Написать нам
Популярно
1   0   179

Отсутствие одного из родителей как фактор риска

Отсутствие одного из родителей или же конфликты в отношениях между ними — один нередко встречающийся фактор риска.

Наибольшую опасность для развития ребёнка, его психологического здоровья (особенно в раннем возрасте) представляет ситуация, когда в семье нет матери («материнская депривация»).

Она представляет основу для отношения ребёнка к людям, для его доверия к окружающему, возникновения чувства защищенности.

Вместе с тем, заметим, что в определенной степени мать нередко удается заменить заботливой мачехой (приёмной матерью), любящей бабушкой и тем самым снизить возможность депривации. Однако в таких случаях легче и чаще, чем в естественной семье, возникают различные конфликты (так как взаимоотношения здесь являются более сложными и напряженными), которые негативно сказываются на психологическом здоровье детей. Собственно депривационное влияние здесь может проявляться скорее всего там, где после смерти матери детей воспитывает один отец без посторонней помощи.

мама читает с детьми

Наиболее часто наблюдаются случаи, когда в семье, где растет ребёнок, отсутствует отец («патернальная депривация»).

Если мать не знает как вернуть мужа в семью, то у ребёнка, как правило, возникают проблемы, ведь роль отца чрезвычайно важна для становления автономности в раннем возрасте. Специальными исследованиями доказана необходимость физической и эмоциональной доступности отца ребёнку в этот период.

Это важно, поскольку он не только подаёт малышу пример отношений с матерью, но и выступает прообразом внешнего мира (т.е. освобождение, эмансипация от матери становится для ребёнка не «уходом в никуда», а «уходом к кому-то), является менее конфликтным объектом, чем мать, и становится нередко источником защиты.

Ребёнок, лишенный возможности взаимодействовать с отцом, растущий без отцовского авторитета, чаще испытывает трудности в адаптации, проявляет агрессивность, нежели малыш, растущий в полной семье.

Отсутствие отца негативно сказывается и на развитии самосознания ребёнка, половой идентификации (прежде всего мальчиков), формировании его представления о себе. И не только в преддошкольном периоде, но и на последующих этапах развития.

Пример полоролевой идентификации мальчика с отцом, проявляющейся в стремлении малыша к единению, уподоблению своего поведения той модели, которая демонстрируется взрослым мужчиной, отражен в стихотворении Р. Рождественского «Алешкины мысли»:

Я иду по хрустящему гравию и тащу два батона торжественно.

У меня и у папы правило:

Помогать этим слабым женщинам.

От рождения крест наш таков…

Что они без нас — мужиков!

Участие в воспитательном процессе отчима, дедушки, других взрослых (старших) представителей мужского пола, доброжелательно относящихся к ребёнку, взаимодействующих с ним, может смягчить в определенной степени негативные последствия «патернальной депривации».

Е.А.Панько, Е.П.Чеснокова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress