---Происхождение агрессии у детей
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

6   0   1032

Происхождение агрессии у детей

Эта тема волнует не только психологов, педагогов, но и родителей, всех тех, кто воспитывает детей. От того, как мы, взрослые, будем относиться к различным проявлениям настроения ребёнка, как будем сами формировать такое настроение, так будет формироваться характер и маленького человека.

Что такое «агрессивность»? Нормально ли её проявление в детском возрасте?

Психоанализ поставил агрессивность в центр структуры личности, так как инстинкт агрессии — основная побуждающая сила поведения людей. Подавление ее обществом негативно отражается на самой личности: не нашедшая выхода наружу агрессивность как бы переходит в стремление к саморазрушению. Человек не добр или зол, он — поле битвы двух равно мощных сил: жизни и смерти, добродетели и порока, миролюбия и агрессии.

ребята дерутся фото

Английский философ и психолог К.Лоренц создал «психогидравлическую модель», которая свидетельствует о том, что человек никогда не может справиться  со своей агрессивностью, потому что это — инстинкт. Накапливающаяся «агрессивная» энергия должна быть отреагирована, направлена по нужному руслу: состязания, спортивные соревнования, физические упражнения, конкуренция.

Таким образом, агрессивность — это неотъемлемое качество сознания, организующее его деятельность; это сила, с помощью которой человек выражает свою любовь или ненависть к окружающему миру и самому себе, пытается удовлетворить свои инстинкты. В более широком понимании агрессивность — это напряжение противостоящих начал: жизни и смерти, любви и ненависти, миролюбия и агрессии, «Я» и общества.

А.Адлеру принадлежит мысль о том, что стремление к превосходству, борьба за первенство — это универсальное свойство живой материи. В сознании заложена информация триумфа. Агрессивное («агонизирующее») сознание порождает разные формы агрессивного поведения: от открытого до символического. Пример символической агрессии — хвастовство, цель которого — в символической реализации собственного могущества и превосходства.

Это связано с тем, что агрессивный инстинкт включает в себя женский нарциссический комплекс, требующий признания и поклонения. Агрессивность, вплетаясь в контекст культуры, приобретает и другие символические формы: ритуалы, обряды, разные виды социальной активности.

Естественной сознательной или бессознательной реакцией человека является ответная агрессия (контрпринуждение), вытекающая из стремления к самостоятельности и уникальности. Индивидуальная психология А.Адлера выдвинула термин «категорическая ненасильственность», которая понимается как противоположность насилия или злоупотребления властью.

Один из ярких приверженцев индивидуальной психологии Р.Дрейкурс описал четыре цели отклоняющегося поведения:

  • добиться внимания к себе;
  • добиться власти (ребёнок не хочет подчиняться взрослым и хочет одержать верх над ними любым способом);
  • отомстить за то, что нелюбим и обижен;
  • отгородиться ото всех (демонстративный показ своей «непригодности» и демонстративный вызов: «Оставьте меня в покое!»).

Если ребёнок не смог привлечь внимания и добиться власти, он разочарован, чувствует себя обиженным. Теперь его агрессивное поведение может преследовать цель — отомстить. Собственное превосходство, к которому он стремится, чтобы отомстить другим, может оказаться единственной целью, достигнув которой, он обретёт, по своему мнению, необходимый статус.

Эту цель избирают те, кто успел глубоко разочароваться в жизни. Они, вероятно, хотят, чтобы другие ответили за это и почувствовали ту же боль и обиду. Ребёнок уже не верит, что может быть принят другими, и поэтому пользуется крайними мерами для утверждения собственной значимости.

Агрессивность, как и невроз, — следствие стремления личности к особому положению, основанному на чувстве неполноценности.

О. Чече


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector