Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort beylikduzu escort beylikduzu escort bayan umraniye escort beylikduzu escort sisli escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort escort ankara avcılar escort avcılar escort Taksim Escort beylikdüzü escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort супровід Стамбул
1   0   400

Организация коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста с энцефалопатией

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом, когда интенсивно развиваются все функции, а также формируется личность.

Главным принципом реализации ранней коррекционно-педагогической помощи является принцип сотрудничества различных заинтересованных ведомств, учреждений, региональных органов управления и семьи.

Анализ списков детей раннего возраста, которые предоставлены учреждением здравоохранения, позволяет констатировать, что основную группу детей, нуждающихся в ранней коррекционно-педагогической помощи, составляют дети с диагнозом «Перинатальная энцефалопатия». Перинатальная энцефалопатия объединяет различные по этиологии или не уточнённые по происхождению поражения головного мозга, возникающие в перинатальный период.

Возможны следующие исходы данного заболевания: выздоровление, задержка темпов психического и речевого развития, грубые органические формы поражения нервной системы, рассеянные очаговые микросимптомы.

Так как в раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная деятельность, я предлагаю вам глубже рассмотреть данное направление работы.

Желание познавать предметный мир появляется у ребёнка почти с самого рождения. Уже на первом году жизни ребёнок пытается удовлетворить свою потребность в новых впечатлениях: он манипулирует предметами, осуществляет ориентировочные движения с ними.

В конце раннего возраста детей интересуют не только предметы, которые находятся вокруг них, но и то, что с ними можно делать. Предметы выступают как объекты деятельности и как объекты, имеющие специальное назначение.

Говоря об особенностях формирования предметной деятельности у детей с проблемами в развитии, следует подчеркнуть, что имеет место опоздание созревания тех или иных функций, необходимых для её возникновения и, как указывает Р.Я. Абрамович — Лехтман, развитие предметной деятельности проходит по нескольким этапам:

  • Этап преддействия, который характеризуется освоением движений, необходимых для действий с предметами;
  • Этап результативных действий, характеризуется появлением интерсенсорной связи «рука-глаз», ручной и первыми проявлениями исследовательской активности;
  • Этап соотносящих действий, характеризуется манипулированием и орудийными действиями;
  • Этап функциональных действий, характеризуется ориентировочно-исследовательской деятельностью и использованием предметов по назначению.

Следует указать на опоздание возникновения этих этапов у детей с фактором риска в развитии в сравнении с нормально развивающимися детьми.


Успешное преодоление недоразвития предметной деятельности возможно при условии создания личностно-ориентированного взаимодействия всех заинтересованных специалистов и семьи. Вокруг ребёнка совместными действиями создаётся единое коррекционно-образовательное пространство для успешного формирования предметной деятельности.

Целью деятельности специалистов и семьи является обеспечение своевременного формирования у детей с фактором риска интеллектуального развития умения действовать с предметами и формирования процесса становления предметной деятельности для усвоения общественного опыта.

Практика нашей работы даёт нам возможность говорить о системности формирования предметной деятельности у детей раннего возраста по следующим этапам:

1 этап: создание оптимальных условий для своевременного возникновения предметной деятельности;

2 этап: последовательное формирование элементарных знаний об окружающем предметном мире;

3 этап: формирование простейших навыков и умений действовать с предметами;

4 этап: использование умений действовать с предметами и знаний о них в повседневной жизни.

При реализации выше указанных этапов по формированию деятельности мы используем следующие методы обучения:

  • Метод пассивных движений;
  • Метод «случайное действие»;
  • Метод наблюдений;
  • Метод показа способа действия;
  • Метод совместных действий;
  • Метод практических упражнений;
  • Игровой метод;
  • Метод самостоятельной деятельности.

Говоря о содержании занятий с детьми раннего возраста важно отметить, что занятия с ними целесообразно проводить индивидуально, а к концу раннего возраста в малых группах по 2-3 человека с обязательным участием в занятиях родителей:

  • Занятия с дидактическими игрушками и строительным материалом;
  • Занятия с дидактическим материалом;
  • Занятия с предметами-орудиями.

Оптимальное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с разработанной индивидуальной программой коррекционно-педагогической помощи даёт возможность предупредить возникновение вторичных отклонений.

Позвольте кратко остановиться на разработке индивидуальной коррекционно-педагогической программы в разделе «Предметная деятельность». Нами выделены следующее направления работы по ее составлению:

Первое направление — это организационный этап работы с семьёй. Оно реализует один из этапов формирования предметной деятельности через необходимость создания предметно-развивающей среды в семье, разъяснение родителям необходимости участия в коррекционно-развивающем процессе.

Второе направление- это определение актуального уровня развития предметной деятельности у ребёнка на данном возрастном этапе.

Третье — определение стратегии формирования предметной деятельности опираясь на «зону ближайшего развития».

Четвертое — проведение коррекционно-развивающих занятий с обязательным участием родителей.

Пятое — проведение итоговой диагностики по изучению сформированности умений и навыков предметной деятельности после коррекционно-развивающих мероприятий.

Я предлагаю более подробно рассмотреть вопрос организации практической коррекционно-педагогической помощи для ребёнка, перенёсшего перинатальную энцефалопатию.

Ребёнок Никита К., 2003 года рождения. Последствия перенесённой энцефалопатии. На момент обследования — 2 года.

Характеристика актуального уровня развития ребёнка.

Использует различные положения сидя, стоит и ходит самостоятельно. Садится из положения стоя. Встаёт с пола, опираясь на обе руки. Использует захват ладошкой; берет игрушки в две руки одновременно. Совершает простые действия с предметами (переносит, ставит и т.д.), испытывает трудности при использовании предмета для достижения цели (только с руководящей помощью взрослого накрывает куклу одеялом). Подражает действиям взрослого после нескольких повторений. Не совершает попыток переноса действия на другой предмет.

Испытывает незначительные трудности в понимании обращённой речи. Находит предметы по несколько раз повторенной инструкции. Реагирует на своё имя, показывает и называет членов своей семьи. Фраза отсутствует. Словарный запас ограничен и составляет 20 слов. Легко вступает в контакт. С пассивной помощью взрослого пробует есть, чистить зубы, мыть руки. По просьбе показать, как умеет разуваться, обуваться, снимать колготки и ложиться спать демонстрирует автоматизированные навыки.

Развитие ребёнка соответствует 1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев возрастной норме.

Опираясь на актуальный уровень развития ребёнка педагогами центра совместно с мамой были определены цель и направления деятельности.

Цель: Осуществить процесс становления познания окружающего предметного мира посредством активной деятельности ребёнка.

Направления работы педагогов и семьи:

1. развитие координационно-двигательной активности ребёнка;

2. развитие активных действий с предметами как обогащение чувственного опыта ребёнка;

3. формирование ориентировочно-исследовательской деятельности ребёнка.

Указанные направления работы были реализованы нами через систему коррекционно-развивающих занятий.

Программа коррекционно-педагогической помощи действовала в течение года, на протяжении которого вносились коррективы в зависимости от продвижений ребёнка.

К концу действия данной программы наметилась положительная динамика в развитии ребёнка, а именно: ребёнок может производить действия, требующие относительно сложных умений; обогатились чувственные представления о многообразии предметного мира: мягкий, круглый и т.д.; различает части и целое, называет действия с предметами; группирует предметы только по одному признаку с помощью взрослого; без посторонней помощи по-прежнему не устанавливает зависимости своих действий от качественной характеристики объекта.

Елена Тарасюк


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress