Написать нам
1   0   411

Педагогическая классификация игрушек

В используемой современной дошкольной педагогикой классификации различают следующие виды игрушек: образные, дидактические, спортивно-моторные, игрушки-забавы, игрушки-самоделки.

Одной из первых разработала классификацию игрушек выдающийся педагог, художник, знаток психологии ребенка и детской игры, сотрудница Института игрушки (Загорск) Евгения Александровна Флерина. Вместе с коллегой по исследовательской деятельности А.П. Усовой она делила игрушки на технические, дидактические, образные, музыкальные.

Е.А. Флерина особенно выделяла народные игрушки. В докладе на Всероссийском совещании «Педагогика народной игрушки» она отразила историю народной игрушки, ее педагогические и художественные достоинства.

Ученый обратила внимание на то, что народная игрушка радует ребенка, забавляет его, в ней много юмора, жизнерадостности; в то же время она будит мысль ребенка, помогает развивать эстетические чувства и воспитывает у детей любовь к национальному искусству.

Перечни игрового оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, выделяют игрушки-забавы в отдельную группу. В методической литературе встречаются такие понятия, как «игрушка-забава» и «забавная игрушка». Так, игрушки для детей от 1 года до 2 лет включают забавные каталки с движущимися фигурками и игрушки-забавы. Игрушки для детей 2—3 лет имеют более точное разделение по функциям: дидактические, сюжетно-образные, спортивно-моторные игрушки и игрушки-забавы.

Концептуальное, на наш взгляд, понимание принятого в педагогической практике деления игрушек на виды высказывает кандидат педагогических наук О.К. Васильева: «Деление игрушек на виды условно. Оно необходимо для анализа и характеристики всего ассортимента игрового материала. Вместе с тем одни и те же игрушки в зависимости от признака можно отнести к разным видам. Это можно сказать и об игрушках-забавах, среди которых немало образных (например, клюющая курочка, танцующий мишка). Однако основное предназначение таких образных игрушек — забавлять и развлекать детей, поэтому они отнесены к игрушкам-забавам». Знание классификации игрушек с учетом их игровых функций позволяет воспитателю направлять и развивать игры детей.

В педагогической работе с детьми важным оказывается учет свойств игрушек в зависимости от художественно-образного решения: реалистические, условные и конструктивные. Большинство игрушек-забав можно отнести к условно-образной игрушке.

В условных по образу игрушках более ярко выделяются определенные детали, подчеркивающие внешние признаки предмета, которые позволяют широко применять игрушку и динамично ее использовать. Детей привлекают условные по образному решению игрушки с движением, звучанием, неожиданным раскрытием сюжетов, яркой раскраской.

Т.С. Туфкрео


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress