Написать нам
Популярно
Лайк   0   435

Педагог — личность творческая!

Формирование творческой активности у педагогов

Педагогическая деятельность, какие бы области она ни включала, всегда предполагает творчество, поиск нового, интересного, самобытного. Слово «творчество» происходит от слова «творить» и в общеизвестном смысле означает искать, изобретать и создавать то, что не встречалось в прошлом опыте.

Вообще проблема творчества в наши дни стала весьма актуальной и по праву считается «проблемой века». Педагогическое творчество имеет особенность: его содержанием является творение (воспитание и формирование) человека разумного, всегда неповторимого, уникального. Необходимость готовить к творчеству каждого педагога не нуждается в доказательстве.

Творческий педагог — это думающий, постоянно позитивно мыслящий человек. Поэтому первым и необходимым условием творчества выступает широта кругозора творца. В нашем случае — это огромный запас идей и свободная в них ориентация. А для этого надо знать достижения, в первую очередь, современной психолого-педагогической науки и образования детей.

Сегодняшний образовательный процесс предъявляет к педагогу особые требования: профессиональная компетентность, высокий уровень культуры, интенсивная работоспособность, эрудированность, творческая активность.

Основными критериями в формировании творческой активности педагога являются умения:

— ставить и анализировать цели в своей деятельности;

— ориентироваться в различных ситуациях;

— принимать решения;

— реализовывать определённые программы или планы исполнения;

— проверять результаты своей деятельности и корректировать её с учётом изменяющихся ситуаций.

Требования, которым должны соответствовать вышеперечисленные критерии:

— отражают как результативные, так и процессуальные характеристики активности педагогов и характеризуют не только её результат, но и способы его достижения;

— основываются на дидактических принципах обучения и воспитания;

— являются социально и психологически значимыми, имеют смысл для педагога;

— просты для понимания и легко измеримы.

Существуют следующие компоненты творческой активности: мотивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой.

Мотивационный компонент включает систему мотивов, которые выражают осознанное побуждение к деятельности, в том числе и творческой, совокупность тех психических моментов, которыми определяют поведение человека в целом, то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается.

Мотивационный компонент изучался многими исследователями, которые рассматривали его как системообразующий элемент в творчестве,   поскольку он не только придаёт творческой деятельности личную значимость, но и регулирует её на всех этапах осуществления.

Мотивационный компонент, обеспечивая направленность на творческое усвоение знаний, включает в себя мотивы творческого усвоения и овладения умениями такого рода. У педагогов он предполагает:

  • осознание необходимости воспитать в себе творческую личность;
  • понимание значимости решения проблемы развития творческой активности;
  • желание воспитывать в себе творческое воображение, фантазию, импровизацию, творческую преобразующую деятельность;
  • осознание важности развития творческой активности у детей дошкольного возраста;
  • заинтересованность, увлечённость педагога в решении данной проблемы;
  • стремление к получению высокой оценки, признание успеха в творческой деятельности.

Содержательно-операционный компонент обеспечивает реализацию побуждений к творческой деятельности. Многие авторы выделяют его в качестве основного компонента творчества.

Значительное место в содержательно-операционном компоненте занимают организационные способности и умения. Это умения планировать, способность к самоорганизации, т.е. способность личности мобилизовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, способность к релаксации, коррекции, доработке и совершению первоначального замысла.

Итак, содержательно-операционный компонент включает в себя:

  • знание философских, психолого-педагогических основ теории творчества;
  • широкий общекультурный кругозор: постоянное совершенствование в творческой деятельности;
  • умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обосновывать, выражать свои мысли;
  • способность генерировать идеи, гибкость мышления, переносить знания, мнения в новые ситуации;
  • способность использовать творческий опыт других, сотрудничество, умение отстаивать свою точку зрения;
  • готовность к овладению современными инновационными процессами творческой деятельности и проектирование на этой основе собственных инноваций.

Эмоционально-волевой компонент. Эмоции — это непосредственное временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства. Эмоциональный компонент отражает эмоциональное отношение к учебно-творческой деятельности, склонности заниматься и добиваться успешных результатов в ней, несмотря на возникающие трудности.

Другая составляющая этого компонента — волевое начало, ведь активность сопровождается волевыми проявлениями, носит в большей мере сознательный, целенаправленный характер.

Эмоционально-волевой компонент предполагает:

  • умение преодолевать возникающие трудности, доводить начатую работу до конца;
  • наличие интереса, умение радоваться и удивляться;
  • решительность, инициативность, способность к волевым умениям.

Интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты в творческой деятельности неразделимы. Ибо ни одна эмоция, ни одно волевое решение и действие не возникает вне деятельности человека.

Таким образом, формирование готовности педагогов к воспитанию творческой активности детей связано со всеми сторонами формирования личности: потребностями, интересами, склонностями, способностями, волевыми проявлениями, эмоциональным отношением к деятельности.

Прежде всего педагог сам должен быть личностью творческой, яркой, профессионально грамотным, любящим детей человеком.

Н. Будник


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress