RSS  Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort ümraniye escort maltepe escort kartal escort escort bayan escort istanbul istanbul escort istanbul escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort pendik escort
2   0   736

Организационно-психологический климат педагогического коллектива

Чаще всего под понятием: «организационно-психологический климат» понимается внутреннее состояние организации, отражающее способность достигать стоящие перед ней цели.

К настоящему времени выявлен ряд характеристик организационного климата (Д.Х. Литви, Р.А. Стрингер и др.). К числу основных относят такие качества, как: социальные ценности и установки, нормы поведения, уровень идентификации индивидов и групп с организацией, сплочённость и совместимость её членов, приемлемость руководителей для подчинённых, уровень удовлетворённости работников трудовой ситуацией в целом, условиями труда, заработной платой, характером межгрупповых отношений.

На формирование организационного климата в коллективе влияет формальная структура организации, в отличие от социально-психологического климата, который больше связан с состоянием неформальной структуры коллектива.

В каждом учреждении дошкольного образования свой психологический климат. Но есть, наверное, и какие-то общие черты, отличающие коллективы с благоприятным психологическим климатом. Попытаемся выделить некоторые из них.

Специально проведённые исследования (Р.X. Шакуров и др.) показывают, что группа школ, имеющих лучшие результаты, превосходит группы данного типа образовательных учреждений с более низкими результатами по всем показателям психологического климата [Шакуров, Р.X. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р.Х. Шакуров. — М., 1982.]. Аналогичные данные были получены нами при изучении педагогических коллективов учреждений дошкольного образования. Самое большое различие было выявлено в особенностях общественного мнения педагогических коллективов и в личности руководителей учреждений дошкольного образования.

Педагогические коллективы с благоприятным психологическим климатом отличают сформированность мнения, взаимоуважение, единство позиций.

Это отмечают и сами члены таких коллективов.

— «Детский сад привлекает своей атмосферой, «домашностью», теплом. Я работаю здесь уже больше двадцати лет. На моих глазах складывался коллектив. Приходят молодые, их всегда представляют на педсовете. Праздники, юбилеи всегда вместе отмечаем… И заведующая всегда с нами».

— «Есть детские сады шикарные: бассейны, оборудование… Но ведь главное — создать здоровьесберегающие условия. В нашем саду, думаю, это удалось. Есть родители, которые переехали в другие районы, но продолжают водить к нам своих детей. Заведующая сама подбирала людей. Коллектив получился хороший. Легко в нём. Важно, что дело всех объединяет, климат к творчеству располагает. Тепло и свободно здесь, улыбкой тебя встречают от сторожа до заведующей».

По иному чувствуют себя педагоги, работающие в условиях неблагоприятного психологического климата.

— «…В нашем саду нет единства. Общаются в коллективе только с теми, кто ходит в одну смену, а воспитателей другой смены они как бы игнорируют. На этой основе у многих появляется и негативное отношение воспитателей одной смены к другой. Новому человеку очень трудно войти в коллектив».

— «Я бы не назвала наш коллектив дружным и сплочённым. И считаю, что это вина нашего руководителя, т.к. решения её единоличны, отсутствует открытое обсуждение, высказывание мнений. Руководитель не умеет строить диалог. И наш коллектив разделён на группы. Каждая старается ”тянуть одеяло на себя“, отстаивать свои интересы…».

Одно из важнейших социально-психологических свойств коллектива — его сплочённость. Выделяют следующие основные показатели сплоченности: теснота психологических связей, удерживающих её членов вместе, стремление членов коллектива работать сообща (спаянность).

Педагогические коллективы с благоприятным психологическим климатом отличаются высокими показателями сплочённости. Свой вклад в формирование этого качества коллектива и психологического климата вносит руководитель учреждения дошкольного образования. Полагаем, собственный опыт, а также некоторые из приведённых выше примеров дают основание читателю согласиться с таким утверждением. Вместе с тем обратим особое внимание на то, что руководители коллективов с благоприятным психологическим климатом влияют на сплочённость группы преимущественно опосредованно, путём оптимизации деловых и межличностных отношений между сотрудниками, улучшения условий их совместной деятельности и т.п.

Одни так делают, опираясь на интуицию, опыт, другие — и на свой «багаж» психологических знаний. Прислушаемся к самим руководителям (фрагменты из интервью с ними).

Что объединяет коллектив? Как шли к единению?

— «Не только работа, но и совместная деятельность, прежде всего вне должностных обязанностей. Например — дни рождения, праздники. Для людей значимо, что их личный праздник является совместной радостью. Стараемся учесть и личные интересы сотрудников — юбилеи, рождение ребёнка, другие важные события в жизни. Но не только это помогает. Недавно, например, провели семинар ”Здоровье — это…“. Каждая команда своё понимание выражала составленными коллажами, подготовленными презентациями… Когда принимают участие и воспитатели, и их помощники, это позволяет проявлять индивидуальность и формировать личность… Самая маленькая деловая игра может дать весомый результат… Одна задача при подготовке мероприятия у каждой группы. А способ решения ищут свой. И важно — сами могут перестраиваться».

Кто помогает в этом?

— «Конечно заместитель, психолог, руководитель физического воспитания… Смотря, какое мероприятие готовится».

Как удаётся коллективу вашего детского сада вот уже более десяти лет оставаться «одной командой», при этом — лидирующей в районе?

-«Есть костяк. Он тесно работает, эталоны задаёт не только в работе, но и просто в человеческих отношениях. Мы сами участвуем в общих делах. Традиции есть в саду, стараемся их поддерживать. Праздники вместе отмечаем, дни рождения. Люди любят посидеть вместе, почаёвничать, тогда они раскрываются, и я замечаю — это очень объединяет. После ты уже своему коллеге не нагрубишь. И я могу более естественно спросить о личном. У человека должна быть возможность высказать своё мнение в естественной обстановке, продемонстрировать свои другие грани, кроме профессиональных, даже, может быть, похвастаться чем-то (успехами своих детей, кулинарными способностями и т.п.). Ну и трудности, работа тоже сплачивает, особенно творческая. Люди объединяются, чтобы успешно решить проблему. И знаете, когда делом интересным заняты, забывают о мелочах. На первом плане тогда другое — общее. И это объединяет».

Такого рода позиция руководителей способствует формированию важного показателя сплочённости группы ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ). В нём проявляется, фиксируется степень совпадения оценок, позиций её членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом [Психология. Словарь; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1990.  с. 441].

В ходе специальных исследований выявлено: высокая степень ЦОЕ является важным источником интенсификации внутригруппового общения, а также повышения эффективности совместной деятельности.

Фактором, влияющим на психологический климат коллектива, сплочённость его членов (и особенности формирования также!) является состав группы (возраст, пол).

Ряд трудностей в деятельности заведующей, причин неблагоприятного психологического климата в учреждении дошкольного образования его руководители и сотрудники связывают именно с этим фактором.

— «В детском саду много молодых воспитателей, и у них свои интересы, а у пожилых — свои. Стараемся объединить эти группировки, но пока не получается».

Подобного типа ситуации складываются в тех случаях, когда руководители не учитывают, игнорируют психологические особенности каждой из возрастных групп (например, повышенную потребность молодёжи в общении, специфику решаемых ими в этот период жизненных задач и др.; повышенную ранимость, обидчивость, потребность в признании опыта у пожилых). Это часто ведёт к разобщённости в коллективе, расслоению его на возрастные группировки, возникновению «референтных» групп «на стороне».

Специфичны и проблемы, связанные с гендерными особенностями членов коллектива. «Коллектив детского сада чисто женский. Постоянные женские интриги, завистливость, ”вулкан“ эмоций  ”на пустом месте“». К сожалению, подобного рода «портретов» педагогических коллективов у нас в «портфеле» немало. Центрация в них внимания на повышенной эмоциональности, импульсивности, эмоциональной нестабильности, возбудимости не удивительна. Портреты созданы наблюдательными людьми. Специальные исследования подтверждают: женщины проявляют в большей степени свою эмоциональность в чисто женских группах, нежели в смешанных; тревожность и нейротизм, ведущие к эмоциональной нестабильности у лиц женского пола выше, чем у мужчин; у женщин выше завистливость, они более свободны в выражении страха и грусти, чем мужчины и др. [Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин. — СПб., 2007.].

Наиболее оптимальный для благоприятного психологического климата — смешанный половой состав трудового коллектива (повышается культура поведения, усиливается мотивация общения).

Существуют и другие факторы, обуславливающие психологический климат в группе (образование её членов, их психологическая культура, стиль руководства, увлечённость совместной поисковой деятельностью, совместимость и срабатываемость и др.). Остановимся на некоторых из них.

Е. Панько, Е. Алехнович, А. Гурко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress