Написать нам
Популярно
Лайк   0   193

Особенности общения детей со сверстниками

Юмор в общении детейЮмор, как средство общения ребёнка со сверстниками и взрослыми

В процессе своего развития ребёнок всегда имеет дело со складывающимся полем человеческого общения, задаваемым через различные средства, в том числе и через комическое.

В работе с детьми дошкольного возраста (4—7 лет) на вербальном материале (восприятие фольклорных и литературных «перевертышей») и невербальном материале (восприятие смешных картинок, ролевых «перевертышей» как согласование роли и функции в игре) выявлены две оценки понимания комического: эмоциональная и рациональная.

Эмоциональная оценка

(смех, хохот при выделении комических несоответствий) проявляется у детей разных возрастных групп в групповой форме работы и выступает в функции обращения, приглашения к диалогу, чтобы вместе разделить радость узнавания знакомого, привычного содержания в непривычной для него форме выражения (эмоциональные возгласы детей типа: «Смотрите, что получилось!», «Ребята, глядите!»; при этом дёргают товарища за рукав, указывают пальцем на несоответствие в картинке, сосредоточиваются на мимике сверстника).

Рациональная оценка

(улыбка, усмешка при перечислении комических несоответствий) проявляет себя, начиная с пяти лет в большинстве случаев в диаде «ребёнок-взрослый». Ребёнок ориентируется на взрослого как эталон поведения (ситуативного и речевого), старается объяснить взрослому несообразности в картинках, словах.

Ранжирование использованных в исследовании произведений «смехового» фольклора для дошкольников по степени лёгкости их понимания.
1) нелепицы, небылицы, потешки, где обратная координация вещей возникает за счёт перечисления внешних несоответствий, цепочки не характерных для персонажа действий;
2) перевертыши, в которых функция предмета А приписывается предмету Б, алогичные способы действия, причинно-следственные, временные связи, пространственные перемещения.
3) дразнилки, прозвища как утверждение через отрицание, когда ребёнок ставится в смешное положение с помощью перевёртывания слов, смыслов и образов;
4) анекдоты как остроумная игра с динамическим сюжетом с скрытым или двойным смыслом;
5) сказки-перевертыши как образное обобщение внутренне проблемных явлений действительности на уровне воображения.

Дразнилки.

В силу закона построения дразнилки, придающего ей одновременно смешной и обидный характер (нарушение обычного порядка вещей, признанной нормы в поведении, внешности), они часто применяются дошкольниками именно в конфликтных ситуациях и являются своеобразным средством разрешения конфликта. Было замечено, что дети 4—5 лет используют, как правило, готовые народные дразнилки типа: «Рёва-корова, дай молока..», «Жадина-говядина, солёный огурец…», «Повторюша-дядя Хрюша». Они короткие, обобщённые, не закреплены за отдельным лицом и применяются в конкретной ситуации.

Более обидными становятся дразнилки-прозвища, согласованные с именем ребёнка, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Прикрепляясь к имени как устойчивый эпитет, они направлены на обидчика. При этом дети 6—7 лет не так остро переживают их обидный характер, как дети 5—6 лет, которые могут замыкаться в себе, отворачиваться, плакать. Чем старше ребёнок, тем больше он готов сопротивляться дразнилке: появляются ответные дразнилки-сопротивления (например, «Кто обзывается, тот сам так называется» или «Сам такой», «От такого слышу»).

Анекдоты.

Зафиксированы в общении детей со своими сверстниками, начиная с 5-летнего возраста. Они способствуют благополучному вхождению ребёнка в коллектив (принятие ребёнка товарищами по группе, примирение со сверстниками), привлечению к себе внимания сверстников в процессе игры или свободной практической деятельности.

Рассказчиком анекдота обычно становится ребёнок — признанный лидер группы, или ребёнок — озорник, выступающий в группе в роли «шута». В 5—6 лет наряду с действительно анекдотами в ситуации детского общения присутствуют «псевдоанекдоты», когда рассказывается нечто короткое и по содержанию не очень смешное (например: «Бандит побежал за женщиной, споткнулся и упал»). При этом ребята заразительно хохочут. Не понимая сути анекдота, дети уже интуитивно осознают его коммуникативную направленность как способ установления взаимодействия через смех.

В 6—7 лет дети начинают воспроизводить слышанные раннее анекдоты, близкие им по тематике: недостатки внешности и некоторых черт характера (обжорство, глупость, неряшество, назойливость), осознание половой принадлежности, семейно-бытовые неурядицы. По форме анекдоты могут быть о «животных», «О детях и родителях», «сказочные» анекдоты. Дети любят воспроизводить анекдоты не только в общении со сверстниками, но и в общении с взрослым. В «смеховой» форме дошкольники демонстрируют взрослому незнание «нормы»: способа и ситуации её использования.

Страшилки.

Характеризуются переводом трагического в комическо-сниженное. Комический «перевертыш» здесь возникает благодаря неожиданной развязке, которая лишена трагедии и переводит повествование в бытовой план. Мистическое свойство предмета-вредителя заменяется простейшим логическим объяснением. Неожиданный конец нарушает логику жанра, что создаёт комический эффект, заставляющий переосмыслить всё раннее услышанное.

До пяти лет многие дети боятся страшилок. Понимание любого сюжета требует понимания причинно-следственных отношений, что, согласно Ж. Пиаже, происходит к 6—7 годам.

В 5—6 лет дошкольники начинают обыгрывать ситуацию «страшно»: играют в привидение, пугают друг друга, прячась в укромное место, или надев на себя какое-то покрывало. Ситуация «страшно» переводится в ситуацию «смешно», что наглядно демонстрируют также рисунки детей этого возраста.

В возрасте 6—7 лет только начинают появляться страшилки как таковые: в словесном варианте, исполняемые в коллективе как своеобразная «игра на публику». Рассказывание страшилок, несомненно, принадлежит лидеру группы как форма построения общения путём самоутверждения в своей позиции в группе.

Таким образом, юмор как средство общения ребенка с взрослым и сверстниками направлено прежде всего на развитие эмоциональной и мотивационно-потребностной сфер личности ребёнка.

Показателями такого развития могут выступать: обогащение эмоциональных контактов, умение сочувствовать друг другу, выделять действия и позицию другого, готовность их принятия и возможности действовать и их учётом.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress