Написать нам
ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort maltepe escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort istanbul escort istanbul escort beylikdüzü escort istanbul escort beylikdüzü escort Sincan Escort Bursa escort bahcesehir escort bahcesehir satilik daire avcilar erkek yurdu bahcesehir escort
1   0   297

Письмо и развитие детей

В 1968 году традиционное, отрывное письмо, которое совершенствовалось веками, было заменено на безотрывное. Вместо перьевых ручек стали пользоваться шариковыми. Вместе с новым букварем появились и новые прописи.

Исследованием влияния процесса освоения техникой письма как ритмично нажимного, так и безотрывные на функциональное развитие ребенка никто, кажется, серьезно не занимался. Однако через некоторое время появились заметки одного из авторов прописи о том, что с внедрением новой системы письма почерк учеников, как предполагалось, не только не улучшился, а, наоборот, усугубился.

Это сообщение должно было стать тревожным сигналом для органов образования и здравоохранения, ведь почерк — это не столько эстетический аспект трудовой деятельности детей, но и отражение психолого-физиологических особенностей их развития.

К сожалению, те заметки не заинтересовали никого, дети и сегодня пишут шариковыми ручками.

В связи с этим, было решено провести исследование, чтобы сделать сравнительную оценку влияния различных способов письма (перьевой ручкой — ритмично нажимного, импульсивного и шариковой — с постоянным нажатием ручки) на функциональное состояние ребенка.

Одна из подготовительных к школе групп детей в течение года училась письму при помощи перьевой ручки, другая — при помощи шариковой. За базу были взяты стандартные прописи. Изучались такие показатели, как: состояние зрительно-ручной координации зрения, уровень напряженности ребенка во время письма.

В результате сравнительного анализа было установлено, что в течение учебного года у детей, которые пользовались перьевой ручкой, отмечалась устойчивая тенденция к постепенному увеличению зрительной рабочей дистанции.

Выходит, что процесс освоения навыками письма перьевой ручкой совершенствует зрительно-ручную координацию и экономит энергетические затраты организма, что является профилактической мерой против утомляемости младших школьников. Это обстоятельство положительно влияет на развитие разнообразных функциональных систем организма. Например, у детей, которые писали перьевой ручкой, возросла острота зрения до 1,3, в то время как у остальных она осталась на том же уровне — 1,0—1,1.

Во время исследования воспитаннику, который не владел техникой письма, предложили провести сплошную штриховку линии. Она представляла ряд сильных и слабых ударений, которые чередовались. Опыт свидетельствует о том, что произвольные графические движения формируются на базе непроизвольного микродвиательного импульсивного ритма, а письмо перьевой ручкой — это постоянное чередование усилий и расслабления. Значит, оно наиболее соответствует природе человека, способствует результативному формированию произвольных, тонко координированных движений.

Наверное не случайно на определенном этапе развития культуры письма люди пользовались гусиным пером как инструментом, который наиболее чувствителен к слабым волевых усилий.

Затем, попав под влияние научно-технического прогресса, перо было заменено на металлическое, оно также имело достаточную чувствительность к волевым усилиям организма. Дальнейшее техническое усовершенствование инструмента для письма продолжало вступать во все большие противоречия с природой человека.

И наконец, появилась шариковая ручка, которая требует постоянного мышечного и психического усилия, напряженности организма человека. При изучении вопросов продолжительности безотрывные письма с учетом механизма утомляемости ученые, еще в 1975 году пришли к выводу, что «… Продолжительность непрерывного письма в начале занятия должна составлять приблизительно 3 минуты, в середине — 2, а в конце занятия — 1 минуту». Однако ученики, как известно, пишут часами.

Каков же выход из такого положения? Ставить вопрос об отказе от шариковой ручки?

В своей монографии «Зрение у детей. Проблемы развития »В.Ф. Базарный предложил использовать ритмично нажимное письмо перьевой ручкой в дошкольных учреждениях в качестве введения в технику письма, то есть на этапе интеграции зрительного и ручного чувств, формирования зрительного и ручного автоматизма. Сформированный в таких условиях динамический стереотип зрительно-ручного ритма послужит базой для всей графической деятельности школьника, включая переход на письмо шариковой ручкой.

Кстати, многолетняя апробация такого начального обучения к овладению техникой письма в дошкольных учреждениях городов Красноярска и Сергиева Посада убеждает в эффективности его для снятия напряженности при письме, улучшения функционального и психического развития детей.

В. Щербинина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress