RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort anadolu yakası escort anadolu yakası escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort çankaya escort şerifali escort kartal escort maltepe escort maltepe escort kartal escort Sincan Escort Etimesgut Escort Eskişehir Escort Bayan Çankaya escort Ankara escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort
1   0   681

От чего зависит психологическое здоровье ребёнка?

Эмоции малышаО социальной ситуации развития младенца

Разнообразны факторы, обуславливающие как психологическое здоровье ребёнка, так и его нарушение. Они начинают «заявлять» о себе уже на первом году жизни малыша, в младенчестве.  Как никогда интенсивно развивается психика ребёнка в этот период. Трудно найти существо более беспомощное, нежели родившееся дитя человека. Полученных по наследству механизмов, природных данных, явно недостаточно, чтобы ребёнок мог сам удовлетворить свои жизненные потребности, приспособиться к новой среде.

Малютку нужно защитить от переохлаждения (перегревания), уберечь от яркого света, накормить, напоить… Переход к новому типу функционирования, выживание, адаптация его невозможны без взрослого. И последующие шаги малыша по освоению нового для него мира неразрывно связаны со взрослым.

Особенности этого процесса во многом определяются социальной ситуацией развития, определенным соотношением условий окружающей действительности (прежде всего социальной) и внутренних условий на каждом возрастном этапе жизни человека. Специфична она и у младенца, для которого характерно неразрывное единство ребёнка и взрослого.

Не случайно, наш великий соотечественник Л.С. Выготский назвал её социальной ситуацией «Мы». Жизнь ребёнка в этот период «вплетена» в жизнедеятельность взрослого, ухаживающего за малюткой. Приспособление младенца к окружающей среде происходит либо опосредованно через другого человека, либо в тесном сотрудничестве с ним. Взрослый для него — «психологический центр всякой ситуации». Именно от складывающихся в данный период взаимоотношений между ребёнком и ухаживающими за ним взрослыми зависит во многом то, предпосылки какой личности начнут складываться у малыша, станет ли семья благотворным фактором для его психологического здоровья или же — фактором его риска.

Значима эмоциональная привязанность

Что такое эмоциональная привязанность? Чрезвычайно важное значение для нормального развития малыша, его психологического здоровья имеет возникающая во второй половине первого года жизни на основе общения эмоциональная привязанность ребёнка. Под ней чаще всего понимается способность ребёнка устанавливать особые, избирательные, устойчивые и эмоционально значимые отношения к одному или нескольким лицам.

Как правило, это прежде всего родители или лица, их заменяющие, которые более других могут успокоить ребёнка, к которому малыш обращается для игры, защиты, утешения и т.п. Разнообразны виды, способы проявления детской привязанности.

Вот некоторые из них:

  • ребёнок ищет близости с ухаживающим за ним человеком, в случаях же разлуки — стремится воссоединиться с ним;
  • малыш испытывает страдание (дистресс), если он разлучен с ухаживающим за ним человеком;
  • ребёнок радуется, когда они встречаются снова; свое поведение он «строит» с учётом отношения ухаживающего за ним человека, периодически оглядываясь на него для одобрения (или утешения).

Рядом с лицом, к которому младенец испытывает привязанность, он чувствует себя спокойно, комфортно, защищённо.

…Как только малыш научился ползать, он делает первые попытки самостоятельно обследовать новую для него среду, удаляясь периодически от матери, но ненадолго — вскоре он возвращается к ней, чтобы рядом с матерью пережить чувство защищенности. Здесь, под «её крылом» — «островок безопасности» так для него необходимый, значимый.

… Вот он подрос, уже сам ходит. Его потребность в новых впечатлениях, любопытство всё чаще и с большей силой дают о себе знать. Новые встречающиеся на пути предметы своим внешним видом, издаваемыми звуками порой пугают малыша. И тогда он вновь свой взгляд бросает на мать и движется (теперь шагает) к маме. Рядом с любящим, вызывающим доверие человеком не страшно. Обследование, изучение среды продолжается…

Мама… На неё чаще всего направлена привязанность ребёнка.

И это естественно, поскольку именно она преимущественно занимается малышом, общается с ним. Вместе с тем, более пристальные жизненные наблюдения и некоторые специальные исследования показывают, что привязанность у младенца существует и к отцу, к бабушке (дедушке), к братьям (сестрам) (особенно в случаях, когда те участвуют в уходе за ребёнком).

Нередко дети имеют по несколько привязанностей, близких по глубине. И это несомненное преимущество ребёнка: у такого малыша есть не один, а несколько человек, готовых поддержать, защитить, обезопасить его, к которым он может обратиться в непростые, стрессовые моменты, у него больше оснований, шансов для психологического здоровья.

Однако значимо не только количество привязанностей, имеющихся у ребёнка, но и качество социально-эмоциональных связей, лежащих в их основе.

Поскольку оно разнообразно, вариативно, выделяют и разные типы привязанностей (безопасный, небезопасный и др.). В последние годы довольно широкое признание получили следующие классификация детских привязанностей.

Считается, что дети, которые устремляются к своему родителю после временного его отсутствия, имеют надежную привязанность.

Младенцев, игнорирующих родителя по его возвращении, относят к группе с ненадежной привязанностью по избегающему типу. К третьему типу, амбивалентно-сопротивляющемуся, относятся дети, которые то льнут к родителю, то отталкивают его.

Недавно выделен и четвёртый тип — дезорганизованный. В поведении детей этой группы проявляются элементы привязанности как по избегающему, так и амбивалентному типу, а также реакции, свидетельствующие о переживаемых ими страхе, тревоге, смятении. Такой тип привязанности (особенно неблагоприятный для психологического здоровья) наблюдается у малюток, с которыми жестоко обращаются, у детей депрессивных матерей, которые сами страдают от неразрешенной проблемы утраты одного из собственных объектов привязанности.

Исследования показывают: эмоциональная привязанность ребёнка на ранних этапах жизни оказывает значительное влияние на его развитие не только в эти годы, но и на последующих периодах жизненного пути.

Так, дети, в младенчестве отнесенные к группе с надежной привязанностью, в последующие периоды жизни проявляют большую непринужденность в общении, отзывчивость, готовность к риску, способность справляться со стрессом в сравнении с группой детей с ненадежной привязанностью.

Е. Панько


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress