Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort izmir masöz izmir escort bayan izmir escort bayan ankara escort bayan ankara escort bayan
2   0   335

Основы развития миропонимания у детей

Любая педагогическая система формирует у ребенка определенное миропонимание.

Наша концепция миропредставления основывается на философских взглядах Марии Монтессори, ее педагогике «космического воспитания». (Космос как порядок, строй, мир, Вселенная.). Центральная идея космического воспитания — познание человека во всем многообразии и сложности его места в культуре, истории и природе.

С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются понять закономерности происходящих процессов.

Малыши на все смотрят только с собственной точки зрения и не могут рассматривать что-либо с точки зрения других, т.е. они эгоцентричны. Себя они видят центром Вселенной, а весь мир вращающимся вокруг них. Ребенок считает именно себя причиной всего происходящего и верит, что его мысли и поступки управляют миром. Благодаря присущей детям любознательности, способности удивляться привычным явлениям, находить необычное в обычном, ребенок вновь и вновь открывает для себя окружающий мир.

Он начинает осознавать свою обособленность от других людей и то, что некоторые события происходят не только независимо, но и вопреки его воле и желанию.

Ребенку ежедневно надо перерабатывать огромное количество информации, отрывочных знаний, и, чтобы не растеряться в этом хаосе, ему необходимо овладеть навыками систематизации, классификации и координации.

Малыш постоянно сталкивается с противоречиями. Перед ним ежеминутно встает необходимость выбора, потребность решать эти противоречия. Мы не уводим ребенка от них. Глубокое заблуждение считать, будто тем самым мы щадим его психику. Противоречия являются источником самодвижения и развития объективного мира.

Таким образом, наша задача — научить ребенка познавать окружающий мир во всем его многообразии и противоречии и себя в этом мире.

Занятия философией с детьми успешно помогают решать эти проблемы. Они позволяют развивать творческую личность, формировать у ребят целостное представление о внешнем мире и себе, научить мыслить системно с пониманием происходящих закономерностей.

Возможны упреки в «заумности» предмета, «лишении детства» и прочих грехах. На это хотелось бы привести слова Мишеля Монтеня: «Глубоко ошибаются те, кто изображает ее (философию) недоступной для детей, с нахмуренным челом, с большими косматыми бровями, внушающей страх. Кто напялил на нее эту лживую маску, такую тусклую и отвратительную? На деле же не сыскать ничего другого столь милого, доброго, радостного, чуть было не сказал — шаловливого… Если перед вами печальное и унылое — значит, философии тут нет и в помине». Это мы, утонув в житейских стереотипах, не можем часто подняться до свободной детской мысли. А дети — мудрецы и философы от рождения.

Мир ребенка — это мир вопросов. «Кто я такой? Откуда пришел? Почему люди бывают добрые и злые? Чего я боюсь? Почему бывает весело и грустно?» — вот далеко не все вопросы, ответы на которые хочет получить маленький человек.

Задача взрослых — не оставить без внимания и поддержать детскую жажду познаний, стремление проникнуть в сущность наблюдаемых явлений, интерес к миру.

Мы определили в этой задаче для себя следующие темы: «Дом, в котором мы живем», «В солнечном царстве, в космическом государстве», «Реки, речки и моря на земле текут не зря», «Про зеленые леса и земные чудеса», «Экологическая тревога», «Страна таинственных явлений» и другие.

Формы работы: доклады и дискуссии, чтение художественной литературы, опыты, эксперименты, целенаправленные наблюдения, экскурсии.

Приводим несколько занятий.

Игра-путешествие к солнцу

Цель: дать понятие о Солнце, развивать интерес к окружающему миру.

Детям предлагается по маршрутному листку определить направление путешествия. В доступной форме ребята знакомятся с понятием «Солнце», его характеристикой (огромный огненный, раскаленный шар, который кипит и бурлит, как каша). Затем проводятся наблюдения за Солнцем через темное стекло. Рассказ воспитателя сопровождается показом макета Солнца и Земли. По ходу занятия детям задаются вопросы:

— Если мы сядем в ракету и полетим к Солнцу, сможем ли долететь до него? Почему?

— Когда мы видим Солнце?

— Приятно ли долго смотреть на Солнце? Почему?

— Если бы мы долетели на ракете до Солнца, смогли бы приблизиться к огненному шару? Что произойдет?

— А сейчас Солнце нас обжигает? Почему нет?

— Когда мы не видим Солнце?

— Куда Солнце прячется ночью?

— Солнце нам нужно или нет?

В конце занятия проводится игра «Солнце — хорошо или плохо?». Дети по желанию образуют две группы защиты: «хорошо» и «плохо». Воспитатель делает обобщение: замечательно, что Солнце есть, что оно такое огромное, горячее, что его тепла хватит на много-много лет жизни на Земле.

Интересная форма знакомства детей с окружающим миром — наши «Почемучки». Сейчас они стали составной частью курса космического воспитания.

Задавание ребенком вопросов — одна из ранних стадий исследования.

Знакомая ситуация: ребенок задает вопрос и ждет ответа от взрослого. Но мы не спешим отвечать на него, а предлагаем взять книжку, в которой он найдет интересующую его информацию, и почитать ее дома с родителями. Когда ответ найден, все, что ребенок понял из книжки, оформляется в виде рисунков и потом выносится на круг и рассказывается всем. Сделать сообщение — полдела, нужно еще уметь ответить на вопросы, которые так и сыплются на «докладчика». Несмотря на трудную работу «Почемучек», очередь из желающих поделиться своими знаниями не уменьшается. «Почемучки» стали частью интересной жизни детей.

Приемы познания известны — это наблюдение и эксперимент. Создаем в группе условия для детского экспериментирования. Наблюдение на практике различных проявлений закономерностей пробуждает у детей интерес к открытию самих закономерностей, обнаружению общего в конкретных проявлениях. Для этого создана так называемая «лаборатория», где ребенок с помощью экспериментов решает какие-то задачи. Например: «В погоне за светом» (цель: установить, как растение ищет свет); «Проверим слух» (цель: показать, как мы слышим звук); «Вкусный леденец» (цель: узнать, как быстрее всего растворить леденец); «Невидимые движения» (цель: проследить эффект молекулярного движения) и другие.

Мы не ставим знак равенства между информированностью и умом, поэтому не стремимся загрузить ребенка информацией. Главное для нас — научить ребенка мыслить самостоятельно, творчески, помочь освободиться от инерции мышления. В этих целях мы широко используем приемы и методы ТРИЗа. Используя «тризовские» элементы («наоборот», «хорошо — плохо», различные перевертыши, небылицы), мы учим детей видеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития, учим анализировать

происходящее вокруг, разрешать противоречия. Наша цель — воспитать у детей качества творческой личности, способной понимать единство окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. Разрешение противоречий — ключ к грамотному мышлению.

Ребенок должен вдоволь наиграться в простую игру «Хорошо — плохо», отшлифовать свои навыки, чтобы подойти к следующему этапу — самостоятельному выявлению положительных и отрицательных сторон предмета, игрушки или действия. Ребенок учится самостоятельно формулировать само противоречие.

«Хорошо и плохо

Цель: показать, что одна и та же ситуация одновременно является и хорошей и плохой, если задать вопросы «Для кого?», «Для чего?’.

Ситуация «День рождения».

— День рождения — это хорошо или плохо?

— Хорошо.

— Что в этом хорошего?

— Приходят гости, дарят подарки, много сладостей.

— А плохое что-нибудь в дне рождения есть? Для кого?

— Шумно для соседей, подарки только имениннику, маме нужно много работать, потом убирать.

— Значит, что можно сказать: хорошо это или плохо?

— И хорошо и плохо.

В конце обобщение: нет однозначно хороших или плохих ситуаций, в любом событии есть как хорошие, так и плохие стороны. Для анализа мы используем также и явления природы: дождь, снег, солнце, вода и др.

Пристальное внимание мы уделяем развитию логического мышления у детей. Это — сложная проблема, потому что эгоцентризм ребенка в определенной степени мешает его формированию. Препятствует этому и тенденция сосредоточивать внимание на какой-то одной стороне события, явления, предмета; неумение сосредоточиться на изменениях объекта; неспособность детей мысленно возвращаться к исходному пункту своих размышлений. У ребенка предметное, конкретное мышление, но Л. С. Выготский считал недопустимым сдерживать его на этом уровне.

Мы считаем, что необходимо опережающее развитие, обучение в зоне ближайшего развития, ориентация на завтрашний день. Мы используем активность детского мышления в образовании суждений, понятий, умозаключений, тесную связь с развитием речи как веский аргумент в пользу необходимости раннего знакомства с логическими приемами анализа, синтеза, сравнения, установления причинно-следственных связей, абстрагирования, обобщения. Знакомство с правилами и приемами логики позволит ребенку занять активную позицию в познании мира, себя, своих возможностей.

Примером может служить использование слова если.

— Если сегодня вторник, завтра будет среда.

— Если сегодня вечером пойдет снег, то завтра будут сугробы.

— Если ты польешь дерево, то оно вырастет.

— Если тебе шесть лет, то в следующем году будет семь.

В своем курсе мы даем детям начальные представления об эпике, правилах поведения. Как помочь ребенку сформировать в себе такие качества, как забота об окружающих, понимание боли и огорчений других? Ребенок, сталкиваясь с окружающей жизнью, получает представление о добре и зле, ответственности, долге, совести. В общении с другими детьми и взрослыми у него формируются нормы поведения, приемлемые в его социальном окружении и в обществе в целом. В ходе этого процесса дети усваивают, что в их поведение является социально приемлемым, а что нет. Однако их оценки не всегда совпадают с общепринятыми, поскольку основываются не на знании существующих в обществе правил и норм, а на собственном незначительном жизненном опыте.

Мы помогаем ребенку найти верный ориентир в море житейских проблем через моделирование ситуаций социальной жизни: «Я — на улице», «Что разумнее?», «Дома и в гостях», «День рождения у Красной Шапочки» и др. Вместе с детьми мы обсуждаем эти ситуации, даем оценку тому или иному поступку, учимся правилам социального поведения. Меняются времена, нравы, многие понятия уходят в небытие, но есть всеобщие нравственные нормы, которые вечны и непреходящи.

«Что разумнее?»

Цель: показать детям обоснованность принятых в обществе правил поведения, а не произвольность их возникновения, необходимость их знания.

Хуже нет, когда ребенок, считая себя вполне самостоятельным и независимым человеком, имея свои взгляды, слышит поучения и приказания старших, как себя вести. Все эти наставления либо пропускаются мимо ушей, либо встречают внутреннее сопротивление, потому что воспринимаются как ненужная и тягостная выдумка взрослых. Необходимо начать разговор на равных, привести пример из своей жизни.

Можно обратиться к истории, выбрать из нее такие эпизоды, которые заинтересуют ребят. По ходу занятия задать вопросы: «Как вы считаете, кто придумал правила поведения? Зачем нужно знать и выполнять правила поведения? Какие вы знаете правила поведения? Знаете ли вы случаи, когда незнание правил поведения мешало окружающим?».

В конце занятия можно провести игру «Кто вежлив?». Воспитатель предлагает придуманную ситуацию. Дети оценивают ее аргументированно осуждают или одобряют поведение персонажей.

Вводя детей в мир философских понятий, обучая философскому взгляду на мир, мы осознаем, что вторгаемся в заповедную область — внутренний, интимный мир маленького человека. Здесь главное — не навредить. Наша позиция в этом вопросе — не навязывание своего мнения ребенку, а взаимопонимание и совместный поиск истины.

И. Сомова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress