полоски плотной бумаги с прорезями по середине или же одну полоску, но в таком случае фигурка примет устойчивое положение, если и на ней будет прорезь такого же размера, как и прорезь на подставке.

Картинки для театра можно создать так, чтобы по своей конструкции они были устойчивыми –  это картинки, расположенные на одной стороне перегнутого листа бумаги.

Они могут быть вырезанными по контуру, а могут быть наклеенными на лист без обрезания по контуру.

Удобно передвигать, вернее в этом случае будет сказать водить, картонные фигурки, привязанные к пальцу по линии пояса фигурки пояском-тесемкой. Еще лучше и проще воспользоваться цветной рези-ночкой, к помощи которой в создании своих причесок прибегает почти каждая девочка, особенно если некоторые резиночки уже потеряли своих хозяек.

Резиночка надевается на фигурку, а кукловод со спины продевает в нее свой палец или даже два — указательный и средний. Резиночку (можно и бельевую) нужно пришить к основе фигурки сзади и продевать в получившееся колечко, которое должно быть такого диаметра, чтобы не спадало с пальца (двух пальцев) детской руки. При показе театра картинок используются дополнительные средства оформления спектакля: барьер, портал, книги-декорации, картинки-декорации, вращающиеся декорации.

Барьер. Чтобы при передвижении картинок в театре зрителям не были видны руки кукловода, на переднем плане всей сцены ставится барьер высотой 8 см. За таким барьером передвигаются картинки на высоких подставках. Барьер делают из картона или фанеры, для устойчивости и создания пространства барьер имеет и боковые стороны.

Сцена-ширмочка с декорациями. Делается из полоски картона высотой 8 — 10 см с той же целью, что и барьер. Декорации вырезаются вместе с ширмой-барьером из одного куска картона. Окрашиваются или оклеиваются цветной бумагой. Декорации расположены на расстоянии друг от друга по периметру ширмы. Они не очень высокие, чтобы картон не перегибался. Можно с помощью реек прикреплять их к сцене-ширме. Декорации могут также быть съемными или размещаться отдельно на подставках на расстоянии около 20 см от ширмы. Они устанавливаются на столе. Сзади усаживаются исполнители, которые передвигают фигурки и говорят за них.

Портал. При показе настольного кукольного театра используется портал (от латинско гоporte — дверь, ворота). Портал изготавливают из плотных материалов (различного рода картон, фанера). Это своеобразная ширма, в конструкции которой учтена специфика вождения кукол на столе. Центральная часть портала напоминает ворота, т.е. открытое пространство ограничивается боковыми рейками и перекладиной сверху. К верхней перекладине крепится шнур или проволока для занавеса, который шьют из легкой ткани.

За порталом, ближе к краю стола, можно разместить задник, который создаст фон и спрячет исполнителей. Для удобства вождения кукол задник крепится на боковые рейки на расстоянии примерно 10 см от края стола. Портал вместе с задником станут своеобразными ограждениями пространства действия, т.е. создадут эффект сцены.

Книга-раскладушка. При такой конструкции декорации театра картинок имеют вид многостворчатой ширмы, части которой открываются или закрываются при необходимости.

Декорации в виде книги-раскладушки позволяют разнопланово разворачивать пространство для театрализованной игры, делать его легко сменяемым, динамичным. Страницы книги-раскладушки раскрываются не одновременно, а по частям. Каждая из частей представляет собой единый фон для определенного места действия героев. Обратная сторона листов имеет нейтральный фон. Несколько страниц окрашиваются в зеленый, голубой, желтый цвета, олицетворяя лес, небо, поле и т.д.

Для придания книге-раскладушке еще большей свободы в объединении ее отдельных элементов соединяем ее части с помощью шнуровки. Причем ее листы не являются одинаковыми по размеру, их вы-сота и длина отличаются друг от друга, что позволяет создавать видимость дальнего и ближнего планов, а также делать декорации двуплановыми.

Есть декорации с соединяющимися разноуровневыми частями из современного материала –  пенокартона. Пенокартон гораздо легче картона и фанеры, но одновременно толще, что делает его более устойчивым. На пенокартон легко ложится краска, в нем легко проделываются отверстия, он легко режется.

Книга-декорация. Декорации можно нарисовать па основных листах пли нарисовать отдельно и наклеить на заштрихованные листы, эти листы, переплетенные в своеобразную книгу. Поставить книгу ближе к краю стола, а затем, перелистывая картонные страницы, легко и быстро менять декорации.

Вращающиеся декорации. Смена декорации происходит за счет поворота их вокруг оси. Декорации могут быть двусторонними, и тогда достаточно иметь один лист, оформленный с двух сторон. Лист крепится к деревянному штырю, надетому на острую проволоку или гвоздь, вбитый в середину круглой подставки с нижней стороны. На круглой или квадратной платформе могут быть сделаны неширокие углубления, в которые вставляются декорации. Платформа крепится на небольшую подставку так, чтобы она могла расширяться. Углубления расходятся от центра и делят платформу не только на две части, а на три или четыре, тем самым, увеличивая количество сменяющихся декораций.

Декорации из наборов конструкторов. В работе со строительным материалом у детей отчетливо выступает линия художественного оформления построек. Поэтому декорации могут быть сооружены детьми с помощью деталей строительных конструкторов: цилиндров, конусов, арок и т.д. Использование строительного материала дает новое направление. Сооружение декораций перерастет в оформление сцены с помощью арок, перекрытий и др., станет возможным использование элементов нескольких наборов конструкторов.

Брызгалова А.Н.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress