RSS  Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort ümraniye escort maltepe escort kartal escort escort bayan escort istanbul istanbul escort istanbul escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort pendik escort
3   0   1040

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского

Перу В.А. Сухомлинского принадлежит 40 книг и пособий, сотни научных и научно-популярных статей. Труды его были изданы в Англии, Беларуси, Болгарии, Бразилии, Испании, Польше, России, Франции, Японии. Среди многочисленных книг наиболее известны следующие:

  • «Сердце отдаю детям»;
  • «Как воспитать настоящего человека»;
  • «Мудрая власть коллектива»;
  • «Разговор с молодым директором школы»;
  • «Родина в сердце»;
  • «Хрестоматия по этике»;
  • «Письма к сыну»;
  • «Потребность человека в человеке»;
  • «Об умственном воспитании»;
  • «Книга о любви»;
  • «Человеческая личность неповторима»;
  • «Верьте в человека»;
  • «Нравственный идеал молодого поколения»;
  • «Рождение гражданина»;
  • «Павлышская средняя школа»;
  • «Воспитание коллективизма у школьников»;
  • «Мудрость родительской любви».

В 17 лет от роду юный Василий стал учителем начальной школы недалеко от родного села. Учился он на дневном отделении только два года. При сдаче зачетов простудился, заболел плевритом, перевёлся в Полтавский пединститут заочником. Окончил его в 1939 г. Таким образом в списке окончивших этот институт стояло имя Макаренко, теперь вошло имя и Сухомлинского.

Когда Сухомлинского спрашивали, как ему удалось, успешно работая директором школы, так много создать (написать), он отвечал: «Меня вдохновляли и вдохновляют два чувства — любовь к детям и ненависть к фашизму… В моём сердце вечно кипит гнев, и в то же время мне хочется обнять и приласкать всех детей нашей страны, хочется, чтобы никто из них не знал горя, страдания… Каждый день, каждый час я пробуждаю в детских сердцах человечность — тончайшую способность чувствовать рядом с собой сложные движения чужого сердца, чужой души».

Человековедение — вот самый главный предмет в школе. Это убеждение В.А. Сухомлинского. И один из истоков его кроется в ужасах, трагедиях войны, которые испытали миллионы. В. Сухомлинский тоже.

С 1947 года, когда Василий Александрович принял Павлышскую среднюю школу, целые дни он проводил с детьми. Учил, воспитывал, перевоспитывал, выхаживал. С детьми он был безумно счастлив. С ними он забывал горе войны, личное горе. Вставая в 4—5 часов утра, он выходил через коридор в свой кабинет директора (свою творческую лабораторию) и принимался за работу. В 8 часов он ежедневно выходил встречать детей, чьи голоса радовали сердце. И так изо дня в день десятки лет подряд, отдавая им свой талант и чуткое сердце.

Что положительное внёс Сухомлинский в практику работы сельской школы и что можно использовать в современной белорусской (городской и сельской) школе?

Опыт В.А. Сухомлинского в той или иной мере используется многими воспитателями и педагогами. Из многогранного педагогического наследия они используют идеи и положения известного педагога о (об):

  • умственном воспитании;
  • нравственном воспитании;
  • трудовом воспитании;
  • эстетическом воспитании;
  • физическом воспитании и укреплении здоровья детей;
  • семейном воспитании;
  • природе как средстве воспитания;
  • сказке как средстве воспитания.

Остановимся на идеях и положениях педагога об использовании природы в воспитании дошкольников и младших школьников.

В.А. Сухомлинский в работе с детьми дошкольного возраста по подготовке их к обучению в школе целенаправленно и творчески использовал природу в таких направлениях:

  1. Процесс познания природы связан с умственным развитием детей. «Каждое путешествие в природу есть урок мышления, урок развития ума. …Природа мозга ребёнка требует, чтобы его ум воспитывался у источника мысли — среди наглядных образов и, прежде всего, среди природы, чтобы мысль переключалась с наглядного образа на обработку информации об этом образе. Если же изолировать детей от природы, если с первых дней обучения ребенок воспринимает только слово, то клетки мозга быстро утомляются и не справляются с работой, которую предлагает учитель.
  2. Природа — богатый источник нравственного воспитания, в частности такого важнейшего качества личности, как доброта. Источник воспитания этого качества заложен в созидании, творчестве, красоте природы. Человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира.
  3. Красота природы — источник поэтического творчества детей. По мнению Сухомлинского, поэтическое вдохновение начинается с видения красоты природы, пробуждающей чувства и мысль детей. Это способствует тому, что дети начинают сочинять сказки, стихи, рассказы.

Вот пример творческого вдохновения дошкольницы Кати, написавшей рассказ «Подсолнечник».

«Взошло солнышко. Проснулись птички, поднялся в небо жаворонок. Проснулся и подсолнечник. Встрепенулся, стряхнул со своих лепестков росу. Повернулся к солнышку: «Здравствуй, солнышко! Я долго ждал тебя. Видишь, мои жёлтые лепестки поникли без твоего тепла. А теперь они поднялись и радуются. Я круглый и золотой, похожий на тебя, солнышко».

  1. Природа — естественный источник детского здоровья. В.А. Сухомлинский в первые недели работы «Школы радости» вместе с медицинскими работниками изучал состояние здоровья детей. Затем практически занимался укреплением их здоровья с одновременным познанием ими явлений природы. «У нас стало привычным: ни одной минуты в осенние, весенние и летние дни дети не должны находиться в помещении. В первые 3—4 недели «Школы радости» ребята проходили ежедневно 2—3 километра; во второй месяц — 4—5; в третий — 6. И всё это среди полей и лугов, в рощах и в лесу… Ребенку хочется идти, потому что он чувствует себя открывателем мира».

Что ж конкретно было создано В.А. Сухомлинским в «Школе радости» и в семьях дошкольников для оздоровления детей?

В «Школе радости»

  • Закалка ног в весеннее, летнее и осеннее время (посещение школы босиком).
  • Длительные пешие прогулки на природу.
  • Развитие хорошего аппетита у детей посредством использования для еды на природе хлеба, печёного картофеля, лука, огурцов, каши и др.
  • Создание площадки для игр на свежем воздухе (качели, карусели с фигурками конька-горбунка, волка, лисы, слона и др., площадки для подвижных игр).
  • Проведение праздников (матери, девочек, недели сада, первого хлеба, птиц и др.).
  • Оборудование уголков, по традиции принадлежащих одной возрастной группе (для дошкольников — виноградная беседка).
  • Создание материальной базы для трудовой деятельности детей (оранжерея, пасека, кролеферма, метеостанция, 4 мастерских, фруктовый сад на площади 20 гектаров, виноградники, около 4 тысяч приборов, станков, моделей, сельскохозяйственных машин и механизмов, школьная электростанция и др.).

В семьях детей

  • Приобретение родителями по одной-две семье пчел с целью употребления детьми меда в лечебных целях.
  • Помощь каждой семье иметь плодовые деревья, особенно яблони.
  • Забота родителей о запасе продуктов, богатых витаминами, специально для весенних месяцев (когда в организме детей исчерпывается запас витаминов и когда ослабляется сопротивляемость организма простудным заболеваниям и снижается работоспособность, слабеет здоровье).
  • Пребывание родителей с детьми в полях, где воздух насыщен фитонцидами злаковых растений (пшеницы, ржи, ячменя, гречихи).
  • Посадка родителями под окном спален детей ореховых деревьев, запах которых убивает болезнетворные микробы и отпугивает вредных насекомых.
  • Оборудование в каждом дворе летнего душа.
  1. Вовлечение всех учащихся, в том числе и дошкольников и младших школьников, в общественно полезный труд, выполняемый в основном на свежем воздухе в природе.

Правила вовлечения в общественно полезный труд:

1) включение всех детей в полезный физический труд с 5—6 лет;

2) считай своей заслугой только то, что ты сделал своими руками, разумом, творчеством;

3) ценность подарка родителям, родным и близким измеряется не той суммой денег, которые взрослые дали ребёнку, а теми трудовыми и умственными усилиями, которые сам ребёнок вложил в изготовление своего подарка (выращенные цветы, изготовленные шкатулки, созданные рисунки, вещи для домашнего обихода, стихотворения, сказки, рассказы, выращенный виноград и др.).

Дети 7—8 лет создали на полях местного колхоза лесозащитные полосы, благодаря которым в течение 10 лет прекратилась эрозия почвы на площади 160 гектаров. За 30 лет учащиеся превратили в тучные нивы свыше 60 гектаров неплодородной глинистой почвы.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского имеет огромное значение. Оно не потеряло свою актуальность и в наши дни, когда на первый план в образовании вышло формирование личности, воспитание гражданина-патриота, настоящего человека.

В. Чечет


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress