RSS  Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort şerifali escort kartal escort ümraniye escort maltepe escort kartal escort Sincan Escort Etimesgut Escort Eskişehir Escort Bayan Çankaya escort Ankara escort istanbul escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort ankara escort kartal escort
4   0   190

Психокоррекция детской деструктивной агрессивности

Жестокий ребенок — слова, которые, казалось бы, не должны стоять рядом, но почему-то в последнее время мы все чаще слышим их…

Агрессивное поведение детей — это сложная и дискуссионная проблема не только психологов, но и всего общества в целом.

Ускорение темпа жизни, социальная нестабильность и многие другие факторы приводят во всем мире к увеличению конфликтности, в том числе и детской. Вызывает серьезное беспокойство рост детской преступности, проявлений жестокости, насилия.

Культура страха, при помощи которой контролировалось поведение людей в условиях тоталитарного режима, уже фактически разрушена. Культура стыда, к которой мучительно и не всегда верно идет наше общество, еще не развилась. И в промежутке между страхом и стыдом — агрессивность.

Она толкает неокрепшие личности к насилию и жестокости. Вспомним К.Гельвеция, который писал, что жестокость есть всегда результат страха, слабости и бессердечия. А мы, в свою очередь, добавим: жестокость детей — от страха, бессердечия и жестокости взрослых.

Агрессивность — почти всегда следствие неблагополучия и тесно связана с межличностными и внутриличностными конфликтами, самооценкой и социометрическим статусом.

Антиобщественное поведение зачастую является следствием заниженной самооценки, недостаточной уверенности в себе, осознанием непринятия в детское общество.

Чувствуя свою непризнанность, изолированность и не имея адекватных средств общения, ребенок кулаками стремится добиться признания среди сверстников и зачастую добивается обратного результата.

У каждого возрастного периода «свои» признаки, которые имеют наибольшее значение для получения детьми признания в группе сверстников: интеллектуальный уровень, степень развития речи, физическое совершенство, уровень овладения различными видами деятельности.

Среди дошкольников ценится также внешний вид, красивая одежда, готовность делиться игрушками. Но решающее значение имеет то, насколько ребенок усвоил навыки общения и игры. Это практически полностью определяет положение ребенка в детском обществе.

Таким образом, агрессивность может быть следствием переживания, обиды, ущемленного самолюбия. Впервые она возникает в психотравмирующей ситуации и направлена против тех, кого ребенок считает причиной своих неудач и бед.

Нередко агрессивность является частью протеста малыша против принуждения, авторитарности, агрессии со стороны взрослых.

Резко изменившееся поведение, появление капризности, агрессивности, упрямства, как правило, свидетельствует о неудовлетворенности основных потребностей ребенка (в признании, в любви и уважении, безопасности, самостоятельности, включенности в жизнь семьи и коллектива). Агрессивность оказывается бессознательным переносом выражения гнева, обиды, детского унижения с объектов внутреннего мира ребенка на его окружение.

Дети не рождаются драчунами и забияками и тем более уж преступниками.

Хотя необходимо признать, что у некоторых из них есть патологические проблемы, которые и являются основой агрессивного поведения.

Дж. Боулби писал, что на человека решающее влияние оказывает ранний опыт, «независимо от того, ожидает ли он впоследствии найти лучшее отношение или нет. Вся гамма детских переживаний, все формы эмоциональных связей, усвоенных с детства, — вот где нужно искать источник детской агрессивности».

Однако не стоит рассматривать понятие лишь в отрицательном смысле. Действительно, чрезмерное проявление агрессии или развитие агрессивности по типу акцентуации характера с преобладанием таких черт, как доминантность, конфликтность, неспособность к социальным контактам, вызывают негативное отношение и являются патологией развития. Для более глубокого понимания на проблему следует посмотреть и с другой стороны.

Агрессивность — это одна из характеристик активности и адаптивности личности. В социальном плане личность должна обладать некоторой степенью агрессивности. В противном случае имеем податливость, пассивность, конформность. В «норме» понятие «агрессивность» социально приемлемое.

Детская агрессивность появляется на свет в момент рождения ребенка и является естественной реакцией на преграды, стоящие на пути к удовлетворению потребностей и желаний.

Дальнейшее развитие агрессивности как «созидающей» или «разрушающей», «доброкачественной» или «злокачественной» (Э.Фромм) зависит от отношения к ней родителей и других значимых взрослых, от успешности и активности процессов полоролевой идентификации и социализации.

Нужно помнить о том, что детская агрессивность может возрастать на фоне повышения активности ребенка в процессе его аффективного развития. Пройдя этот этап с помощью взрослого, малыш может приобрести новые формы контакта с окружающим миром. Динамика самих проявлений агрессивности часто является своеобразным показателем способов взаимодействия ребенка с его ближайшим окружением.

Для достижения положительного результата коррекции деструктивной, разрушающей агрессии или симптома социальной дезадаптации детей дошкольного возраста необходимо перевести «деструктивную» энергию в «созидающее» русло.

Выше указывалось на роль эмоционального детского опыта в возникновении и развитии асоциального поведения, поэтому справедливо будет отметить, что у агрессивного ребенка необходимо создавать положительную устойчивую доминанту, противодействовать отрицательным эмоциям, страхам.

В этом замечательно помогает спокойная мелодичная музыка, хоровое пение, ритмичные движения, которые вызывают положительное эмоциональное состояние. Полезны игровые действия с яркими, приятными на ощупь игрушками и предметами, манипуляции со светом, звуком, цветом.

Следует учитывать, что каждый цвет несет в себе определенный заряд и по-своему влияет на человека. Например, один из предпочитаемых детьми цветов — оранжевый ассоциируется как громкий, теплый, подвижный, веселый. Он вызывает учащение и усиление пульса и соотносится с понятием «инстинкт». А синий и зеленый повышают работоспособность, снижают зрительное напряжение, способствуют концентрации внимания и эмоционально обозначают стремление к покою и обретению своего места.

И если синий цвет связывается с низким, плавным, успокаивающим, грустным звуком, то красный — с веселым, резким. Оранжевый, красный, синий и желтый — наиболее любимые детьми цвета. Малыши отвергают неяркие, блеклые оттенки цветов (серый, черный, хаки), которые способствуют плохому настроению.

Среди способов поведения взрослых — ответов на детскую агрессивность поведения можно выделить следующие:

  • игнорирование агрессии;
  • включение в контекст игры (бьет по рукам — поиграем в «ладушки»; рвет и разбрасывает бумагу — сделаем замечательный салют);
  • неприятие и запрет;
  • активное подключение в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых лежит страх, и достижение эмоционально положительного разрешения ситуации (это важно в любом способе реагирования).

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

 

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

«Тише, Танечка, не плачь…»

Воспитатель читает стихотворение Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет —

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Один ребенок изображает Таню, а другому предлагаем «оказаться» рядом с плачущей девочкой. Можно представить и изобразить рядом с Таней злого гнома, добрую фею, девочку-ревушку, драчливых мальчиков.

Упражнение помогает в осознании различий моделей поведения и развитии коммуникативных способностей.

«Зеркало»

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком и в группе.

1-й вариант. Ребенок «смотрится» в «зеркало». «Зеркалом» может быть и взрослый, и другой ребенок.

2-й вариант. Ребенок перед «зеркалом» изображает общего знакомого или сказочного героя.

3-й вариант. Ребенок изображает себя в состоянии радости, гнева, удивления и т.д.

Игра позволяет ребенку открыться, раскрепоститься, увидеть себя как бы со стороны. Она близка к приему «дублирования», который используется в психотерапевтической практике, в том числе и с аутичными детьми.

«Нарисуй свое настроение»

Дети рисуют свое настроение пальцами при помощи гуаши. Рисунок не обязательно должен быть сюжетным. Это может быть, как абстрактная картинка, так и очень показательная. Важно, чтобы она раскрывала внутренний мир.

Ребятам можно предложить определить, у кого какое настроение, или рассказать про свое и про то, почему оно именно такое.

Упражнение направлено на выражение осознания своего эмоционального состояния и развитие понимания эмоций другого.

«Музыка и эмоции»

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки и пробуют определить, что могло его вызвать.

Для этого упражнения замечательно подходит как традиционно рекомендуемая для прослушивания в детском саду, так и современная музыка в разных стилях. Необходимо, чтобы она была профессионально исполнена и эмоционально насыщена мелодичными красками.

Можно предложить малышам нарисовать настроение музыки, показать его мимикой, пантомимой.

Упражнение способствует развитию понимания передачи эмоционального состояния, снятию психического напряжения.

«Как повысить настроение»

Обсудите с ребенком или с детьми всей группы, как можно самому себе повысить настроение. Попробуйте придумать как можно больше разных способов, например: улыбнуться самому себе в зеркале, вспомнить о чем-нибудь хорошем попробовать рассмеяться, сделать доброе дело для других, послушать хорошую музыку и т.д.). Можно все эти способы продемонстрировать.

«Белое и черное»

Это упражнение проводится индивидуально или с группой в 2 — 3 человека с детьми старше пяти лет.

Ребенок отвечает на вопросы: «За что меня можно любить?» и «За что меня можно ругать?». Ответы отмечаются белыми и черными фишками, либо фишками одного любого цвета на белом и черном поле. А затем обсуждается, что нужно сделать, чтобы «белого» стало больше, а «черного» меньше.

Вносить предложения должен сам ребенок и вместе со взрослым обсуждать, насколько они приемлемы.

«Карикатура»

Обсудите с ребенком качества, которые он в себе ценит, что ему не нравится в себе. Затем предложите нарисовать себя в шутливом виде.

Для обсуждения можно брать не качества «вообще», а те, которые проявились в конкретной ситуации.

Это упражнение, как и предыдущее, помогает осознать свои личностные качества.

РАЗЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

При разыгрывании ситуаций эффективны приемы «дублирования» («Зеркало»), а также «обмен ролями», когда дети обмениваются ролями в ходе игры. Это дает ребенку возможность почувствовать себя и в роли сильного, и в роли слабого.

Можно использовать сюжетные маски и маски-эмоции. Ребенок выбирает для себя маску, отражающую эмоцию его героя в разыгрываемой ситуации. Хорошо иметь два набора масок: для «актеров» и для «дублеров».

В процессе игры дети-зрители по предварительной договоренности с ведущим могут становиться «актерами» и «дублерами».

С детьми старшего дошкольного возраста возможно разыгрывание ситуаций в форме кукольного театра.

При ходе отображения ситуации, в которой ребенок был участником, он может играть не только самого себя, но и других, а также быть «дублером» или зрителем. Такая свобода выбора роли поможет ребенку понять поступки других участников конфликта, посмотреть на ситуацию и на свое поведение их глазами.

Ниже предлагаются сравнительно простые ситуации для разыгрывания. Кроме них хорошо использовать интересные литературные, музыкальные сюжеты и те ситуации, которые возникают в ходе реального общения и затрагивают детей эмоционально.

Примеры ситуаций для разыгрывания:

  • Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых тебе мальчика.
  • Тебе и твоему другу очень хочется поиграть с одной и той же игрушкой.
  • Ты обидел своего друга.
  • Кто-то обидел тебя.
  • Мама позвала тебя с улицы домой, но ты не хочешь идти, потому что не закончил игру.
  • Ты съел конфеты, которые мама положила для гостей.
  • У тебя скверное настроение, ты капризничал, и поэтому вся семья опаздывает на представление в цирке.
  • Малыш плакал. Ты подошел и подарил ему свой букетик цветов.

Кукла Бобо

Агрессия у ребенка постепенно накапливается, и, когда ему удается ее выплеснуть на какой-либо объект, малыш становится спокойным и уравновешенным. Если предоставить ребенку такую возможность, часть проблем будет решена.

Для этой цели можно использовать куклу Бобо, которую можно сделать самим, например, из диванной подушки (пришить к подушке «руки» и «ноги», сделать ей злое некрасивое «лицо»).

В противовес Бобо можно сделать «хорошую» куклу из мягкой, приятной на ощупь ткани спокойной расцветки и назвать ее именем, которое придумает ребенок. Нужно обязательно условиться, что эту куклу нельзя бить и пинать, вымещая негативные чувства. С ней нужно обращаться ласково и бережно.

Бобо и «хорошая» кукла могут принимать участие в разыгрывании ситуаций, в играх и этюдах на выражение различных эмоций. С куклами могут происходить всевозможные истории, в которых они будут проявлять все свои «хорошие» и «плохие» качества.

В заключение хочется отметить, что от нас, взрослых, родителей и педагогов, во многом зависит психоэмоциональное состояние ребенка и его поведение. Нужно всегда быть чутким и добрым, отзывчивым к нашим детям, дарить им радость улыбки, хорошее настроение, окружать теплотой и заботой. И вы увидите, сколько счастья будет в глазах ваших детей!

О. Чече


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress