Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort Sincan Escort Bursa escort Ankara escort bayan Çankaya escort Ankara escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort Ankara escort
1   0   469

Первая программа детского сада (часть 2)

Начало статьи

Были ли все из высказанных упрёков справедливыми? Попробуем разобраться. Так, разработку материалов программы и режима для каждой возрастной группы считали необоснованной, отвлекающей педагога от индивидуальной работы с детьми, развитие которых нельзя замыкать в возрастные рамки.

Потому в новом документе «Руководство для воспитателя детского сада» (1938 г.) материал дан не по возрастным группам, а по главам, раскрывающим направления работы. Это представляло определённые сложности для воспитателя, и уже второе издание этого «Руководства» вновь даёт материал по возрастным группам, для каждой из которых определяется содержание работы. Такой же принцип составления программ используется и по настоящее время.

В качестве недостатков первой программы называлось отсутствие в ней чётко выделенных задач нравственного воспитания. Надо отметить, что вместо этого термина в рассматриваемый период чаще всего использовались другие — «идейно-политическое», «общественно-политическое», «общественное» воспитание. И этот раздел программы предусматривал задачи воспитания у детей навыков «общественного поведения, необходимых для коллективной жизни», ровных товарищеских отношений, проявление внимания к сверстникам и заботы о малышах, т.е. моральных качеств и привычек поведения.

Из первой программы исчез самостоятельный раздел Он стал частью раздела «Рисование, лепка и другие трудовые занятия». Однако содержание трудовых умений и навыков по-прежнему включали в себя требования развития у детей достаточно сложных умений: пользования молотком (4 года), лучковой пилой (5 лет), клещами (6 лет), стамеской, шилом, перочинным ножом (7 лет), овладение при изготовлении строительных материалов из глины навыками плотной набивки, прессования дощечкой, разборки и выкладки формы (6 лет) и т.д. Указания по детскому самообслуживанию в этом разделе включали в себя не только элементарные навыки, но и рекомендации по привлечению детей с пятилетнего возраста к приготовлению винегрета, работе с тестом (от стадии его подготовки до изготовления шестилетками с помощью разнообразных форм печенья, лепёшек, крендельков, баранок), засолке огурцов, помидоров, других овощей, шинковке капусты, сушке яблок с детьми 7 лет.

Раздел проекта «Музыкально-двигательная работа» в программе получил название «Художественное воспитание». И хотя в объяснительной записке к нему говорится, что в целях художественного воспитания надо использовать всю работу детского сада, не ограничиваясь изодеятельностью, содержанием данного раздела стала только программа музыкальных занятий и ритмических движений детей по годам без деления на полугодия.

Принципиально новыми разделами были следующие: «Игры», «Развитие детской речи и занятия с книгой и картиной», «Начатки знаний о природе» и «Внутренний распорядок в детском саду».

Программа по игре включала в себя:

  • указания о содержании и организации игр для детей разных возрастов и требования к игрушке;
  • рекомендуемый материал для творческих игр по сезонам для помещения и участка;
  • игры с правилами (печатные и моторные) для каждого возраста.

Излишне подробная детализация материала программы по играм (когда играть, как играть, с чем играть и т.д.) на практике подчас приводила к тому, что игра скорее походила на «организованное занятие».

В разделе программы по развитию речи перечислены были требования к речи ребёнка со стороны содержания, структуры, произношения; перечень расширяющего круга занятий по возрастам; объём навыков в обращении с книгой, список рекомендуемого для чтения литературного материала и радиопередач для прослушивания. Анализ видов предложенных занятий позволяет сделать вывод о том, что основной формой работы по развитию речи дошкольника выступала повседневная жизнь. Так, к видам занятий для трёхлеток, например, отнесены были: индивидуальный разговор с ребёнком, разговоры между детьми, короткие высказывания по поводу игрушки, слушание рассказа педагога и рассматривание чётких простых картинок.

Такой же подход к описанию основных форм работы (названных «виды занятий») был предложен и для реализации раздела «Начатки знаний о природе», программа которого для каждого возраста по сезонам предусматривала знакомство не только с характерными явлениями погоды, но и с теми изменениями, какие они вносят в жизнь животных и растений; перечислялись те умения, которыми должны были овладеть дети в процессе ухода за ними.

Связано это, прежде всего, с тем, что в рассматриваемый период теория и практика общественного дошкольного воспитания находилась ещё на стадии разработки. Длительное время обсуждался вопрос о роли педагога в детском саду: является ли он только организатором среды, действующей на ребёнка в определённом направлении, или роль эта должна быть руководящей в работе с детьми? От ответа на него зависело и решение вопроса об основных источниках (формах, способах) получения детьми знаний: повседневная жизнь, дидактические игры или всё-таки занятия со всей группой детей, организованные педагогом? И хотя превалирующей формой образовательной работы в теории и практике детского сада были дидактические игры, в 30-е годы всё чаще стали склоняться к последнему варианту, что нашло отражение даже в названиях: «организованные» занятия (1932 г.), «установленные» (1934 г.), «обязательные» (1938 г.). Все эти занятия, как бы они не назывались, проводились по типу свободной детской деятельности без прямого обучения. Руководство ими сводилось к постановке общего для всех детей задания (например: «Будем рисовать дерево»), которое каждый ребёнок должен был решать самостоятельно, не получая указаний относительно способов его выполнения. Причина подобной подмены обучения фактически самообучением крылась в признании детского творчества основой развития ребёнка, которое подавляет прямое обучение и, следовательно, приводит к снижению активности детей. Однако чёткого различия между методами, приёмами работы, формами и видами занятий в этот период ещё не было.

Впервые программа 1934 г. рекомендовала всю работу осуществлять в соответствии с детально расписанным на зимнее и летнее время «внутренним распорядком». Помимо прогулок, сна и еды отводилось время как на «свободные» занятия и игры, так и на «установленные» занятия со всей группой детей в первую половину дня продолжительностью от 15—20 с 3—4-летками до 20—50 минут с детьми 4,5—5 лет. Для самых старших (6—7 лет) длительность «сидячих» занятий устанавливалась 30 минут, а музыкальных и физкультурных — 20 минут. Причём в общих примечаниях к этому разделу отмечалось, что один раз в шестидневку утренние установленные занятия отменяются, а это время отводится для свободных игр по выбору детей. Что касается раздела «Занятия по чтению и письму», то программа работы по грамоте была рассчитана на работу с детьми только 6—7 лет.

Пожалуй, наиболее проработанным в первой программе был раздел «Физическое воспитание». Уже на I съезде по дошкольному воспитанию был поставлен вопрос о роли врача в детском саду, большое внимание оздоровлению ребёнка уделялось и в «Инструкции по ведению очага и детского сада». Над проблемой физического воспитания детей активно работали врачи и педагоги. К началу 30-х годов были разработаны многообразные пути и средства для физического воспитания: от организации всей обстановки детского сада в соответствии с требованиями гигиены, «использования в интересах физического воспитания ребёнка воздуха, воды и солнца», формирования у детей культурно-гигиенических навыков до организации творческих, подвижных игр и специальных занятий по физкультуре. В детских садах строились застеклённые террасы, павильоны или просто навесы для дневного сна детей; для наиболее ослабленных детей ряд предприятий организовывал детские санатории; изменилась культурно-гигиеническая обстановка детских садов (появились скатерти, красивая посуда, салфетки с индивидуальными метками для каждого ребёнка; издан специальный сборник подвижных игр для физического воспитания; программой, помимо занятий, впервые введена утренняя зарядка (для детей 4,5—5 лет) и т.д.

В данном разделе помимо «программы физических упражнений», дана «программа по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков». Они были расписаны не только по возрастам, но и на полугодия по следующим направлениям: формирование навыков, связанных с гигиеной тела (личная гигиена), с гигиеной одежды и самостоятельным одеванием; с элементарной общественной гигиеной. И отдельно по каждому полугодию — работа с родителями в этом направлении. Каждый из навыков был так разделён по этапам формирования, что возникали вопросы о целесообразности подобной детализации. Почему, например, именно в три года ребёнок должен уметь снимать ботинки; в три с половиной — уметь их надевать; в четыре с половиной — «знать, что обувь нельзя надевать на кровати», а в пять — «не плевать на пол»?

Однако, несмотря на ряд недостатков первой программы, надо признать большие заслуги теоретиков и практиков дошкольного воспитания, проделавших колоссальную работу по созданию научных основ дошкольной педагогики и организации общественного дошкольного воспитания. Создание первой программы детского сада явилось, безусловно, значительным шагом вперёд по сравнению с её проектом. Наличие программы упорядочивало работу детских садов, позволяло строить её более содержательно, организованно и целенаправленно. Первая программа заложила основы для разработки последующих программно-методических документов для всей системы общественного дошкольного воспитания.

Анищенко О.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress