Написать нам
Популярно
1   0   221

Организация коррекционно-педагогической помощи детям раннего возраста с энцефалопатией

Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребёнка является наиболее ответственным периодом, когда интенсивно развиваются все функции, а также формируется личность.

Главным принципом реализации ранней коррекционно-педагогической помощи является принцип сотрудничества различных заинтересованных ведомств, учреждений, региональных органов управления и семьи.

Анализ списков детей раннего возраста, которые предоставлены учреждением здравоохранения, позволяет констатировать, что основную группу детей, нуждающихся в ранней коррекционно-педагогической помощи, составляют дети с диагнозом «Перинатальная энцефалопатия». Перинатальная энцефалопатия объединяет различные по этиологии или не уточнённые по происхождению поражения головного мозга, возникающие в перинатальный период.

Возможны следующие исходы данного заболевания: выздоровление, задержка темпов психического и речевого развития, грубые органические формы поражения нервной системы, рассеянные очаговые микросимптомы.

Так как в раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная деятельность, я предлагаю вам глубже рассмотреть данное направление работы.

Желание познавать предметный мир появляется у ребёнка почти с самого рождения. Уже на первом году жизни ребёнок пытается удовлетворить свою потребность в новых впечатлениях: он манипулирует предметами, осуществляет ориентировочные движения с ними.

В конце раннего возраста детей интересуют не только предметы, которые находятся вокруг них, но и то, что с ними можно делать. Предметы выступают как объекты деятельности и как объекты, имеющие специальное назначение.

Говоря об особенностях формирования предметной деятельности у детей с проблемами в развитии, следует подчеркнуть, что имеет место опоздание созревания тех или иных функций, необходимых для её возникновения и, как указывает Р.Я. Абрамович — Лехтман, развитие предметной деятельности проходит по нескольким этапам:

  • Этап преддействия, который характеризуется освоением движений, необходимых для действий с предметами;
  • Этап результативных действий, характеризуется появлением интерсенсорной связи «рука-глаз», ручной и первыми проявлениями исследовательской активности;
  • Этап соотносящих действий, характеризуется манипулированием и орудийными действиями;
  • Этап функциональных действий, характеризуется ориентировочно-исследовательской деятельностью и использованием предметов по назначению.

Следует указать на опоздание возникновения этих этапов у детей с фактором риска в развитии в сравнении с нормально развивающимися детьми.


Успешное преодоление недоразвития предметной деятельности возможно при условии создания личностно-ориентированного взаимодействия всех заинтересованных специалистов и семьи. Вокруг ребёнка совместными действиями создаётся единое коррекционно-образовательное пространство для успешного формирования предметной деятельности.

Целью деятельности специалистов и семьи является обеспечение своевременного формирования у детей с фактором риска интеллектуального развития умения действовать с предметами и формирования процесса становления предметной деятельности для усвоения общественного опыта.

Практика нашей работы даёт нам возможность говорить о системности формирования предметной деятельности у детей раннего возраста по следующим этапам:

1 этап: создание оптимальных условий для своевременного возникновения предметной деятельности;

2 этап: последовательное формирование элементарных знаний об окружающем предметном мире;

3 этап: формирование простейших навыков и умений действовать с предметами;

4 этап: использование умений действовать с предметами и знаний о них в повседневной жизни.

При реализации выше указанных этапов по формированию деятельности мы используем следующие методы обучения:

  • Метод пассивных движений;
  • Метод «случайное действие»;
  • Метод наблюдений;
  • Метод показа способа действия;
  • Метод совместных действий;
  • Метод практических упражнений;
  • Игровой метод;
  • Метод самостоятельной деятельности.

Говоря о содержании занятий с детьми раннего возраста важно отметить, что занятия с ними целесообразно проводить индивидуально, а к концу раннего возраста в малых группах по 2-3 человека с обязательным участием в занятиях родителей:

  • Занятия с дидактическими игрушками и строительным материалом;
  • Занятия с дидактическим материалом;
  • Занятия с предметами-орудиями.

Оптимальное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с разработанной индивидуальной программой коррекционно-педагогической помощи даёт возможность предупредить возникновение вторичных отклонений.

Позвольте кратко остановиться на разработке индивидуальной коррекционно-педагогической программы в разделе «Предметная деятельность». Нами выделены следующее направления работы по ее составлению:

Первое направление — это организационный этап работы с семьёй. Оно реализует один из этапов формирования предметной деятельности через необходимость создания предметно-развивающей среды в семье, разъяснение родителям необходимости участия в коррекционно-развивающем процессе.

Второе направление- это определение актуального уровня развития предметной деятельности у ребёнка на данном возрастном этапе.

Третье — определение стратегии формирования предметной деятельности опираясь на «зону ближайшего развития».

Четвертое — проведение коррекционно-развивающих занятий с обязательным участием родителей.

Пятое — проведение итоговой диагностики по изучению сформированности умений и навыков предметной деятельности после коррекционно-развивающих мероприятий.

Я предлагаю более подробно рассмотреть вопрос организации практической коррекционно-педагогической помощи для ребёнка, перенёсшего перинатальную энцефалопатию.

Ребёнок Никита К., 2003 года рождения. Последствия перенесённой энцефалопатии. На момент обследования — 2 года.

Характеристика актуального уровня развития ребёнка.

Использует различные положения сидя, стоит и ходит самостоятельно. Садится из положения стоя. Встаёт с пола, опираясь на обе руки. Использует захват ладошкой; берет игрушки в две руки одновременно. Совершает простые действия с предметами (переносит, ставит и т.д.), испытывает трудности при использовании предмета для достижения цели (только с руководящей помощью взрослого накрывает куклу одеялом). Подражает действиям взрослого после нескольких повторений. Не совершает попыток переноса действия на другой предмет.

Испытывает незначительные трудности в понимании обращённой речи. Находит предметы по несколько раз повторенной инструкции. Реагирует на своё имя, показывает и называет членов своей семьи. Фраза отсутствует. Словарный запас ограничен и составляет 20 слов. Легко вступает в контакт. С пассивной помощью взрослого пробует есть, чистить зубы, мыть руки. По просьбе показать, как умеет разуваться, обуваться, снимать колготки и ложиться спать демонстрирует автоматизированные навыки.

Развитие ребёнка соответствует 1 год 3 месяца — 1 год 6 месяцев возрастной норме.

Опираясь на актуальный уровень развития ребёнка педагогами центра совместно с мамой были определены цель и направления деятельности.

Цель: Осуществить процесс становления познания окружающего предметного мира посредством активной деятельности ребёнка.

Направления работы педагогов и семьи:

1. развитие координационно-двигательной активности ребёнка;

2. развитие активных действий с предметами как обогащение чувственного опыта ребёнка;

3. формирование ориентировочно-исследовательской деятельности ребёнка.

Указанные направления работы были реализованы нами через систему коррекционно-развивающих занятий.

Программа коррекционно-педагогической помощи действовала в течение года, на протяжении которого вносились коррективы в зависимости от продвижений ребёнка.

К концу действия данной программы наметилась положительная динамика в развитии ребёнка, а именно: ребёнок может производить действия, требующие относительно сложных умений; обогатились чувственные представления о многообразии предметного мира: мягкий, круглый и т.д.; различает части и целое, называет действия с предметами; группирует предметы только по одному признаку с помощью взрослого; без посторонней помощи по-прежнему не устанавливает зависимости своих действий от качественной характеристики объекта.

Елена Тарасюк


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress