3 +  RSS  Написать нам
1   0   75

Игровая деятельность и показатель профессионализма воспитателя дошкольного учреждения

Воспитательная и игровая деятельность — различные стороны единого целого. Игра осуществляется непосредственно в самом «театре жизни» и без всяких предварительных репетиций.

Уровень развития, индивидуальные особенности ребенка и конкретные условия его жизни во многом определяют избирательные отношения к объективно стоящим перед ним задачам. Эти же обстоятельства влияют на активность маленького человека, способность выдвижения целей, готовность и последовательность в их достижении. Эта активность ребенка проявляется в виде социокультурной деятельности, определяется нормами культуры, а не познанными объективными закономерностями. Осуществляя их, человек, по мнению А.В.Мудрика, на различных возрастных этапах как бы осуществляет своеобразную игровую деятельность, реализуемую как минимум в пяти актах.

Акт первый театр жизни. Ребенок, стихийно взаимодействуя со своим социальным окружением, неосознанно, некритически усваивает те нормы и ценности, тот стиль жизни и мышления, которые он видит в семье, в ближайшем микросоциуме.

Акт второйиграется в театре драмы. Театр драмы — это воспитательные организации (детский сад, школа, внешкольные учреждения детей, клубы и др.), а также неформальные группы, образующиеся в каждой из этих организаций. Социализация происходит здесь с помощью так называемого институционального механизма. Суть ее в том, что, взаимодействуя в разных организациях, ребенок накапливает соответствующие знания и опыт социально одобряемого поведения. Одновременно он обретает опыт имитации такого поведения, опыт относительно бесконфликтного избегания выполнения культивируемых в воспитательных учреждениях норм. Какие нормы будут усвоены, какие будут лишь имитироваться, какие избегаться, зависит от атмосферы тех коллективов и неформальных групп, которые возникают в воспитательных организациях.

Акт третий театр марионеток. Потребность в эмоциональном контакте со сверстниками, необходимость реализовать себя в другом очень велика, но удовлетворить ее удается далеко не каждому и далеко не всегда. И тогда в ход идут любые средства. Одно из них — стремление соответствовать детской или подростковой субкультуре. Начинает действовать стилизованный механизм социализации. Это проявляется, прежде всего, в ценностных ориентациях школьников, почерпнутых ими в соответствующей субкультуре. Ученик становится своеобразной «марионеткой» социальной группы подростков, имеющей жесткую статусную структуру и систему навязываемых ценностных ориентаций и норм.

Акт четвертый в камерном театре. Речь идет о межличностном механизме социализации в общении с субъективно значимыми людьми. Прежде всего, это межличностные отношения с родителями, родственниками, соседями, сверстниками. В процессе этого общения у ребенка вырабатываются соответствующие взгляды, усваиваются те или иные нормы и ценности.

Акт пятый — играется в театре грез, отражающих опосредованность механизмов социализации рефлексией, т.е. внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества: семье, обществу сверстников, значимым людям. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов (между различными «я» человека, с реальными или вымышленными лицами, с некими сверхъестественными силами и т.п.), который происходит наедине с самим собой.

игровая деятельность в детском саду

Когда игра начинает представляться лишь «детской забавой» и детское дошкольное учреждение «всерьез» начинает готовить ребенка к так называемой «взрослой жизни», игнорируя при этом превратности реальной детской жизни, повседневные проблемы, всецело устремляясь в будущее, желаемые результаты оборачиваются нередко не только семейной трагедией, но и своеобразным духовным тупиком в развитии всего общества. Казалось бы, что предосудительного в том, что дошкольное учреждение ориентируется на «социальный заказ» родителей, имеющих деньги, и уже с раннего возраста ориентирует их на реальные достижения или будущий успех в той или иной сфере профессиональной деятельности. Предосудительно то, что такое дошкольное учреждение формирует самосознание «крутого», «хозяина жизни», которому вовсе не обязательно считаться с другими, уважительно относиться к собственной национальной культуре и ее основополагающим ценностям, переходя сразу к изучению иностранных языков. При таком подходе невозможно сформировать не только чувство патриотизма, но и элементарную нравственную культуру, без которой всякий профессионализм теряет свой смысл и становится социально опасным.

Любой профессиональной подготовке должно предшествовать духовное развитие. Духовное развитие — это, прежде всего, развитие человека как субъекта соответствующей культуры, его творческих, адаптационных, познавательных, интегративных, идентификационных и других индивидуальных и общественных способностей. Степень духовного развития ребенка отражается в активности и пассивности личности и его коллективной деятельности, нравственном и безнравственном ее содержании, самодеятельности и конформизме, в вере и безверии в те или иные ценности. В конечном счете, она проявляется в надеждах и чаяниях отдельных людей и целых народов, той нравственно-психологической атмосфере, в которой протекает их повседневная жизнь. Содержание духовности определяет нашу общественную сущность, то, что мы собой представляем как личности, народ, нация, страна.

Складывание нравственных представлений и стереотипов поведения в детском возрасте сочетается с формированием основных психофизиологических структур личности: ее потребностей, способностей, воли и других личностных качеств. Без нравственных потребностей и способностей нравственное поведение из действительного регулятивного фактора превращается в своеобразную личину или маску, отнюдь не выражающую «я-структуру» личности. Когда нравственное самосознание у ребенка отсутствует, он просто подстраивается под ситуацию подобно хамелеону. Он знает, что воспитателю, родителям, учителю, начальнику надо всячески угождать, приспосабливаться к их требованиям, имея на уме достижение с их помощью своих эгоистических целей. Такой ребенок обычно послушен, он не дерзит и не нарушает дисциплину. И когда вдруг «грянет гром» совершенного им преступления, мы искренне удивляемся. Надо же, такой был хороший мальчик!

Левко А.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Пусть ваш ребёнок будет среди лучших!
Дизайн и поддержка: GoodwinPress