---Ответы родителям на насущные проблемы по развитию своих детей
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

18   0   432

Ответы педагогов на частые вопросы тем родителям, которые заботятся о правильном развитии своих детей

У родителей, заботящихся о правильном развитии своих детей, обычно возникает немало вопросов к педагогам. Предлагаем ответы на некоторые насущные проблемы мама и пап.

? Мы занимаемся со своим ребенком систематически: показываем, как складывать кубики для строительства дома, учим копировать наши рисунки, в процессе игры задаем определенную последовательность. Достаточно ли этого для развития ребенка?

— В раннем возрасте это может принести положительный результат. Овладевая действиями с предметами, ребенок проявляет активность, развивает речь. Но позже, в 3—3,5 года, такая система обучения уже тормозит развитие у ребенка самостоятельности и познавательной активности.

Следует различать «житейскую» самостоятельность (попытки ребенка обслуживать себя, организовывать свое свободное время в рамках возрастных возможностей) и учебную, связанную с познавательной деятельностью.

Последняя должна выражаться в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждений извне, проявлять инициативу и творчество.

В дошкольном возрасте характер обучения меняется: ребенку предоставляется больше самостоятельности в выборе способов действия, игрушек и т. д.

Для достижения этого следует изменить форму общения с ребенком, не требовать безоговорочного подчинения, чтобы он не стал слабовольным, безынициативным или вообще в знак протеста не отказался от занятий.

Обучение в дошкольный период должно способствовать проявлению активности самого ребенка и носить воспитывающий характер.

Воспитание личности ребенка идет более успешно, когда вы не боретесь с недостатками, а делаете акцент на положительном. Если нет положительного, его надо спроектировать. Похвала поднимает самооценку ребенка, увеличивает его уверенность в собственных силах.

? Является ли различие в интеллектуальном уровне детей показателем успешности их обучения?

— Это не самое главное. Дети, привыкшие работать по системе «усилие-награда», не научатся испытывать внутреннюю радость, которая является важной частью познания.

Некоторые ученые полагают, что чрезмерная похвала может вызвать при выполнении задания у детей чрезмерное волнение; исследователи считают, что внешняя мотивация подавляет внутреннюю, потому что система поощрений редко побуждает к творчеству, а вызывает только желание продемонстрировать то, что от ребенка ожидают.

Прививая детям, радость от познания нового, усвоения определенных навыков, мы формируем у них уверенность в себе и реальную самооценку.

Поддерживайте в детях процесс творчества, а не только отмечайте конечные результаты! Например, можно сказать ребенку: «Я заметила, что ты потратил сегодня много времени на то, чтобы выбрать подходящие цвета для рисунка» вместо простого: «Твой рисунок мне понравился».

Важно закреплять в детях хорошее самоощущение при правильном поведении. Дети могут заслуживать и терять привилегии (куда входит все, кроме еды, жилья, безопасности и образования).

В приобретении конкретных навыков следует избегать сравнений и соревнований. Порой ребенок не выполняет задание сразу, причем совсем не из-за недостатка интеллекта — просто он не умеет, не хочет, не любит или не может работать без заинтересованности и осмысленности. А эти ощущения возникают только в игре. Задача осмысливается, когда предъявляется такому ребенку в игровой форме.

Может ли такой ребенок учиться? Да, только обучение должно быть занимательным. Готов ли такой ребенок к обучению в школе? Нет, не готов. Осмысленность необходима, чтобы увидеть содержательную сторону учения. Умение привлекать дополнительные значимые смыслы играет решающую роль в совершении волевого действия.

Любой нормальный ребенок с заданием справляется легко, но только в том случае, если взрослый диктует ему персонально. Эта сугубо школьная способность действовать вместе со всеми в соответствии с общими инструкциями взрослого не определяется интеллектуальным потенциалом ребенка!

Плавные и частые переходы от индивидуальных форм работы к подгрупповым и групповым формам делают для малыша безболезненным процесс формирования этой будущей способности.

? Следует ли ограждать ребенка от решения возникающих у него проблем?

— Если дома родители торопятся дать малышу готовое решение проблемы, чтобы улучшить его настроение, то ребенок не получает возможности научиться отпускать негативные эмоции и находить позитивные чувства в глубине своей души.

В случае, когда родители постоянно предлагают решения, малыш привыкает, ставить свое настроение в зависимость от этих готовых решений, и не учится позитивной реакции на жизненные невзгоды.

Тогда для ребенка ощущение счастья будет зависеть от того, получил ли он желаемое, — он не сумеет быть счастливым просто потому, что любит и любим. Попробуйте сделать паузу: постарайтесь в течение 5 секунд прочувствовать, что именно переживает ребенок, позвольте ему ощутить свое разочарование.

Предлагая готовое решение, вы не просто нивелируете его чувства, но и утверждаете в нем ощущение своей беспомощности. Ребенок будет недоволен собой.

А когда человек вынужден думать над вопросом, у него возникает намерение разрешить проблему, а значит, выделяется и энергия для его решения. Вот тогда ответ усвоится быстро и надолго.

Исследователи установили, что только при решении проблем наш мозг активизируется и ищет выход.

Если обучаемый потрясен, удивлен и пребывает в смятении, он может достичь более глубокого понимания сути проблемы. Когда мы поставлены в обычные условия, то просто повторяем заложенные программы и тем самым тормозим процесс познания нового. Решение проблем является естественным горючим для нашего самочувствия.

? Как наиболее полно приспособить к ребенку учебный материал?

— Дошкольному периоду детства должны быть обеспечены преимущества бессознательного отбора учебного материала. Из множества обрушивающихся на ребенка впечатлений только часть им усваивается, затем эта часть подвергается второму просеиванию, причем из всего материала опять-таки только часть становится знанием.

Это не потеря, а выгода: дух ребенка не утопает в потоке учебного материала, а может при этом отборе следовать законам собственной психической природы, прогрессирующим потребностям своего развития.

Этот процесс отбора непрерывно продолжается: одни элементы усваиваются, для других подготавливается возможность усвоения в будущем (они могли бы остаться незамеченными, но частое повторение подготавливает ребенка к дальнейшему пониманию и овладению ими).

Тут много промежуточных этапов, и медленно, но верно из этих отдельных нитей плетется все более плотная сеть знаний.

? Есть ли разница между понятиями «подготовленность» и «готовность» к школе?

— Следует различать «подготовленность» (знание букв, умение считать, способность классифицировать и т. п.) и «готовность» (способность слышать учителя, способность выделять и решать поставленную задачу, увидев в ней сначала суть заключенной проблемы).

Если первым озабочены сегодня большинство дошкольных детских учреждений и родителей, то второе возникает как общий, интегрированный результат дошкольной жизни в целом. Общая готовность (школьная зрелость) присутствует далеко не у всех детей, даже хорошо подготовленных к школе.

Мы традиционно относим к учению лишь овладение разными навыками: письмом, счетом и т. д. Но разве ребенок не учится, слушая сказку и развивая свое воображение? Разве при общении со сверстниками в игре у него не появляется способность слышать другого, уважать чужое мнение?

Несмотря на то, что в дошкольных видах деятельности малыш развивается, для родителей очень важны внешние показатели, на основании которых все привыкли судить о детском интеллекте.

Мы забываем, что умственное развитие всегда остается лишь составной частью общего психического развития.

Чем полнее развивается ребенок в дошкольный период детства, тем больше возможностей откроется перед ним в дальнейшем.

Можно высказать и еще более смелое заключение: овладение умениями и навыками в дошкольном детстве вовсе не обеспечивает высокого умственного развития.

Игра, чтение сказок, разного рода драматизации, рисование, конструирование дают ребенку основу для полноценного естественного освоения учебных навыков, учебного сотрудничества с взрослым, формирования познавательных мотивов учения, развития творческого сознания.

Будущий школьник должен уметь подчинять свое поведение определенной цели, действовать по правилу, контролировать свое поведение (произвольность).

Он должен уметь действовать со знаками и символами (воображение и символизм); уметь видеть ситуацию с разных точек зрения (децентрация) и т. д.

? Способствуют ли детские игры со сверстниками общей готовности ребенка к школе?

— В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Во всех этих случаях решения находятся не всегда.

Поэтому всегда есть место конфликту — двигателю развития.

Нужно разрешить противоречие между желаниями и правами одних и желаниями и правами других, а без сопереживания и уступок другому ребенок остается в проигрыше. Если дети не умеют договариваться между собой, то игра прекращается.

Поэтому взрослый всякий раз предупреждает появление таких нежелательных качеств личности, как злорадство, пренебрежение, хвастовство, зависть, недоброжелательность, и помогает ребенку анализировать собственную личность.

Кроме того, в играх между детьми успешно используется взаимообучение: дети часто лучше усваивают материал из объяснений и показа друзей, а не взрослых, ведь они говорят на одном языке, и у них общие интересы.

Важное значение имеет формирование у детей настойчивости и решительности для того, чтобы не бросать попыток, чтобы добиться своей цели.

Принятие игровой роли обеспечивает активность воображения ребенка. Здесь уместно будет вспомнить исследования, показавшие, что дети с развитым воображением обычно не испытывают в школе трудностей в освоении умений и навыков каллиграфии.

В совместной игре малыш учится действовать не только за себя, но и за партнера, поэтому игра обучает децентрации — умению видеть ситуацию с разных точек зрения. Особенно ярко это проявляется в играх с правилами, требующими общего принятия их игроками.

Так, в игре формируются отдельные интеллектуальные операции, коренным образом изменяется позиция малыша в отношении к окружающему миру и закладывается механизм возможной координации своей точки зрения с другими. Для всего дальнейшего развития ребенка бесценной оказывается возникающая в игре способность, которая называется произвольностью.

Произвольность — это способность, не отвлекаясь на посторонние раздражители, выполнять действия, направленные на достижение самостоятельно поставленной или кем-то предложенной цели.

Такое умение формируется у ребенка обычно только к 7 годам. Так, направленность развития познавательных процессов у дошкольников имеет свои особенности: ребенку легче познавать окружающий мир чувственно, чем логически.

В частности, при сравнении предметов ребенок лучше умеет выделять отличительные признаки, чем сходные; лучше овладевает конкретными понятиями, чем образными и обобщенными и т. д.

Так, например, буквы для ребенка до 6—7 лет выступают не как знак, символ, а скорее как рисунок. (Поэтому при раннем обучении рекомендуют работать с целыми словами, создавая у ребенка образы слов.)

Жаль, что из года в год обедняется игровая культура современных детей. Именно в игре, при выполнении какой-либо роли ребенок, с одной стороны, следует образцу, а с другой — контролирует свое поведение. Взрослея, малыш учится самоорганизации.

Правила игры для детей 4—5 лет присутствуют неявно, но уже, например, в игре «прятки» сюжета нет, одни правила. К 6—7 годам меняется отношение детей к нарушению правила. Для пятилетних детей какие-то хитрости, особенно если они не обидны для других участников игры, вполне приемлемы.

А с возрастом дети более строго относятся к точному следованию правилам игры. В игре закладываются все необходимые общие способности, обеспечивающие затем нормальное формирование учебной деятельности, которая станет ведущей в младшем школьном возрасте.

— Если ребенок активен, то родители порой завышают свои требования к нему. Родители неактивных детей полагают, что когда их малыш вырастет, то научится все делать сам. Кто же прав?

— Неверными являются обе позиции, представляющие разные стили общения. Да, активным детям в большей степени присуща самостоятельность, но при этом родители забывают, что эмоционально-волевое развитие их ребенка является таким же, как у сверстников. Завышенные требования не могут быть им выполнены.

В первом случае отсутствие эмоционального тепла приведет к замкнутости или к равнодушию, а может быть, и к некоторой жестокости. Во втором случае у ребенка не разовьются самостоятельность и ответственность.

Несмотря на то, что дошкольники во многом стихийно, наблюдая природу, события окружающей жизни, учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы, специальное обучение им все же требуется.

Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включены в общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны.

Диапазон знаний об окружающем мире должен формироваться в системе и под руководством педагогов, чтобы дети не только знали, но и умели применять эти знания, устанавливать зависимость между причиной и следствием явления.

? Почему ребенок дома часто не отвечает на вопросы родителей?

— Чаще всего это происходит, если родители обучение осуществляют сугубо школьными методами. Задания, предложенные таким образом, и задания, выполняемые ребенком, принято считать одинаковыми.

Но это не так, потому что ребенок, «принимая» задание, сразу же адаптирует его, приспосабливает к своему опыту, желанию, даже настроению.

Родители вкладывают в слова и действия один смысл, ребенок же воспринимает их совершенно иначе. К тому же взрослые и дети находятся в разных позициях общения.

Важно понять, что взаимосвязь развития речи с развитием мышления проявляется в процессе формирования «внутренней речи», которая позволяет оперировать понятиями.

Первоначально эта речь обслуживает деятельность ребенка по решению практических задач в наглядно-действенном: или наглядно-образном плане. Например, выполняя что-либо, ребенок сопровождает свои действия словами. Сначала эти слова произносятся вслух в виде внутренней речи. Кроме того, ребенок мыслит действуя.

Например, когда 4—5 летнему мальчику предлагают определить, что общего и в чем различаются между собой груша и яблоко, то он быстрее и легче проделывает эту операцию, держа фрукт руках, и испытывает затруднения, когда ему предлагают это сделать мысленно.

? Почему детям часто предлагают роли зверюшек, и как сказывается на развитии ребенка меньше, чем дома, разнообразие качественных игрушек в детском саду?

— Ребенку полезнее сказать 2—3 фразы под влиянием яркого образного впечатления, нежели выучивать «описательный пересказ». При этом происходит приобретение и закрепление все новых знаний и представлений.

Эти знания выводят ребенка за пределы воспринимаемой, конкретной ситуации в этом смысл игр-драматизаций, инсценировок, спектаклей в детском саду.

? Следует ли опасаться большого количества детей в группе? Как это сказывается на самочувствии ребенка и формировании готовности детей к школе?

— Общение — это взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение усилий с целью достижения общего результата. Если до школы никогда не приходилось сталкиваться с ситуацией, в которой ребенок должен был бы идентифицировать себя с большой группой, то есть считать себя частью этой большой группы, или, если в детском саду он сидел за партой и отвечал «учителю», то и в школе к 6 годам он чувствует себя совершенно уникальным, единственным.

Все помнят такую фразу учителя: «Тебе что, особое приглашение нужно?»

Да, дошкольник нуждается в индивидуальном приглашении сделать то, что от него требуется. Общение — это мощное средство самосознания и формирования правильного представления о себе.

Опыт общения со сверстниками является контекстом для сравнения с ними и служит основой для приобретения навыков коллективной жизни. Оно является и средством обмена оценочными мнениями, благодаря которым ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников.

После 4 лет количество контактов со сверстниками и совместных игр быстро возрастает. Когда наблюдается такой поворот от «я» к «мы», то уже неважно, какой «я» и какой «ты», главное — у нас интересная игра.

Детские игровые объединения имеют непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры. Только 13% этих детских объединений в старшем дошкольном возрасте постоянны.

В 5 лет формируются микрогруппы по 4—6 человек, в основном, одного пола, и только 8% из них — смешанные. Большое число детей в группе дает ребенку возможность осуществить естественный, а не навязанный широкий выбор партнеров-сверстников.

Наиболее предпочтительна для успешного формирования ребенка как субъекта общения и деятельности разновозрастная группа детей с разницей в год-полтора.

Игровая культура должна передаваться от старших детей к младшим, что повышает развивающую ценность взаимного общения. В личном общении ребенок оценивает себя исходя из отношения к нему взрослого.

Часто ребенок в группе имеет очень низкий статус. Игровая деятельность оказывает благотворное влияние на коррекцию негативно-эмоциональных состояний, помогая изменить неблагоприятное положение ребенка в группе сверстников.

Эффективный путь для этого — успехи в игре. Когда ребенок берет на себя роль, то испытывает чувство другого. А свои чувства, мешавшие в жизни, как бы уходят на другой план

? Способствует ли подготовка к утренникам развитию ребенка?

— Музыка стоит на втором месте после молчания, когда речь идет о том, чтобы выразить невыразимое. Музыка улучшает память, обостряет внимание, помогает самовыражению и обучению. Она снимает стрессы, активизирует работу полушарий мозга и хорошо влияет на развитие художественных способностей.

Музыка возбуждает молекулярную систему человека, а резонанс с ритмами человеческого тела очень влияет на скорость детского восприятия и способности к учебе. Об этом говорят результаты научных экспериментов.

Исследования Дугласа и Тэрри Вэбб подтверждают: музыкальные ритмы, мелодии, контрасты и различные тональности кодируют любую новую информацию.

Ученые считают, что музыка — хороший способ сохранить нужную информацию в памяти. Она повышает настроение, стимулирует эндокринную систему, что благотворно действует на внимание и память.

Исследования подтвердили, что игра на фортепиано способствует пространственно-временной ориентации, формируя способность видеть связь целого и частного: у дошкольников, которые полгода брали уроки игры на фортепиано, ориентация оказалась на 30% выше, чем у детей, которые осваивали компьютер.

Термин «эффект Моцарта» возник после исследований стадий активности мозга. Музыка помогает мозгу формировать представления, что является смыслом процесса познания мира.

Почему музыканты часто проявляют способности и к математике? Может быть, это связано с восприятием интервалов и манипулированием ими при помощи видения их внутренним зрением?

Нам необходима подвижность пальцев по мере старения, чтобы оставаться умственно активными. Заметьте, нет концертирующих пианистов, которые бы страдали старческим слабоумием. Не только мозг управляет нашими руками и ногами, но оказалось, есть и обратная связь.

Перекрестные движения рук или ног в танцах имеют очень сильное влияние на нашу способность к обучению.

Для того чтобы успешно учиться и трудиться, мы нуждаемся в равноценной работе обоих полушарий мозга.

Ученые считают, что каждые 90 минут нормальный уровень гормонов в нашем теле достигает пика, а этот пик заставляет мозг активнее функционировать или левое полушарие мозга, или правое.

Самый легкий путь избежать таких перекосов — использовать перекрестные движения, их особенно много в танцах 50-х и 60-х годов и в танцах с предметами.

Хореография же «у станка» противоречит и вредна природе дошкольника. По утверждению психологов, 17—20% информации дает слушателю интонация говорящего, а до 40% — мимика и жесты. Невыразительная речь приведет к плохому усвоению знаков препинания.

Мудрый Гельвеции говорил: «Мысль входит вратами чувств». А как учиться речи, в которой гармонично сливаются чувство и мысль?

Риторика учит, что востребованными становятся люди, способные мыслить самостоятельно, находить оригинальное решение актуальной проблемы, точно и понятно для остальных формулировать его, вызвать к нему интерес соответствующих лиц. Сделать их единомышленниками, а также отработать систему доказательств оптимальности и необходимости реализации своей идеи. Сценарий утренника, как правило, всегда будет содержать проблему, требующую разрешения.

? Есть ли данные исследований, помогающие по каким-то признакам сразу определить одаренного ребенка?

— Физические данные одаренного ребенка гораздо совершеннее по следующим показателям: высокий уровень энергии и малая продолжительность сна, остальные отличия относятся к области высокой степени развития чувств и духа.

? Надо ли родителям еще и дома что-то делать с детьми для их развития?

— Конечно, родители не могут быть посторонними в деле воспитания их детей. Если ответить вовремя на вопрос «Что делать?», не возникнет вопроса «Кто виноват?». Нужно воспитывать ребенка вместе — ничего другого до сих пор не изобретено.

Жизнь ребенка едина! И как бы ни пытались мы искусственно разделить ее, она все равно остается живым целым, только появляются на ней рубцы и трещины. Родители — значимые взрослые во весь дошкольный период.

Главный повод для радости — это общение с родителями в совместной с ними деятельности. Старайтесь создавать радостную атмосферу и не загружать детей взрослыми проблемами, ведь потрясение от таких вещей может иметь продолжительный эффект.

Можно даже при случае использовать щекотку: смех повышает активность белых телец в крови и меняет ее химический баланс, а это вызывает появление химических элементов, необходимых для оперативности ума и укрепления памяти.

Смех снижает стрессы, а это, в свою очередь, повышает способность учиться. Ученые считают, что смех, радость укрепляют иммунную систему человека на три дня — на день радости и следующие за ним два дня.

Доказано, что математические способности в большей степени, чем остальные грани интеллекта, имеют тенденцию изменяться в зависимости от настроения и внимания. Прикосновения к ребенку улучшают пищеварение и снимают стрессы.

Дети ведут себя спокойней, если их чаще держать на коленях и руках, когда вы сидите, например, в кресле. Хорошо на детей действуют поглаживания, похлопывания и объятия.

Надо помнить, что школа не место для реализации потребности в игре — этим должны всегда заниматься родители. Им необходимо всячески поддерживать детскую игру, поощрять общение своего ребенка со сверстниками.

Важно подчеркнуть, что речь идет о классической сюжетно-ролевой игре, а не о различных развивающих и дидактических играх. Родители вносят также наибольший вклад в развитие грамотной речи ребенка. Должны быть постоянные разговоры с ним, носящие характер эмоционального общения.

Специальные задачи по обучению чтению и письму не ставятся — это делает квалифицированный преподаватель.

Со сверстниками ребенок обсуждает возникающие проблемы, делится своими мыслями, много разговаривает, но вряд ли это общение учит грамотности речи — вот еще одна причина необходимости большого числа взрослых-предметников в детском саду.

Если же мы хотим довести какие-то модели поведения у детей до автоматизма, в этом нам поможет повторение.

Словарный запас маленького ребенка зависит от того, насколько часто с ним разговаривает мать. Эмоции играют важную роль в действии памяти и побуждениях. Мотивация также связана с эмоциями. Обсуждайте с детьми ценность чувств! Научить детей понимать свои чувства и не бояться их испытывать — это лучшая помощь для учебы в будущем. Пойте с детьми как можно больше, ведь песни заряжают положительными эмоциями.

Эмоциональные переживания во время драматизации-выступлении помогают запомнить и понять смысл, заключенный в историях или стихах. А память — это фон для развития мышления.

Учите детей позитивному мышлению, следя за тем, чтобы все истории и события заканчивались только «на мажорной ноте». Если ситуация предполагает иное, то пусть ребенок увидит, что во всем происходящем был какой-то важный смысл.

? Как поддержать интерес ребенка к познанию?

— Интерес в детях поддерживается выслушиванием вопросов, которые они задают, наблюдением за тем, что их интересует. Учить детей гораздо легче в контексте их игр и взглядов, чем объяснять что-то на постороннем материале.

Вместо того чтобы говорить детям о том, что они должны научиться читать, чтобы стать великими математиками или учеными, лучше объясните им, что, научившись читать, они смогут прочитать меню в кафе и выбрать десерт по-своему вкусу.

Постарайтесь с самого начала объяснить ребенку, чем эта информация будет полезна для него. Так, например, с помощью математики некоторые дети могут самостоятельно пополнять запасы своих сладостей и т. д.

Связь семьи и школы необходима. Если дети изучают цветы, родители на даче или на рынке смогут постоянно закреплять эти представления. Гуляя в парке, в лесу, у водоема, хорошо вспомнить их обитателей и их особенности и т. д. Если вы предлагаете информацию детям, все время проверяйте, что они понимают ее на каждом этапе.

Если вы будете ждать, пока объясните им весь материал, может оказаться слишком поздно. Попросите ребенка пересчитать пальцы на ваших руках. Затем спросите, сколько у вас пальцев. Если ребенку приходится пересчитывать, значит, он до конца не понимает смысл последнего числительного при последовательном счете.

Даже у 4—5-летних детей понимание количества довольно приблизительно. Было доказано, что 5-летние дети склонны считать, что в растянутом (длинном) ряду тех или иных объектов больше, чем в коротком, более компактном ряду того же количества объектов.

Только в 7—8 лет дети начинают опираться исключительно на понятие количества. Для ребенка важна, главным образом, качественная сторона родительского сознания — категории мышления, ценности и духовный мир родителей зададут направления его развития.

Психическое же развитие — это результат схождения внутренних данных с внешними условиями

? Что для ребенка является главным в духовном развитии и с чего лучше начать?

— Речь не идет о строгом обучении детей определенным правилам и жестким предписаниям. Речь о вашем собственном отношении к жизни. Как мать или отец вы гораздо эффективнее можете научить с помощью того, кто вы есть на самом деле, а не того, что вы говорите. Это тоже является частью духовной перспективы.

Ребенка, которому в 3—4 года объяснили, что существует причина, по которой он появился здесь, ждет совсем другое будущее.

Такой ребенок будет воспринимать поиск смысла жизни как вполне естественное занятие, как духовный эквивалент алфавита. Он не будет годами откладывать это занятие, и внутреннее смятение не будет доводить его до отчаяния.

Вопрос «Зачем я здесь?» не должен становиться ужасным экзистенциальным вопросом — это наиболее радостное исследование, которое может быть предпринято человеком, и мы окажем своим детям огромную услугу, представив его именно таким.

Это исследование может быть выражено в простых повседневных вопросах, например:

  • «Что для меня имеет значение сегодня?»;
  • «Какой талант я в себе обнаружил?»;
  • «Что пришло ко мне: подарок, занятие, прекрасное переживание, заставив меня почувствовать себя особенным?»;
  • «Что сделал я для того, чтобы заставить почувствовать себя особенным кого-то еще?»

Все это простые вариации одного и того же главного вопроса: для чего я существую? Все мы, будучи детьми, задавали этот вопрос и перестали его задавать только потому, что поняли: у наших родителей и у наших учителей на самом деле не было на него ответа.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector